Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Новый мощный средний класс, конкуренция с китайцами и вторая волна из Поднебесной. Подводим итоги автобусного года

Если кто-то и надеялся, что самый стабильный «островок» на автомобильном рынке Российской Федерации это автобусный сегмент останется неизменным, то его ждет разочарование. Казалось бы, денежные вливания со стороны федерального бюджета и фонда национального благосостояния обеспечивают не только стабильную работу российским автобусостроителям и загрузку производственных мощностей, но и постоянную структуру спроса на их продукцию. Но, как оказалось, даже такое опосредованное регулирование спроса через федеральные программы может преподнести сюрпризы. А это основание для утверждения, что теперь каждый следующий год будет с какими-то неожиданностями. Пока год не закончился и не подведены окончательные данные, потому обратимся к материалам, которые предоставил ОАО «АСМ-холдинг» за 11 месяцев текущего года. Они достаточно репрезентативны, поскольку итоги декабря вряд ли смогут сломать обозначившиеся тренды. Первый и самый главный итог 2023 года – это «наступление» китайского автопрома. В прош

Если кто-то и надеялся, что самый стабильный «островок» на автомобильном рынке Российской Федерации это автобусный сегмент останется неизменным, то его ждет разочарование. Казалось бы, денежные вливания со стороны федерального бюджета и фонда национального благосостояния обеспечивают не только стабильную работу российским автобусостроителям и загрузку производственных мощностей, но и постоянную структуру спроса на их продукцию. Но, как оказалось, даже такое опосредованное регулирование спроса через федеральные программы может преподнести сюрпризы. А это основание для утверждения, что теперь каждый следующий год будет с какими-то неожиданностями.

Пока год не закончился и не подведены окончательные данные, потому обратимся к материалам, которые предоставил ОАО «АСМ-холдинг» за 11 месяцев текущего года. Они достаточно репрезентативны, поскольку итоги декабря вряд ли смогут сломать обозначившиеся тренды.

Первый и самый главный итог 2023 года – это «наступление» китайского автопрома. В прошлом году доля российских марок составила 80%, в текущем снизилась до 73%. При том, что в целом емкость рынка выросла на 31,6%, в сравнении с прошлым 2022 годом.

Российские автобусы ЛИАЗ-5292
Российские автобусы ЛИАЗ-5292

Наверное, не стоит ставить перед читателем вопрос, кто же «подвинул» отечественных автобусостроителей? Ответ хорошо известен. Наш канал неоднократно указывал на обозначившийся тренд. Сразу скажем, что мы его назвали медленно «ползущей китайской экспансией». И дело не только в том, что китайские бренды заняли прочные позиции в междугороднем сегменте, а в том, что частные перевозчики вновь обращаются к автобусам из Поднебесной, как к продукту, соответствующему их представлениям о цене и качестве техники для внутригородских перевозок. Но теперь о конкретных моделях.

Vector Next
Vector Next

Первое, лидер несменяемый. По-прежнему, 37% домашнего рынка занимает Павловский автобус. Примечательно, что первые две строчки делят с минимальным разрывом старый «пазик» (ПАЗ-3205) и относительно свежая модель Vector Next. Разрыв чисто символический – 7 штук. (см. таблица)

Второй «мощный выстрел» в текущем году сделали автобусы среднего класса. Оставим пока в стороне морально устаревшую павловскую модель 4234, которая представляет собой удлиненный вариант «старичка» ПАЗ-3205. Здесь в сегменте произошел просто «взрыв» в сегменте 8-9-метровых машин.

Презентация Volgabus-4298 в Ярославле
Презентация Volgabus-4298 в Ярославле

По-прежнему в строю ЛИАЗ-4292 «Курсор», которому выпали лавры лидера средних городских. Ему в «затылок дышит» Volgabus-4298 – разрыв всего в 6 машин (!!!) Минский средний класс (МАЗ-206/226) немного сдал. Но самое главное, пока своего веского слова не сказала Павловская новинка – «CityMax 9». По каким-то причинам она еще не отражена в статистике, хотя уже поступает в муниципальные парки.

ЛИАЗ-4292
ЛИАЗ-4292

Не вошли в ТОП-20 модели таких российских производителей как Lotos и СимАЗ. Не понятно, как себя чувствует новинка городской автобус КАвЗ-4270.

8-метровый ZhongTong LCK в Новосибирске
8-метровый ZhongTong LCK в Новосибирске

Первенство в междугороднем сегменте российского рынка занимает Yutong со своими автобусами разной вместимости туристического класса. Также в предлагаемой статистике не разделены на модельный расклад автобусы китайской марки ZhongTong. А ведь в последний год у частных перевозчиков резко вырос интерес к 8- и 10-метровым моделям из Поднебесной.

10-метровый ZhongTong во Владивостоке
10-метровый ZhongTong во Владивостоке

Единственный электробус КАМАЗ-6282 расположился на 14 строке. Пока регионы и перевозчики не рискуют брать инновационную технику. Наш канал рассказывал, как сегодня федеральные чиновники популяризируют этот тип пассажирского транспорта через программу реновации трамвайных систем.

Электробус КАМАЗ-6282 в Ростове-на-Дону
Электробус КАМАЗ-6282 в Ростове-на-Дону

Табл.1 ТОП-20 самых популярных моделей автобусного рынка Российской Федерации

По данным АСМ-холдинга
По данным АСМ-холдинга
НефАЗ-5299 в Екатеринбурге
НефАЗ-5299 в Екатеринбурге

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz