Действительно, почему электробусы для 10 городов РФ стали поставлять согласно давно умершего принципа, пришедшего из времен советской торговли. Сразу на память приходят воспоминания о продажах товаров в комплекте.
В советской дефицитной экономике был такой принцип – продажа товара в нагрузку. То есть, чтобы какой-то товар не залеживался на складе, его объединяли с каким-то остродефицитным, который разлетается вмиг с прилавка. Купить же отдельно остродефицитный нельзя, только в комплекте с неходовым. Таким образом, исправляли дефекты планирования и производства. А планирование было поставлено из рук плохо, потому что гоняться за дефицитом, было любимым занятием советских граждан.
Сегодня идет передача в 10 областных и краевых центров партий электробусов. В ряде из них проходят презентации этой инновационной техники. До 12 ноября будут переданы 12 электробусов КАМАЗ-6282 в Пермь. Закончены поставки в Курск, Волгоград и ряд других городов. После решения ряда задач они выйдут на городские маршруты регулярных перевозок.
А теперь надо разобраться, почему поставки электробусов осуществляются только в 10 городов. Все дело в том, что эта техника поставляется по программе комплексного развития городского электрического общественного транспорта, которую курирует заместитель председателя Правительства РФ — руководитель аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко. Это кураторство он осуществляет в соответствии с поручением Президента РФ.
Всего на эти цели федеральное правительство выделило 86 млрд рублей. Но вместе с тем для этих городов к трамвайным концессиям будет весомая «электробусная» добавка.
Напомним, данный федеральный проект по развитию городского электротранспорта сегодня реализуется в 10 регионах страны. Это областные центры Липецкой, Ярославской, Нижегородской, Курской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской областей, а также Краснодарского, Красноярского и Пермского краёв.
В рамках данного проекта запланирована поставка более 280 электробусов, 647 вагонов трамваев, а также установка более 120 зарядных станций, чтобы обеспечить в регионах стабильное функционирование электробусной маршрутной сети. При этом производство транспортных средств и объектов инфраструктуры будет сосредоточено в России.
На самом деле в этих 10 региональных центрах основной упор делается на реконструкции и обновлении трамвайной сети и трамвайного хозяйства. Это даже видно по количеству трамваев, которых будет в сумме 647 вагонов, что более чем в два с половиной раза больше, в сравнении с электробусами. Однако следует учесть, что это не единственная программа по обновлению пассажирского транспорта. Реализуются также программы обновления общественного транспорта в национальном проекте БКАД 2.0, федеральная программа «Чистый воздух», также составлены и осуществляются многочисленные региональные программы в области общественного транспорта. Естественно, что во всех этих программах упор делается на традиционные виды городского электротранспорта - трамвай и троллейбус. Поставки электробусов в них практически не запланированы, кроме ряда субъектов. Поэтому продвинуть инновационный транспорт в 10 городах - это первый шаг к более широкому распространению электробусов в стране. Это и возможность изменить консервативные взгляды транспортных властей регионов, которые неохотно идут на внедрение новых транспортных средств, предпочитая испытанные временем решения.
Недавно, казанская мэрия ответила на вопрос: почему другие города страны покупают и эксплуатируют электробусы, а столица Татарстана их не покупает. Тем более, что электробусы производятся в республике.
В комитете по транспорту мэрии Казани заявили, что причина в ценах — электробусы в разы дороже, чем на троллейбусы. Кроме того, для них нужно создать инфраструктуру, чтобы обслуживать. В Казани сейчас такой возможности нет.
В общем, продвигать электробусную тематику вне двух столиц достаточно затруднительно, поэтому для 10 крупных городов поставки электробусов привязаны к концессионным программам по развитию трамвая.
На недавно прошедшем Форуме общественного транспорта Самат Саттаров, директор по пассажирскому транспорту КАМАЗа, предложил разработать единую долгосрочную государственную программу поддержки закупки городского наземного пассажирского транспорта (на 5-10 лет). По его мнению, необходимо развивать электробусное движение в регионах и установить обязательную долю закупок электробусов не менее 10 % в 2027 году и 20 % в 2030 году.
Сегодня начаты и осуществляться поставки электробусов от КАМАЗа. Первые партии электробусов КАМАЗ-6282 уже поставлены в Волгоград, Курск и в Липецк. Небезосновательно, что камский автогигант начал производить новую, санкционно устойчивую комплектацию электробуса, что исключает потенциальные проблемы с техническим обслуживанием и отсутствием запчастей и расходных материалов.
Помимо КАМАЗа другие производители автобусов и троллейбусов создали свои модели электробусов - Группа ГАЗ, вологодский завод Транс-Альфа, ООО ПКТС, Волгабус и т.д. Недавно такую модель продемонстрировал Уфимский трамвайно-троллейбусный завод.
Помимо Москвы, где развитие электробусного движения является стратегическим направлением развития городского транспорта, аналогичные шаги предпринимает Санкт-Петербург. Правда, масштабы намного меньше столичных. Сегодня началось строительство парка для электробусов в Ржевке. Это первый подобный парк не только в Санкт-Петербурге, но и на всем Северо-Западе страны. Общая вместимость парка составит 400 электробусов, а в следующем году будет введена первая очередь на 132 электробуса. Объявлены конкурсные процедуры на закупку первых 100 электробусов особо большой вместимости.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz