Найти тему
Военно-технический сундук

Разгром люфтваффе в 1941 году со счетом 2:1. Наши летчики воевали плохо, но дрались героически, немцы так не умели

Сегодня насчет успехов и неуспехов ВВС РККА в 1941 году существует двоякое мнение. Одни специалисты пишут, что люфтваффе в 1941-м разгромили ВВС РККА подчистую, потому что наши летчики не умели воевать. Другие утверждают всё наоборот – люфтваффе потерпели страшное поражение, потому что немцы не умели драться героически. И то, и то похоже на правду, поэтому надо решить – чья правда правидвее?

В 1941 году основной истребительный парк советских ВВС состоял из устаревших И-16, которые, тем не менее, нанесли люфтваффе решающее поражение
В 1941 году основной истребительный парк советских ВВС состоял из устаревших И-16, которые, тем не менее, нанесли люфтваффе решающее поражение

Мне всегда нравилось в детстве читать всякие советские книги о Великой Отечественной войне, которые писали ее непосредственные участники в виде мемуаров. Много таких книг были от летчиков, и я подобными эпопеями буквально зачитывался. Конечно, были среди этой литературы и художественные произведения о воздушной войне, но во всех главных деталях они совпадали с мемуарами, хотя, может быть, только потому, что по этим самым мемуарам и писались.

И вот что было во всех этих книгах. Практически все ветераны-писатели, вспоминая 1941 год, рассказывали о том, что с первого же дня войны они столкнулись с очень сильным противником, который был не просто опытнее наших летчиков и не просто воевал на более совершенной технике. Все немецкие летчики на 100% были уверены в своей победе, а уверенность в победе, как известно, дает результатов побольше, чем профессиональное мастерство и самая лучшая техника.

Истребитель И-153 - вначале войны нашим летчикам приходилось сражаться именно на этих самолетах
Истребитель И-153 - вначале войны нашим летчикам приходилось сражаться именно на этих самолетах

Но вместе с тем что-то у немцев не заладилось с этой победой, потому что они с самого первого дня начали нести такие потери, какие им не снились и в предыдущие годы войны. А ведь до этого они набрали свой боевой опыт в борьбе не с какими-то пингвинами, а с самыми сильными и технически продвинутыми европейскими нациями – англичанами, французами, да и голландцы с греками и поляками в воздушных боях были парни не промах.

А тут какие-то общипанные, как им втолковывала пропаганда, «сталинские соколы» на своих допотопных «ишаках» так дали продуться именитым гитлеровским асам, что кое-кому в штабе люфтваффе буквально через месяц войны стало ясно, что лучше бы Гитлер попёр на Англию – больше было бы шансов на победу.

Истребитель И-16
Истребитель И-16

Однако скоро эти советские книги закончились, и как только началась горбачевская перестройка, в магазинах появились совсем другие книги про войну, правда, писанные уже не летчиками-ветеранами, а так называемыми «экспертами». И тут оказалось, что в 1941 году немцы разбили всю нашу авиацию, истребили всех наших асов, и веры в победу, которой у Сталина и его «соколов» и так было мало, к концу года не осталось вообще.

И Гитлер начал проигрывать не потому, что какие-то «сталинские соколы», которых в небе никогда не было видно, разодрали его ВВС как Тузик тряпку. Просто наступила зима, а к зиме Гитлер не готовился, тем более к такой, какая случилась на Восточном фронте в России. Вот зима и подвела люфтваффе, а вовсе не «сталинские соколы», которые до самого конца войны воевать так и не научились. Поэтому большинство частей люфтваффе пришлось отправить в тёплую Африку и такую же теплую Францию.

Июнь 1941-го - разгром советского военного аэродрома
Июнь 1941-го - разгром советского военного аэродрома

И вообще на Восточном фронте немецкие летчики по-настоящему так никогда и не воевали, потому что воевать было не с кем. А почти 90% потерь ВВС Гитлера понесли на совсем других фронтах – перед англичанами и американцами.

В качестве доказательств эти новоявленные «эксперты» фигуряют всякой математикой, сравнивая число побед германских и советских асов, и, судя по этой математике, наши асы вообще были слабаками – набили немецких самолетов в 6-7 раз меньше, чем немцы. А это говорит о чем? О том, что не было в ВВС РККА асов как таковых.

Новейшие истребители МиГ-3, попавшие под удар люфтваффе
Новейшие истребители МиГ-3, попавшие под удар люфтваффе

Так вот, резюме этой всей писанины таково – немцы всегда пообеждали Красную Армию летом, а Красная Армия могла воевать только зимой, когда ей помогал Генерал Мороз. Так было под Москвой в 1941-м, под Сталинградом в 1942-м, а потом Гитлера стали кусать в задницу американцы с англичанами, и тут уже было не до Восточного фронта с его задрипанными «сталинскими соколами».

Ну, ясно, что плохому танцору всегда мешают помидоры. Однако если позреть в корень, то следует не исследовать ВОВ по годам, а ответить на вопрос – почему Гитлер проиграл войну на Восточном фронте именно в 1941-м? Ведь он был твердо уверен в том, что прекрасно сможет покончить с Красной Армией еще до наступления холодов. Немцы разработали такой шикарный план «Барбаросса», а если немцы что-то разрабатывают, то они доводят это до конца. Это знают все.

Фото воздушного боя. Мессершмитт сбил «Чайку» (И-153)
Фото воздушного боя. Мессершмитт сбил «Чайку» (И-153)

Но вот в 1941-м план рухнул, и началось буквально избиение немецких армий, которое продолжалось более трех лет. Это ведь уже не план «Барбаросса». План «Барбаросса» погиб в самом начале войны – а почему? Не из-за Генерала Мороза – это точно, потому что многие немецкие генералы стали орать «караул» еще тогда, когда на Восточном фронте в 41-м солнце жарило вовсю. И одними из первых начали панику именно немецкие летчики, которые уже к осени поняли, что в небе над Россией творится совсем не то, что ожидалось.

Ладно, оставим этот факт в покое, как ясный для одних, и сомнительный для других. Я хочу понять, кому верить – нашим коммунистическо-социалистическим ветеранам, которым за их воспоминания платили деньги через Союз Писателей партия и правительство, или современным «экспертам», которым за их сочинения платят деньги совсем другие структуры, в основном зарубежные. Если принять во внимание, что заработки «экспертов» все же на порядок больше, чем заработки ветеранов-писателей, то можно легко понять, как более объективен в своих сочинениях, а кто – менее.

А на этом рисунке "чайка" таранит "мессершмитт"
А на этом рисунке "чайка" таранит "мессершмитт"

Тем не менее, сегодня очень много интересующихся Великой Отечественной войной в той плоскости, где фигурирует авиация, склонны верить в то, что Хартманн – молодец, а Кожедуб – слабак. Они наверняка знают, что в 1941 году советская боевая авиация была полностью разгромлена люфтваффе, а потом до самого конца войны влачила жалкое существование.

Однако я думаю, что наши ветераны врать не будут даже невзирая на то, что им была дана строгая установка не усугублять. Они, естественно, и не усугубляли, но и не врали. После начала перестройки, которая случилась через 40 лет после окончания войны, появились не только «эксперты», которые делали своё бабло на сенсационном известии о разгроме ВВС РККА в 1941-м году, но эксперты совсем другого рода. Эти эксперты (без кавычек) делали свою статистику не столько на каких-то сомнительных «документах из открывшихся архивов», сколько на уточнении данных непосредственно от ветеранов, большинство которых пребывали во вполне дееспособном возрасте и не страдали каким-то деменциями памяти.

Наш истребитель атакует бомбардировщик "хейнкель"
Наш истребитель атакует бомбардировщик "хейнкель"

Один из таких наших экспертов – подполковник В. Д. Бабкин, перу которого принадлежит довольно основательный труд «Опыт подготовки и ведения боевых действий объединений и соединений фронтовой авиации в начальный период Великой Отечественной войны и его значение для современных условий», данные для которого взяты не только из архивов, но и из информации, предоставленной этому специалисту фронтовиками. На основе этого труда им для журнала «Авиация и космонавтика» в 1991 году был составлен краткий очерк о состоянии дел на Восточном фронте в начальный период Великой Отечественной войны.

Этот очерк я хочу представить своим читателям, и пусть они сами решат – разгромили наши ВВС хваленое люфтваффе в 1941 году, или это всё враки советских генералов, которые просто попытались замаскировать своё собственное поражение в небе Великой Отечественной.

Два номера журнала "АиВ", в котором был опубликован очерк В. Д. Бабкина "В боях учились побеждать"
Два номера журнала "АиВ", в котором был опубликован очерк В. Д. Бабкина "В боях учились побеждать"

Журнал «Авиация и космонавтика», 1991 г., №№8-9

К 50-ЛЕТИЮ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В БОЯХ УЧИЛИСЬ ПОБЕЖДАТЬ

Подполковник В. БАБКИН, кандидат исторических наук

Несмотря на крайне неблагоприятные условия, сложившиеся в первые дни и недели войны, советская авиация не потеряла боеспособности и наносила все возраставшие по силе удары по противнику. Продолжалось освоение новых самолетов, шел непрерывный поиск наиболее эффективных способов боевых действий соединений и частей.

В боях учились побеждать
В боях учились побеждать

Всего в ходе начального периода войны фронтовой авиацией было совершено более 43 тысяч самолето-вылетов. Главные усилия были направлены на решение трех основных задач: борьбу за господство в воздухе, авиационную поддержку и ведение воздушной разведки.

Как свидетельствуют архивные документы, в ходе борьбы за господство в воздухе в начале войны применялся в основном один способ уничтожения самолетов противника в воздухе. На его реализацию ВВС Юго-Западного фронта в период с 22 июня по 22 июля 1941 года израсходовали 8509 самолето-вылетов или 99 процентов от числа затраченных на борьбу за господство в воздухе. BBC Северо-Западного фронта - 6150 самолето-вылетов, или 95 процентов. То же самое было и на других фронтах.

Приоритет этого способа объясняется рядом причин, вызванных обстановкой начального периода войны. В том числе отсутствием в штабах ВВС округов соединений заранее разработанных планов нанесения ударов по аэродромам противника; необходимостью сосредоточения усилий ударной авиации фронтов на сдерживании наступавших войск противника; потерей многих звеньев системе управления авиацией.

Налет советской авиации на немецкий аэродром
Налет советской авиации на немецкий аэродром

Определенное влияние оказала и недооценка многими нашими военачальниками такого способа боевых действий, как уничтожение самолетов противника на аэродромах. Сказывалась и необходимость практически непрерывного отражения налетов воздушного противника на войска фронта, пункты управления, аэродромы и другие объекты.

Главным средством борьбы за господство в воздухе служила истребительная авиация, которая, несмотря на понесенные тяжелые потери, оставалась самым многочисленным родом ВВС. Самолеты противника, находившиеся в воздухе, она уничтожала в ходе выполнения задач по прикрытию войск и объектов тыла и реже - при обеспечении боевых действий других родов авиации. Так, например, истребители ВВС Северного фронта в период с 25 июня по 22 июля 1941 года выполнили 11 776 самолето-вылетов на прикрытие войск и 2516 - на обеспечение других родов авиации, что составило соответственно 82 и 18 процентов. В ВВС Южного фронта это соотношение выглядело так: 76 и 24 процента.

Схема проведения воздушной операции советских ВВС 25.6–01.7.1941 г.
Схема проведения воздушной операции советских ВВС 25.6–01.7.1941 г.

Истребительная авиация Западного и Северо-Западного Фронтов уничтожала самолеты противника только при прикрытии войск и объектов тыла. Часть самолетов люфтваффе сбивали в оборонительных воздушных боях экипажи бомбардировщиков и штурмовиков.

Разумеется, такая ситуация сложилась под влиянием объективных условий. Высокая активность немецко-фашистской авиации, наличие у нее инициативы вынудили истребительную авиацию фронтов перейти к оборонительным действиям, наращивая усилия истребителей и зенитной артиллерии ПВО.

Как показывает фронтовой опыт, истребители осуществляли прикрытие объектов вылетами из положения дежурства на аэродроме, из засад или осуществляя патрулирование (по современной терминологии - дежурство в воздухе).

Прикрытие наземных объектов способом «дежурство на аэродроме» могло успешно применяться лишь при наличии оперативного управления авиацией, надежно и четко работающей связи, тесного взаимодействия со службой ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи – прим. ред.). Ничего этого в начальный период Великой Отечественной войны не было. Поэтому дежурство на аэродромах не обеспечивало безопасности прикрываемых объектов. B лучшем случае наши истребители атаковывалм бомбардировщики противника после выполнения ими задания, вдогон.

Из-за отсутствия опыта организации боевых действий нередко истребители безуспешно поднимались в воздух по шесть-восемь раз сутки. Бывали случаи, что взлетал весь полк, а после посадки налетали бомбардировщики противника и безнаказанно делали свое дело.

Более надежное прикрытие наземных объектов обеспечивалось истребителями из засад. Дежурные силы, выделенные для действий этим способом, перелетали на площадки засад, расположенные на подступах к прикрываемым объектам обычно на удалении 12-15 кмот линии фронта. Истребители взлетали на перехват воздушного противника «по-зрячему» (на видимого воздушного противника – прим. ред.).

Бой А. Покрышкина в районе Запорожья, 1941 г. С рисунка А. С. Закалюка
Бой А. Покрышкина в районе Запорожья, 1941 г. С рисунка А. С. Закалюка

Сложность организации боевых действий из засад заключалась в ограниченном количестве площадок, пригодных для взлета и посадки самолетов, также отсутствии там средств обеспечения полетов.

Как свидетельствуют архивные документы, из-за недостатка сил истребительной авиации и наличия большого количества прикрываемых объектов в выделяемых секторах патрулирование приходилось осуществлять в один ярус, хотя Боевой устав истребительной авиации предписывал организовывать многоярусное прикрытие.

Патрулирование осуществлялось на наиболее вероятной высоте полета противника в неимоверно растянутых зонах и минимально возможным количеством самолетов. Как правило, это были два-три истребителя, выполнявшие «восьмерки» с периодическим изменением высоты в диапазоне 500 м. Они осуществляли постоянную визуальную связь, находясь в готовности к совместному противодействию бомбардировщикам противника. B периоды повышенной активности гитлеровской авиации и на наиболее важных направлениях в зоны патрулирования могло выделяться до двух и более звеньев.

Документальные данные говорят о том, что даже в начальный период войны патрулирование совершенствовалось. Так, при организации боевых действий этим способом на аэродромах стали выделять резерв, который включал в себя порой до трети наличных сил. При активизации действий вражеской авиации за счет резерва усиливался патруль в воздухе. Предпринимались попытки выносить зоны патрулирования на подступы к прикрываемым объектам. Но так как прикрытие носило объектовый характер, желаемого эффекта это не давало. Противник, имеющий большой боевой опыт, выполнял заходы на цели с самых разных, порой неожиданных направлений.

Як-1 в бою
Як-1 в бою

Поскольку основные усилия истребителей были сосредоточены на прикрытии сухопутных войск и наиболее важных объектов, обеспечение ими боевых действий бомбардировщиков и штурмовиков осуществлялось не всегда. Но даже если прикрытие и выделялось, оно не могло в полном объеме решать задачи взаимодействия. Из-за разницы в дальности полета истребители зачастую сопровождали бомбардировщики только до цели.

Другая группа истребителей могла их встретить после выполнения задания в расчетное время в установленном районе. Сопровождение осуществлялось, как правило, только до линии фронта, при этом истребители нередко ввязывались в воздушные бои и бросали сопровождаемых. В интересах более четкого взаимодействия, построения общего боевого порядка командиром группы стали назначать ведущего бомбардировщиков.

В первые дни войны количество истребителей и прикрываемых бомбардировщиков было примерно равным. Затем количество истребителей уменьшилось наполовину. Как правило, истребители шли на одной высоте с бомбардировщиками в общем боевом порядке. Следуя справа и слева с небольшим отставанием, они контролировали фланги и заднюю полусферу. К концу начального периода войны истребители новых типов стали удаляться от прикрываемых бомбардировщиков и летели с превышением в 800 мнад ними. В случае опасности они, быстро набирая скорость на снижении, могли своевременно атаковать противника. Таким образом начали зарождаться группы различного тактического назначения: ударные, прикрытия и др.

Несмотря на то, что уничтожение самолетов в воздухе было основным способом боевых действий фронтовой авиации, он дал 662 из 984 уничтоженных в ходе начального периода войны самолетов противника. Это составляет 67 процентов потерь. Треть вражеских машин была разбита и сожжена на аэродромах.

Сбитый немецкий бомбардировщик
Сбитый немецкий бомбардировщик

И вот что интересно. Способ уничтожения авиации противника на аэродромах, на который в предвоенные годы незаслуженно мало обращалось внимания, оказался примерно в пять раз эффективнее, чем борьба с самолетами противника в воздухе. Это начали понимать лишь в конце начального периода войны. Так, документы Центрального архива Министерства обороны СССР свидетельствуют, что в рассматриваемый период удельный вес ударов по аэродромам в борьбе за господство в воздухе в ВВС Западного фронта возрос с 3,2 процента до 26. В этом объединении фронтовой авиации доля ударов по аэродромам за месяц боевых действий составила 17 процентов от общего количества самолето-вылетов, затраченных на борьбу за господство в воздухе. В период интенсивных бомбардировок аэродромов противника 6-13 июля 1941 года потери вражеской авиации более чем в три раза превышали потери ВВС Западного фронта.

Уничтожение авиации противника на аэродромах требовало тщательной подготовки к боевым действиям, умелого выбора времени удара, четкого взаимодействия родов авиации, хорошей выучки экипажей. Отсутствие необходимых условий снижало эффективность налетов.

Скажем, намеченный на 3 июля 1941 года массированный авиационный удар по 31 аэродрому противника планировалось нанести объединенными силами фронтовой и дальнебомбардировочной авиации. Чтобы застать противника на земле, было принято решение о выходе на цели с наступлением вечерних сумерек. Однако удар удалось нанести лишь утром 4 июля частью запланированных сил из-за нехватки экипажей, подготовленных к боевым действиям ночью и в СМУ (сложных метеорологических условиях – прим. ред.).

Сбитый "мессер"
Сбитый "мессер"

Данных о результатах налетов практически не было получено, поскольку не имелось средств объективного контроля. По докладам экипажей удалось подсчитать лишь количество замеченных очагов пожаров.

Более успешно был нанесен массированный авиационный удар по аэродромам противника 8 июля 1941 года. По указанию Ставки ВГК бомбардировке подверглись 42 аэродрома. 14 из них были атакованы в ночь на 8 июля силами Дальнебомбардировочной авиации, по 28-ми фронтовая авиация ударила на рассвете. В результате только фронтовой авиацией, по неполным данным, было выведено из строя до 50 самолетов противника.

Уничтожение авиации противника на аэродромах в начальный период войны производилось разрозненными ударами в процессе повседневных боевых действий. Исключение составляет воздушная операция по уничтожению самолетов противника на аэродромах Финляндии и Северной Норвегии, проведенная в полосе Северного фронта с 25 по 30 июня 1941 года.

Операция носила упреждающий характер. На каждый объект удара выделялись группы в составе трех – девяти бомбардировщиков и четырех - девяти истребителей. Бомбометание осуществлялось по стоянкам самолетов. Там, где стоянки оказались пустыми, бомбардировке подвергались ангары, склады и другие аэродромные сооружения. В первый день было уничтожено и повреждено до 30 самолетов противника на аэродромах и 11 сбито в воздушных боях. Свои потери составили 23 бомбардировщика.

До 1 июля удары производились систематически, причем некоторые аэродромы - Утти, Лаппенранта, Вяртсило были атакованы по четыре-пять раз. В общей сложности удары были нанесены по 39 аэродромам. В результате 51 самолет противника удалось уничтожить на земле и 147 в воздушных боях.

К сожалению, и здесь не обошлось без серьезных ошибок и просчетов, повлекших немалые собственные потери. Так, вражеская истребительная авиация не была надежно блокирована на своих аэродромах. Не проводилась и доразведка целей перед нанесением ударов.

Пара И-16 в бою
Пара И-16 в бою

Тем не менее основная задача операции была достигнута. Противник оттянул свою авиацию в глубь страны. Аэродромы, войска фронта и город Ленинград не подвергались налетам до 5 июля 1941 года.

Общий итог борьбы за господство в воздухе в начальный период войны показывает, что фашистская авиация уничтожила самолетов нашей фронтовой авиации почти в шесть раз больше, чем потеряла сама. Это одна из веских причин того, почему ВВС Красной Армии не смогли перехватить у противника инициативу в воздухе.

Вместе с тем исторический анализ хода этой борьбы показывает, что советская авиация не только не была разгромлена, чего добивался противник, но и к концу рассматриваемого периода наносила все более чувствительный урон люфтваффе. Если при оценке эффективности борьбы за господство в воздухе в качестве критерия взять соотношение потерь в авиации противоборствующих сторон, то вырисовывается такая картина.

B начальный период войны общее соотношение потерь изменилось с 5,7:1 в пользу фашистских ВВС до 1,5:1 в пользу советской авиации в последнюю его треть. В этот период ВВС Красной Армии вели борьбу за господство в воздухе с большей эффективностью, чем немецко-фашистская авиация. Это подтверждается и тем, что в воздушных боях фронтовая авиация сбила фашистских самолетов в два раза больше, чем потеряла сама.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ.

В боях учились побеждать. Часть 2
В боях учились побеждать. Часть 2

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Второй по количеству самолето-вылетов задачей, выполненной авиационными объединениями и соединениями в начальный период войны, была, вслед за завоеванием господства в воздухе, авиационная поддержка сухопутных войск.

Анализ ресурсов фронтовой авиации, израсходованных за это время, позволяет сделать вывод, что начиная с июля 1941 года, ВВС всех фронтов решению данной задачи уделяли уже первостепенное внимание. Так, в ВВС Западного фронта, где с момента вторжения гитлеровских войск сложилась чрезвычайно напряженная обстановка, удельный вес самолето-вылетов, выполненных на авиационную поддержку, в июне составил 24, а в июле уже 51 процент от общего их числа.

Опять-таки если суммарные затраты сил и средств на решение этой задачи в июне были втрое меньше затрат на борьбу за господство в воздухе, то в июле они превышали их в полтора раза.

Основными объектами действий ВВС фронтов в ходе авиационной поддержки являлись места сосредоточения живой силы и техники врага, железнодорожные станции, мосты и переправы, маршевые колонны, другие объекты на поле боя или в глубине до 30-50 кмоперативного построения войск противника. Главными целями для авиации считались танковые и механизированные части вермахта.

Архивные документы свидетельствуют, что, к примеру, в полосе Южного фронта в июне 1941 года такие цели составляли более 57 процентов от предназначенных для поражения на поле боя и почти 55 процентов из числа расположенных в тактической и ближайшей оперативной глубине.

Варианты атак немецких самолетов разных типов. Из рекомендаций А. Покрышкина
Варианты атак немецких самолетов разных типов. Из рекомендаций А. Покрышкина

Боевая практика показала, что наибольший эффект бомбардировки и штурмовых ударов нашей авиации по высокоманевренным частям и группам противника достигался вблизи переправ, при входе в населенные пункты, преодолении узкостей и др.

Иллюстрацией к сказанному может служить такой эпизод.

24 июня 1941 года группы бомбардировщиков 13 бад ВВС Западного фронта нанесли удары по танковым колоннам фашистов на подходе их к переправам через реку Шара у населенных пунктов Грудополь, Миловиды, Иванцевичи. Противник понес значительные потери.

Результаты этого и других бомбовых, штурмовых ударов могли быть намного весомее, если бы наша авиация в первые дни и недели войны не продолжала по инерции следовать предвоенным взглядам на ее роль и задачи, организацию боевых действий. Не соответствовали требованиям начавшейся войны авиационная техника и вооружение, система управления войсками во всех ее звеньях, уровень подготовки летных экипажей и другие слагаемые эффективности авиационной поддержки, да и в целом боевого применения ВВС фронтов. Сказывались большие потери в авиации приграничных округов.

Поэтому, если военная наука отводила фронтовой группе наиболее крупные и важные цели в глубине до 30-50 км оперативного построения войск противника, на деле такие группы практически с первых дней войны стали привлекаться для усиления ударов армейской авиации на участках прорыва гитлеровцами нашей обороны. Это приводило к тому, что действия фронтовой авиации зачастую носили характер, как отмечалось в директиве командующего ВВС Красной Армии, малочувствительных уколов.

И хотя мы в сегодняшнем разговоре не касаемся дальней авиации, но ведь и ДБА ГК (Дальнебомбардировочная авиация Главного Командования Красной Армии – прим. ред.) вынуждена была вопреки требованиям довоенных руководящих документов и здравому смыслу решать задачи фронтовой, а то и армейской авиации. Словом, война с первых дней показала ошибочность и несостоятельность некоторых предвоенных взглядов на применение ВВС, заставила пересматривать их и учиться науке побеждать в ходе тяжелых боев.

Так, выполняя задачи авиационной поддержки, фронтовые бомбардировщики «по привычке» наносили сосредоточенные удары, действуя группами до 40 самолетов, применяя залповое или серийно-залповое бомбометание с высоты 1200-3000 м.

Сомкнутые боевые порядки, слабое оборонительное вооружение, отсутствие постоянного истребительного прикрытия позволяли легко обнаруживать такие группы, затрудняли маневрирование, делали их легкоуязвимыми. В один из июльских дней 1941 года 27 бомбардировщиков СБ, следовавшие в плотном боевом порядке, за 15 минут были сбиты все до единого группой фашистских истребителей.

Разгром "мессершмиттами" звена бомбардировщиков СБ
Разгром "мессершмиттами" звена бомбардировщиков СБ

Проанализировав сложившуюся обстановку, Ставка ВГК в директиве от июля 1941 года потребовала категорически запретить вылеты на бомбометание крупными группами. На поражение одной цели разрешалось выделять не более звена, в крайнем случае - эскадрилью.

Таким образом, уже в ходе начального периода войны был осуществлен переход от сосредоточенных ударов крупных групп бомбардировщиков к эшелонированным действиям более мелких. Это позволяло использовать в интересах выполнения поставленных задач облачность, малые высоты, темное время суток.

Опыт первых боев показал и другое. Части, имевшие на вооружении самолеты новых типов, могли успешно действовать днем, в ПМУ (плохих метеоусловиях – прим. ред.) и без истребительного прикрытия. Скажем, группа из четырех Пе-2 48 бап на подходе к цели была атакована 16 немецкими истребителями. Уплотнив боевой порядок, экипажи «пешек» встретили врага мощным прицельным огнем. Умелым маневрированием ведущий группы капитан К. Асаулов создавал благоприятные условия для активной обороны. В результате наши авиаторы сбили четыре вражеских истребителя, нанесли бомбовый удар по заданной цели и без потерь вернулись на свой аэродром.

Бомбардировщики старых типов командование вынуждено было все чаще использовать для действий ночью и в СМУ (сложных метеоусловиях – прим. ред.). Однако полностью осуществить такой переход было тогда невозможно из-за нехватки подготовленных экипажей - следствие предвоенной недальновидности.

Як-1 против Bf-109
Як-1 против Bf-109

Подводя итог сказанному, можно отметить, что задачи авиационной поддержки сухопутных войск в начальный период войны ВВС фронтов смогли выполнить лишь частично. B Директиве Ставки ВГК (Верховного Главнокомандования – прим. ред.) от 11 июля 1941 года указывалось:

«За истекшие 20 дней войны наша авиация действовала главным образом по механизированным и танковым войскам немцев. В бой вступали сотни самолетов, но должного эффекта достигнуто не было».

Таким образом, начальный период войны показал, что советские ВВС в оперативно-тактическом, организационном, техническом, кадровом и других отношениях оказались не готовы к решению задач по отражению и последующему разгрому авиации агрессора.

Вместе с тем благодаря мужеству и мастерству летного состава, умелому руководству соединениями и частями в ВВС ряда округов и флотов врагу не удалось полностью уничтожить нашу авиацию.

Гитлеровская стратегия блицкрига в воздушной войне провалилась. Советским ВВС удалось частично сохранить свою боеспособность и уже к концу начального периода Великой Отечественной войны нанести противнику чувствительный урон. В ходе боев приобретался фронтовой опыт, пересматривались устаревшие и ошибочные взгляды на ведение современной войны в воздухе, совершенствовались оперативное искусство и тактика, система руководства и управления войсками, организационно-штатная и другие структуры BBC.

Тяжелый урок, полученный в первые дни войны, заставил авиаторов быстрее, лучше овладевать наукой побеждать.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Ночной таран - оружие сумасшедших. Так считали немцы и англичане, но для советских летчиков это было успешной нормой

Катастрофические размеры разгрома люфтваффе под Москвой в 1941-м, оценив которые, решил застрелиться генерал Эрнст Удет

Быстрая месть ВВС РККА за разгром 22 июня: только за одну неделю в 1941 году наша АДД уничтожила на аэродромах 500 немецких самолетов

По-2 – самый эффективный бомбардировщик Великой Отечественной войны. Тактика нападения и достигаемые результаты