Трудная осень 1941 года на всю жизнь осталась в памяти людей моего поколения. Гитлеровцы с упорством маньяков рвались к столице нашей Родины. С каждым днём всё тревожнее были сводки Совинформбюро, с каждым часом всё более ожесточёнными становились бои на подступах к Москве. Отступать уже было некуда...
Но осень 1941-го запомнилась нам не одной лишь горечью отступлений и утрат. Она памятна и массовым героизмом советских людей, важными, вдохновляющими событиями, происходившими на фронте и в тылу. Одним из таких событий было рождение советской гвардии.
Весть о преобразовании четырёх стрелковых дивизий в гвардейские дошла до нашей танковой бригады в то время, когда она ещё только завершала своё формирование. И, конечно же, никто и подумать не мог, что именно нашей бригаде суждено стать первой гвардейской частью в танковых войсках.
Первые бои с врагом показали, что танкисты бригады сражаются смело, решительно, мастерски, по-геройски. Память хранит множество боевых эпизодов, подвиги однополчан. Обо всех хочется рассказать, помянуть добрым словом в день, когда мы отмечаем 30-летие нашей гвардии. Расскажу о некоторых из них.
Никогда не забуду утро 6 октября 1941 года и бой у села Первый Воин. Я находился на КП в 400 метрах от переднего края, когда разведчики доложили, что по шоссе Орёл — Мценск движется вражеская танковая группа с мотопехотой.
Фашистов было — много до ста танков с противотанковой артиллерией, мотопехота на грузовиках и бронетранспортёрах. Разгорелся бой. В особенно тяжёлое положение попала миномётная рота мотострелкового батальона. Вражеские танкисты окружили её.
На выручку миномётчикам бросили танковый взвод лейтенанта А. Кукарина в составе трёх машин. Этот взвод только что вернулся из боевой разведки, где воины провели без сна и отдыха 36 часов. Место башенного стрелка в командирском танке занял Иван Любушкин, славившийся метким огнём. За рычагами сидел механик-водитель Федотов. Выскочив из леса, танк через поле помчался навстречу врагу. Гитлеровцы открыли по машине огонь. Один снаряд угодил в гусеницу. Танк остановился, но ответного огня не прекратил. От трёх первых выстрелов загорелись три вражеские машины. Четвёртым Любушкин подбил ещё одну. Вскоре он поджёг пятый вражеский танк. Но в это время неприятельский снаряд угодил в правый борт, едкий дым наполнил машину. Но и теперь Любушкин не прекращал стрельбы. Кукарин приказал механику-водителю чуть подать назад, чтобы выйти из-под прицельного огня. Раненому Федотову с большим трудом удалось это сделать.
И только когда машина вышла из боя, радист Дуванов тихо сказал: «У меня оторвало ногу». Кукарин и Любушкин вынесли радиста из машины, перетянули ногу жгутом и возвратились на свои места. Ещё четыре фашистских танка подбил в этом бою Любушкин...
Таких примеров мужества и стойкости советских воинов можно привести множество...
М. КАТУКОВ, дважды Герой Советского Союза, Маршал бронетанковых войск (1971)