Найти тему
Тайны и люди прошлого

Принцесса София: та, которую было не жалко заразить оспой

Принцесса стремительно проходила мимо придворных, не смея прямо взглянуть на них. В отдалении зарокотали раскаты грома, и тогда она, внезапно встрепенувшись, обратилась к первой попавшейся на пути даме:

«Ах, неужели это гремит гром?» – ее глаза в панике забегали, словно ища укрытия понадежней.

***

Принцесса София была шестой дочерью короля Франции Людовика XV и его супруги Марии Лещинской. Этот брак был богат на дочерей, поэтому ажиотажа появление очередной девочки в монаршем семействе не вызвало. При Версальском дворе рожденную 27 июля 1734 года девочку звали «мадам Шестая» или же «мадам София».

Этой принцессе, равно как и трем ее сестрам, повезло меньше остальных: им не дали вырасти в окружении роскоши Версаля. Когда Софии было неполных 4 года, ее вместе с 5-летней Викторией, 2-летней Терезой и годовалой Луизой отправили жить в аббатство Фонтевро.

Подробнее об этом периоде жизни сестер рассказано в статье по ссылке ниже:

По словам французского педагога и писательницы мадам Кампан, у всех юных мадам было довольно травмирующее воспитание в Фонтевро:

«Кардинал Флери, который на самом деле имел заслугу в восстановлении финансов, довел эту систему экономии до того, что добился от короля подавления домашнего хозяйства четырех младших принцесс. Они воспитывались как простые пансионерки в монастыре, расположенном в восьмидесяти лигах от Двора...»

Софии и ее сестре Луизе было разрешено вернуться ко двору Версаля в 1750 году, через два года после возвращения Виктории.

Мадам де Помпадур, которая была свидетельницей прибытия Софии и ее младшей сестры Луизы из Фонтевро, описала Софию как «очень привлекательную, хотя и довольно пухленькую, с прекрасным цветом лица ...»

Принцесса София портрет Jean-Étienne Liotard, 1750 г.
Принцесса София портрет Jean-Étienne Liotard, 1750 г.

София была очень скромна, застенчива и не обладала сильным характером. Вернувшись ко двору она попала под влияние своей старшей сестры мадам Аделаиды, которая всячески пыталась противостоять влиянию любовниц их отца. Постоянно пребывая в тени старшей сестры, София не имела никакого влияния при дворе.

Чрезмерная скованность и излишняя застенчивость делали Софию непривлекательной для современников.

Мадам Кампан, которая работала у нее чтецом в 1768 году, описала принцессу так:

«Мадам София была удивительно некрасива; никогда я не видела человека с такой невзрачной внешностью; она ходила с невероятной быстротой; и, чтобы узнавать людей, встававших у нее на пути, не глядя на них, она приобрела привычку коситься вбок, как заяц. Эта принцесса была настолько чрезвычайно застенчивой, что человек мог находиться с ней ежедневно в течение многих лет, не слыша от нее ни единого слова. Однако утверждалось, что она проявляла талант и даже дружелюбие в обществе некоторых любимых дам. Она многому научилась сама, но училась одна; присутствие читателя привело бы ее в замешательство. Были, однако, случаи, когда принцесса, обычно такая несговорчивая, становилась вдруг приветливой и снисходительной и проявляла самое общительное добродушие; это случалось во время грозы; ее тревога по этому поводу была настолько велика, что она подходила к самым скромным и задавала им тысячу любезных вопросов; вспышка молнии заставляла ее сжимать им руки; раскат грома заставлял ее обнимать их, но с возвращением спокойствия принцесса возвращала свою чопорность, сдержанность и отталкивающий вид и проходила мимо. все это проходило мимо, не обращая ни на кого ни малейшего внимания, пока новая буря не вернула ей сразу и страх и приветливость»
Мадам София 1762 г. (portrait by François-Hubert Drouais). Музей искусств Метрополитен
Мадам София 1762 г. (portrait by François-Hubert Drouais). Музей искусств Метрополитен

Шли годы, которые сестры в основном посвящали делами благотворительности и интригами, направленными против любовниц отца.

В июне 1768 года они пережили смерть матери.

А в конец апреля 1774 года король отправился в Малый Трианон с мадам Дюбарри и несколькими дворянами из своей свиты, где вскоре почувствовал себя неважно. На следующий день он, правда, участвовал в охоте, но не верхом, а в карете. Но уже вечером того же дня был вызван придворный врач, который рекомендовал королю вернуться в Версаль для лечения.

Врачебный консилиум трижды пускал королю кровь и ставил разнообразные диагнозы. Но когда на коже Людовика проявились красные высыпания, был поставлен единый диагноз - оспа. Это не напугало короля или врачей, так как считалось, что Людовик уже болел оспой. Но дофина и его супругу Марию-Антуанетту, не болевших ранее, сразу же отправили подальше из дворца.

А вот мадам София вместе со своими сестрами Аделаидой, Викторией и Луизой ухаживала за своим отцом до его смерти 10 мая.

Несмотря на то, что сестры никогда не болели оспой, мадам разрешили присутствовать при болеющем отце, хотя и понимали всю степень их риска подвергнуться заражению. Все дело было в том, что мадам были женщинами и, следовательно, не имели политического значения из-за Салического закона.

После смерти Людовика XV корону Франции унаследовал его внук, ставший Людовиком XVI.

Сестры ожидаемо заразились оспой у смертного одра своего отца и содержались на карантине в маленьком домике недалеко от дворца Шуази, куда двор эвакуировался после смерти короля, пока они в конце концов не выздоровели.

Их племянник, новый король, разрешил им сохранить свои апартаменты в Версальском дворце, и они продолжали посещать двор по особым случаям

Мадам София не дожила до потрясений Французской революции, умерев 2 марта 1782 года от водянки в возрасте 47 лет.

В честь этой принцессы была названа ее внучатая племянница - София Беатриса, младшая дочь Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

О ее печальной судьбе можно прочесть в статье по ссылке:

Тайна пустой колыбели и судьба детей Марии-Антуанетты
Тайны и люди прошлого25 июля 2022

О судьбе сестер Софии будет рассказано в ближайших статьях.

Благодарю за прочтение!

Подписывайтесь! У прошлого еще много тайн!