Найти в Дзене

Выбор из любви, а не из страха, или о чем Монтессори-подход

Оглавление

Автор — Ангелина Вовк

Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь. Через личный опыт мысли, чувства и действия люди достигают своей самореализации. Именно опыт проживания, познания себя и своих способностей Мария Монтессори — основоположница одноименной педагогической системы — считала главной задачей человека.

Неотъемлемой и крайне важной частью опыта является выбор. Мир устроен таким образом, что человек каждую секунду своей жизни принимает решения, которые влекут за собой определенные последствия. Вопрос лишь в том, что является мотивом этих решений: страх или любовь.

Выезд ребят из II (9-12 лет) и III (12-15) ступеней в Солнечную Поляну, 2020
Выезд ребят из II (9-12 лет) и III (12-15) ступеней в Солнечную Поляну, 2020

Выбор, обусловленный любовью, продуктивен — именно он ведет к самореализации и развитию ребенка. Это может быть любовь к себе, к окружающим, к родителям, к процессу, к миру. Выбор же, продиктованный страхом, деструктивен и неэффективен по отношению к главной цели. Любой страх — оценки, ошибки, боли, потери любви близких людей, утраты материальных благ — разрушителен.

Монтессори-детям предлагают выбор, основанный не иначе как на любви и искреннем интересе, поскольку именно он является прямым путем к внутренней свободе. Осознанное принятие решения, последствия которого человек готов принять и прожить, — выбор без страха — всегда наилучший для себя и для окружающих. Он о самодисциплине, о естественной готовности принять результат, и, если итог не нравится, всегда есть возможность изменить выбор. Наши Монтессори-дети учатся этому в работе с Монтессори-материалом.

Монтессори-материал как свободный выбор

Уже с 1,5 лет на занятиях ребенок может выбирать деятельность и ее условия: сколько времени он хочет уделить определенному делу, с кем он хочет его разделить (с другом, с педагогом, а может, с самим собой), где он хочет им заниматься (за столом, на коврике, в другой комнате).

Младшие школьники и презентация их Лэпбуков (lapbook), 2021
Младшие школьники и презентация их Лэпбуков (lapbook), 2021

В период от 3 до 6 лет, который в Монтессори-подходе принято называть этапом «строительства самого себя», дети, ища ответ на вопрос «кто я», постоянно тренируются с сенсорными материалами, которые развивают и усиливают их зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Совместная работа учеников I ступени (6-9 лет), 2020
Совместная работа учеников I ступени (6-9 лет), 2020

На этапе 6-9 лет Монтессори-дети – это «юные исследователи»: они могут часами изучать интересующий их вопрос. Именно поэтому среда должна мотивировать на самостоятельную исследовательскую и учебную деятельность. В Монтессори-классе много специально разработанных материалов по школьным наукам, каждая из которых представляет определенную ценность, поскольку является прикладной наукой, способствующей постижению окружающего мира.

"Юные исследователи" II ступени (9-12 лет), 2020
"Юные исследователи" II ступени (9-12 лет), 2020

С 9 до 12 лет ребенок переходит уже на абстрактный уровень мышления, поэтому в Монтессори-среде становится минимум материалов для наглядного действия, и в основном преобладают книги. На этом этапе дети учатся работать в компьютерном классе, анализируя поток всевозможных сведений и вычленяя из него только нужную информацию.

Информационные технологии, 2020
Информационные технологии, 2020

Дети учат детей

Одним из ключевых условий Монтессори-образования является также обучение в разновозрастных группах. Оказываясь в подобном социуме, ребенок видит пример того, к чему он может стремиться: ежедневно вместе с ним работают дети на 2-3 года старше, и внутри малыша пробуждается естественное желание научиться тому, что делают «маленькие взрослые», ведь, зачастую, дети быстрее учатся именно у детей. Такая система обучения не только обеспечивает развитие уважения у младших деток к старшим, но и формирует терпеливое и заботливое отношение последних к малышам.

Благодаря подобному ведению занятий, уже к 6-ти годам дети осознанно выбирают времяпрепровождение в классе, основываясь на собственных желаниях. И все это для того, чтобы сформировать и сохранить их внутреннее «Я», которое обычно к 12-ти годам претерпевает значительные изменения: дети начинают задумываться, как сделать так, чтобы их деятельность приносила радость и пользу не только им самим, но и окружающим.

Тьюторство ребят III ступени (12-15 лет) над младшими школьниками, 2020
Тьюторство ребят III ступени (12-15 лет) над младшими школьниками, 2020

Свободный выбор и границы дозволенного

Важным аспектом выбора и принятия решений является вопрос о том, где же заканчивается свобода и начинается вседозволенность. Наличие определенных правил является неотъемлемым принципом системы-Монтессори.

Для малыша от 0 до 6 лет, например, границы, которые устанавливает взрослый, рождают чувство безопасности, а, значит, и уверенности в жизни. Правил в этом возрасте немного, но они должны быть постоянны. Так, в Монтессори-классе наши дети всегда кушают за столом, и если малыш захотел погулять по классу с куском хлеба, педагог его возвратит и скажет: «Если ты уже поел, можешь отнести свою тарелку. Если хочешь доесть хлеб, садись за стол». В этом случае у ребенка сохраняется свобода выбора, но она имеет четкие границы. До 12 лет правила для детей обусловливают чувство справедливости и морали.

Монтессори-дошколята в творческой мастерской, 2019
Монтессори-дошколята в творческой мастерской, 2019

Значимо здесь и то, что только при соблюдении правил самими взрослым (родителями, бабушками и дедушками, нянями и т.д.) ребенок будет соблюдать и уважать установленные границы – малыш не слышит правила, но впитывает их из поведения окружающих его людей.

Несомненно, «устои» могут меняться в зависимости от актуальности. Для более успешного согласования выстроенных границ, дома можно провести совет, где члены семьи открыто обсудят имеющиеся трудности и подберут верное решение. Подобные совместные вечера не только сплачивают всю семью, но и учат детей ответственности.

Не вместо меня, а вместе со мной

Из вышесказанного неизбежно проистекает вопрос о самостоятельности, ведь человек, умеющий отвечать за свои поступки и выборы, – независимый человек. «Помоги мне сделать это самому» – говорила Мария Монтессори.

В осознании ребенком уверенности в своих силах рождается адекватная самооценка. К 3-м годам малыши уже могут научиться ухаживать за собой: кушать, одеваться, ходить в туалет, убирать игрушки; к 6-ти годам они способны помогать не только окружающей среде – поливать цветы, протирать плыть, – но и окружающим людям: сервировать стол, помогать готовить еду; к 9-тилетнему возрасту дети обучаются принятию решений, эффективной коммуникации, а также становятся способны отслеживать время и планировать свою деятельность; к 12 годам они ставят перед собой цели, учатся анализировать, переживать последствия сделанного выбора и уже могут организовать себя и других, создавая команды. И на каждом этапе взросления именно уверенность в собственных силах, которую способен обеспечить надежный взрослый, подпитывает стремление ребенка к дальнейшему развитию.

Летний лагерь в ШВО, 2019
Летний лагерь в ШВО, 2019

Роль взрослого в выборах ребенка

Для создания подобной экологичной педагогической среды необходимо понимание взрослыми своих роли и задач по отношению к детям. Именно взрослые являются создателями среды, отвечающей потребностям ребёнка.

Трепетно и тщательно наблюдая за ребёнком, педагог создает и отбирает материалы, помогающие детям осваивать окружающий мир в собственном темпе, исходя из их личных интересов. Задача педагога — не только не мешать ребёнку познавать окружающий мир, но также и не передавать ему свой личный опыт: важно помогать обретать собственный, что основывается на преодолении определенных трудностей. Детям искусственно создаются «препятствия», помогающие совершенствоваться и двигаться дальше. Несомненно, в Монтесори-среде взрослый – это прежде всего надежный друг ребенка, который принимает его со всеми эмоциями и чувствами, понимает, поддерживает и направляет.

Оценка или похвала?

В безоценочной Монтессори-системе, где знания и умения детей не приравниваются к пятеркам и четверкам, именно взрослый выступает в роли «регулятора»: он обращает внимание на действие ребенка, не оценивая личность, и фиксирует внимание в первую очередь на успехе. Например, когда малыш сам в первый раз застегнул пуговицу на кофточке, педагог скажет: «Здорово у тебя получилось! Ты сам справился с застежкой».

Радиорубка ШВО, созданная нашими учениками, 2018
Радиорубка ШВО, созданная нашими учениками, 2018

Важно и то, что взрослый никогда не указывает на ошибку ребенка, поскольку Монтессори-подход предполагает автодидактичность. Так, когда ребенок решил примеры по математике, он берет карточку с ответами и сам себя проверяет. И списывание в данном случае не будет являться потенциальной проблемой, ведь если дети учатся не для того, чтобы их оценил учитель, а исключительно для себя, просто списывать ответы оказывается совершенно неинтересным занятием.

Одинаковых жизней не бывает

Именно в детях ярко выражено стремление к развитию, к обретению опыта и к осознанию себя. Однако, оно невозможно без надежного плеча взрослого. Чем мы занимаемся: передаем свой опыт или способствуем приобретению детьми собственного? Какого выбора мы от них ожидаем? Чувствует ли ребенок рядом с нами безусловную любовь и принятие, и может ли он не руководствоваться страхом? Даем ли мы ребенку возможность прожить последствия его осознанного выбора или пытаемся сделать это за него? Действительно ли мы верим в способность ребенка к саморазвитию и самообучению именно как результату опыта? Наконец, готовы ли мы общаться со свободными, умеющими делать самостоятельный выбор детьми?

Выезд ребят из II (9-12 лет) и III (12-15) ступеней в Солнечную Поляну, 2020
Выезд ребят из II (9-12 лет) и III (12-15) ступеней в Солнечную Поляну, 2020

Чтобы не утонуть в бесконечных размышлениях, имеет смысл начать с малого: определиться, что же мы видим в своем ребенке — крошечное слабое тело или огромные внутренние силы, руководящие формированием уникального человека. Что если нам, взрослым, уже собравшим свой уникальный чемоданчик знаний, не идти против этого естественного порыва детей проживать собственную судьбу, а наоборот, следовать ему, обернувшись для них надежной опорой на этом непростом пути?

Мария Монтессори нашла способ, как это сделать: она выбрала любовь, а не страх. И теперь пришло наше время принимать решение.

Школа Великих Открытий