Уходящий год еще больше укрепил позиции внутреннего туризма в России, который стал для россиян полноценной альтернативой заграничному отдыху. По данным Росстата, внутренний туристический поток в стране за 9 месяцев 2023 года вырос за год на 16,5%.
Несмотря на то, что россияне активно осваивают разные направления для отдыха, мест размещения для туристов не хватает, особенно ощущается дефицит премиальной курортной недвижимости.
Бессменным лидером среди всех регионов России по количеству принимаемых туристов остается Краснодарский край, где за неполный 2023 год совершено более 16 млн поездок. После Москвы и Московской области большее число отдыхающих приняли также Ленинградская область и северная столица Санкт-Петербург.
Елена Кабешева, коммерческий директор девелопера FIVE рассказывает о том, где может поселиться взыскательный путешественник в двух главных туристических столицах России – Сочи и Санкт-Петербурге.
Классические гостиницы столь быстро растущий объем туристов принять не могут, им на помощь приходит формат апарт-отелей, который активно развивается в последние годы, в том числе за счет расширения сервисных услуг и повышения их качества. При этом южная и северные туристические столицы заметно отличаются по формату сервисных апартаментов, ведь цели визита в эти города разные, соответственно, и требования у туристов. Если в Петербург в основном ездят в командировки или с целью посещения достопримечательностей, то в Сочи люди хотят отдыхать, восстанавливать силы, наслаждаться природой.
Соответственно, в северной столице сервисные апартаменты обрастают преимущественно деловой инфраструктурой, когда в одном проекте совмещаются разные форматы: апартаменты и коворкинги, конференц-залы, цифровые сервисы, а также бизнес-секции с возможностью размещения деловых туристов и сотрудничества с представителями MICE-сектора.
Девелопер FIVE отмечает, что у “курортников” в Сочи запросы к сервисным апартаментам гораздо выше и разнообразней. Они ожидают такого же сервиса, какой получали на еще недавно популярных зарубежных курортах «у моря» – в Турции, в Дубае, в ОАЭ, в Сингапуре. Состоятельные туристы выбирают комплексную премиальную курортную недвижимость, где есть “все, что душа пожелает”, потому что они к этому привыкли. В масштабном проекте девелопер может позволить себе самый широкий набор инфраструктуры, как например, сделал FIVE в MANTERA Seaview residence.
В первую очередь отдыхающие хотят иметь свой пляж и большую территорию в премиальной курортной недвижимости. Набор инфраструктуры должен включать самое широкое число рекреационных, развлекательных и коммерческих объектов, таких спа и фитнес, рестораны и кафе, бассейны, лечебно-восстановительные зоны, игровые пространства для детей, места для парковки автомобилей и т. д.
Широкий набор инфраструктуры сервисных апартаментов увеличивает интерес не только со стороны сезонных отдыхающих, но и инвесторов. Несмотря на их высокий бюджет покупки, обусловленную себестоимостью и обеспечением уровня сервисов, формат обладает хорошей доходностью – от 9 до 15% годовых. Да и те покупатели, которые планируют сами жить в сервисных апартаментах, рассматривают возможность получения дополнительных дохода.
Елена Кабешева, коммерческий директор девелопера FIVE считает, что рынок сервисных апартаментов будет активно развиваться, поскольку емкость рынка большая, и она будет увеличиваться по мере развития сферы внутреннего туризма. Как проследили в FIVE, география сервисных апартаментов определяет их разные форматы: это «деловые» сервисные апартаменты как в Петербурге и «курортные» как в Сочи. Так, что в Питере работать, а в Сочи – отдыхать, причем лучше всего в сервисных апартаментах.