Boeing 777X — широкофюзеляжный двухдвигательный пассажирский самолёт спроектирован на основе Boeing 777 корпорации Boeing.
От предыдущей модели 777X отличается новыми двигателями General Electric GE9X — это самые крупные и самые мощные в истории авиации турбовентиляторные двигатели.
Сопла двигателя представляют собой монолитную деталь, созданную с помощью 3D-принтера.
У двигателя увеличенный диаметр вентилятора (340 см против 310 и 330 у разных версий GE90), что сделало его самым большим в мире и бо́льшая степень двухконтурности (10 против 9); чем она больше, тем двигатель экономичней; при этом сам он легче предшественника, в результате новый двигатель обещает увеличить топливную эффективность на 10%.
Лопатки вентилятора выполнены из стекловолокна и имеют стальные кромки: такая конструкция позволяет снизить риски повреждения двигателя при попадании птиц.
Удлинённое композитное крыло оборудовано складывающимися законцовками с электроприводом, их длина составляет 3,5 м, а складывание занимает 20 секунд.
Всё это сделано для того, у принимающих аэропортов не пришлось менять инфраструктуру и чтобы по размерам новый самолёт проходил как 777-300ER.
Если у 777-200 и 777-300 размах крыла составлял 60,9 м, а у 777-300ER — 64,8, то у 777X — уже 71,8 м: чем больше размах крыла, тем больше его подъёмная сила, плюс за счет углеродного волокна оно легче: опять же, самолет расходует меньше топлива. Boeing заявляет, что новое крыло уменьшит расход топлива на 7%.
Чистый прирост эффективности расхода топлива находится на уровне 12-13%, эксплуатационные расходы уменьшатся на 10% процентов.
Также по сравнению с текущим 777 благодаря более тонким стенам кабины и улучшенной изоляции ширину салона увеличили с 587 до 597 см — что позволит использовать сиденья шириной 46 см, а также устанавливать их 10 в ряд, а не 9, как в предыдущей версии.
Увеличенный салон позволит летать с большим комфортом, а авиакомпаниям снизить расходы на пассажирокилометр на 20%.
Boeing 777X будет иметь детали дизайна салона, которые были впервые представлены на Boeing 787 Dreamliner: большие иллюминаторы, более высокие потолки, бо́льшая влажность и бо́льшее давление в салоне.
Сенсорные экраны заменят пульты управления мониторами, а вместо шторок иллюминатора будут кнопки, управляющие затемнением иллюминаторов.
Количество пассажирских мест, в зависимости от класса салона, составит от 347 до 520. Максимальная взлетная масса B777X рассчитана на 351,5 тонну.
Внутри самолет оснащён оборудованием для тестирования и сбора данных во время полётов.
Камеры, направленные непосредственно на двигатели, позволяют инженерам отслеживать и собирать данные о GE9X во время испытательных полетов.
Кабина больше похожа на 787 Dreamliner, чем на версиях 777. Boeing 777X оснащен сенсорными дисплеями, системой управления наземной камерой и возможностью подключения iPad к дисплеям через защищенный браузер: пилоты могут использовать свои iPad.
На борту установлены несколько комплектов пассажирских кресел из переработанного материала. Но не факт, что они будут стоять на будущих моделях в авиакомпаниях.
Каждая авиакомпания сама выберет конфигурацию и дизайн интерьера для своих самолётов, но, скорее всего, останется десятиместный ряд: 3+4+3.
По всему самолету установлены бочки для воды, которые выполняют роль балласта, позволяя инженерам моделировать вес в различных секциях самолета. Поскольку пассажиров на борту нет, балласт также помогает компенсировать недостающий вес.
Аналогичная установка из бочек установлена в задней части самолета, где можно перемещать воду для имитации сценария "большого веса хвоста".
Самолет классифицируется как "экспериментальный" до тех пор, пока регулирующие органы не сертифицируют его.
Первый полет Boeing 777X состоялся 25 января 2020, а поставки в авиакомпании планируется начать в 2025 году. В ноябре на авиасалоне в Дубае авиакомпания Emirates расширила пакет заказов на Boeing 777X, увеличив его на 90 дополнительных самолётов.
Вот такая красота.