В одном царстве, в одном государстве, точнее в одном обычном российском городе было две специальных коррекционных школы, да и есть. Учреждения для глухих и слабослышащих, как правило, в регионе, в каждом субъекте РФ, не многочисленны. А тут – город-миллионник, плюс область и случилось, что в нем даже две специальных школы для детей с нарушением слуха. По определению там и должны обучаться дети, у которых имеются разного рода проблемы с ушами, при условии, что ребенок не смог пойти по пути интеграции и учиться в массовой школе. И наличие или отсутствие у глухого ребенка кохлеарного имплантавовсе не определяет его образовательный путь. Его определяет успешность реабилитации в целом.
🔸
На самом деле абсолютно каждый родитель надеется на то, что, прооперировав ребенка, отдав под нож, пусть и после длительного реабилитационного пути, место этому пользователю кохлеарного импланта непременно в массовой школе со слышащими сверстниками. Но, несмотря на то, что более 15 лет в нашей стране метод кохлеарнойимплантации (КИ) применяется масштабно и носителей насчитывается около 12 тысяч человек, далеко даже не всем специалистам ясно, что КИ не равно устная речь, не равно норма слухоречевого развития, не равно масса. Хотя, безусловно, есть и такие успешные реабилитированные дети, которые идут в ногу со слышащими сверстниками, не нуждаясь при этом в специальной поддержке (за исключением технической стороны вопроса). Но, увы, таких результатов, о которых мечтает каждый родитель и практикующий специалист даже не половина от общего количества.
Потому специальные коррекционные школы как всегда актуальны. Ибо, если ребенок не тянет массу, то, конечно, место ему в школе 1-2 видов. Некогда школа для глухих подразумевала априори использование альтернативной коммуникации в виде русского жестового языка. И методика преподавания была основана на нем или дублировалась наравне с устной речью.
Но в те самые времена, как пришла кохлеарнаяимплантация на землю русскую и зародилось заблуждение великое, что, если использовать специальные системные жесты, но речь у ребенка не появится. Как напугалось этим все сурдопедагогическое сообщество, да вслед за ним родительское, и отказались от использования РЖЯ почти совсем. Да даже на законодательном уровне стал РЖЯ не обязательным в специальных коррекционных учреждениях, а на усмотрение каждой конкретной администрации школы. А потом решили и вовсе, что РЖЯ не нужен никому и является только частью субкультуры сообщества глухих.Почти шалость (сарказм автора)…
🔸
Езжу я по стране нашей необъятной и все больше убеждаюсь, что не встретить уже и вовсе преподавания в школах специальных на жестовом языке. Мало кто им владеет, да и вообще обучить может. Хотя стоит упомянуть, что корочка о том, что каждый специалист прошел 70-часовой курс и владеет РЖЯ есть у каждого профильного сотрудника специального образовательного учреждения. Но то лишь алиби. А на деле выходит, что лозунгом «ВСЕМ РЕЧЬ» очень удобно работать.
🔸
А если речь завести о неговорящих детях, то они, бедные,оставшиеся без коммуникации вообще, составили новую категорию учащихся со вторичной умственной отсталостью(УО) легкой степени, так как программный материал не усваивают вообще. Таким же образом, очень удобно снять ответственность за качество усвоение материала учениками. Мол, не усваивает потому что УО. А ведь истинная причина не в этом, это – следствие. Причина в том, что отсутствует канал коммуникации. Если бы был, то материал бы был усвоен. Значит, просится альтернатива!
🔸
Всероссийское общество глухих тревогу забило, что у нас на текущий момент в стране более половины выпускников специальных школ являются обладателями УО, а вместо аттестата школу заканчивают со справкой. Как же так? В страну пришел высокотехнологичный метод кохлеарнойимплантции, а на выходе ситуация ухудшилась в разы, чем была еще 20 лет назад до его появления. Зато «ВСЕМ – УСТНАЯ РЕЧЬ»…
🔸
Конечно, не имплантация виновата напрямую. А тотстереотип, что породила и повлекла за собой отказ от РЖЯ в пользу вербальной коммуникации, как будто они являются конкурентами. Как средство альтернативной коммуникациижесты никогда не помешают РЕЧИ, не вытеснят ее, не обеднят словарный запас, а, наоборот расширят, станут для кого-то звеном переходным, кому-то – дополнительным средством общения.
🔸
Наверху заговорили о том, что пора бы пристально присмотреться к ситуации. Но большинство именитых специалистов там же наверху, где проводилось совещание,продолжают утверждать о том, что возвращаться к жестам, как того просит ВОГ (Всероссийское Общество Глухих) нельзя, иначе речи не случиться. Катастрофа в том, что пока наверху разберутся, как правильно образовательный процесс построить, точнее перестроить, пройдет еще не одно десятилетие и выпускников с не истинным УО, а «приобретенным» выйдет из стен коррекционных школ не одна сотня, если ситуацию в корне не изменить.
🔸
Но я вернусь в город, с которого начался рассказ. В нем -две школы по слуху. У одной статус среди родителей элитный, у другой – ниже среднего. Большинство стремится попасть в первую, потому что статусно. Вторую желают избежать все. И дело даже не в том, что в первой директор-активист и энтузиаст. Действительно так: мероприятия проводятся социальные, спортивные соревнования, творчество, первенства, концерты и благотворительные акции и прочее. Но школа это про образование. среди родителей она хороша не только потому, что в ней проводятся масса внеклассных классных мероприятий, а потому, внимание, что ЖЕСТОВ (уточню, РЖЯ) нет, не используют. Во второй же и даже о том, что сама директор владеет русским жестовым языком и то, что преподают на жестах, помимо речи является не достоянием учреждения, а как будто бы клеймом…
🔸
В данном регионе я бываю дважды в год. Более 10 лет наблюдаю деток разного возраста. Каждый визит в аудиторию прибавляются новички. Да, примерно часть десятая аудитории идет по пути интеграции и осваивает программу массовой школы со слышащими сверстниками. Да, там свои особенности, все непросто. А вот 90% аудитории - это ученики славной школы, где жестов НЕТ. И гордятся этим большинство родителей, что хоть и специализированная школа, но как будто бы речью учат.
🔸
В крайний визит моему терпению не осталось предела и предметом исследования, помимо настроек имплантовребят, стала оценка усвояемости программного материала. Да, методом наблюдения и опроса родителей. Конечно же, оказалось, что большинство не учат, а мучат. Нет, есть и много успешных учеников этой школы, которые там учатся вообще потому, что их родители пошли по пути наименьшего сопротивления. И, например, класс малой наполняемости для своего ребенка посчитал более комфортным, чем сообщество в 35 среднестатистических человек в классе общеобразовательной школы, равно как и индивидуальный подход к слуховым гаджетам.
🔸
Я, конечно, и без крайнего визита знала, что на основе устной речи ребенок, который не может ответить на вопросо том, какое сейчас время года и на чем он приехал ко мнене может, никак не способен усваивать программный материал. А значит, что все эти дети – потенциальные кандидаты на УО к среднему звену школы или уже ее обладатели. Катастрофаааа…
🔸
У части родителей позиция, кстати, странная. На вопрос мой о том, как усваивает ребенок материал и есть ли проблемы в школе, отвечают, что все хорошо, разве что тройки встречаются. То есть «четверки» и «пятерки» для них являются показателями успеха в процессе познания наук, а то, что ребенок не знаком с месяцами, названиями деревьев, не говоря уже о багрянце не говорят о том, что материал ну никак усваиваться не может у неречевых детей. Хотя я как никто знаю, сколько раз училась лексическая тема «Месяцы» равно как и «Деревья». Но позабылось. Таковы уж свойства слуховой памяти для, например, детей проимплантированных в возрасте после 4-хлет. Знаете, такая оборонительная позиция родительская. И их можно понять. Они уже устали бороться за РЕЧЬ, но признать, что ее не будет еще не готовы. Потому, когда я открыто предлагаю срочно начать изучать РЖЯ – в штыки. Потому что и в 10 лет и позже все продолжают ждать речь, даже, если она не появилась к 5. И боятся жестов, а не умственной отсталости, которая уже точно к ребенку «приклеится».
🔸
Одна мама (всего одна) в том городе добровольно перешла из «лучшей» школы в «худшую». Года три назад, когда сыну было уже девять и к ней пришло понимание того, что устной речи уже не будет, несмотря на наличие кохлеарногоимпланта, что ребенку нужна хоть какая-то коммуникация. И сложно, и медленно она решалась на жесты, ведь все вокруг твердят одно: если жесты, то речи не будет… каково же было ее удивление, спустя несколько месяцев совместного изучения с сыном РЖЯ, что с ним можно общаться, обсуждать темы глобальные, не только о том, что именно хочет есть и играть в телефон. А образовательный процесс в школе «попроще» вообще стал приносить удовольствие, а не отторжение.
🔸
С родителями беседовать на данную тему крайне сложно. Я чувствую себя плохим гонцом. Пусть и с правдой. Если бы всем этим деткам, которые учатся в школе, где РЖЯ под запретом дублировать преподавание речью им бы, то качество образования было бы значительно лучше.
🔸
Но важно понимать, что РЖЯ – это полноценная лингвистическая система, а не навык, который формируется спонтанно и быстро, если не случилась РЕЧЬ. РЖЯ изучать необходимо своевременно. Сопутствующие нарушения для его изучения тоже являются отягощающими и могут стать причиной того, что ребенок останется вообще без средства общения.
🔸
Конечно, я не выступаю сейчас с лозунгом «ВСЕМ – РЖЯ», но, думаю, убедительна в подходе с входными данными такими: если к 5 годам не случилось устной речи, нужно срочно начинать изучать РЖЯ, пробовать, практиковать. Хотя у нас уже на опережение в таком возрасте могут на ПМПК поставить УО, если речи нет. Может, все же получится обойти острые углы и не приобрести вторичного необратимого диагноза, овладев альтернативной коммуникацией…