Найти тему
Классические розы

Зачем новгородскому волхву был нужен наконечник родом из неолита?

Заметка №11

Искать древности в земле научились задолго до археологов. В Средние века люди были осведомлены о курганах, старых городищах, рисунках на скалах. Места эти чаще всего обладали дурной славой, но жажда наживы заставляла некоторых авантюристов исследовать их в попытках найти клады.

Один из видов находок привлекал людей Средневековья больше всего. Это кремневые наконечники стрел и копий родом из палеолита и неолита. Дело рук древних людей.

Кремневые наконечники копий из некрополя «Павловская слобода» на Истре. | Источник: Институт археологии РАН.
Кремневые наконечники копий из некрополя «Павловская слобода» на Истре. | Источник: Институт археологии РАН.

В русском языке они известны под названиями - громовая стрела, громовка, громовик, господня стрела, небесна стрела. 

Поверья о том, что кремневые наконечники образуются при ударе молнии в землю и обладают целебными свойствами были распространены по всему Старому Свету: от Европы до Азии.

Они порой попадались людям во время полевых работ и принимались за след от удара молнии бога Громовержца.

Фотография из открытых источников.
Фотография из открытых источников.

В результате, каменные наконечники начинали использоваться в качестве амулетов, предохраняющих от молний, от пожаров, а заодно и против других напастей.

Интересна запись о «громовых стрелах» из древнего «Травника»:

«А тот камень падает и стреляет сверху от грома… Он же и громовая стрела называем… Из того камня делать глаз в перстень и носить на руке, от всякого видимого и не видимого злодея сохранен будешь… Того же камня демони боятся, а носящий его не убоится напасти и беды и одолеет сопротивников своих. Аще кто и стрелу громовую с собой носит, тот может всех одолеть силою своею, и против его никто не устоит, хотяб сильнее его был…».

Одно из самых древних свидетельств о таких амулетах на Руси содержится в книге «Новгородская кормчая» (1280):

«стрѣкы и топоры громнии неч(ес)тиваѩ и богомеръзкаѩ вещь».

Составители книги угрожают проклятьем людям, которые используют эти стрелы и неолитические топоры для лечения болезней или изгнания бесов.

Реконструкция Великого Новгорода X-XIII столетий.
Реконструкция Великого Новгорода X-XIII столетий.

В том же Великом Новгороде в 1953 году, в слое XIV века был найден амулет из неолитического наконечника копья в медной оправе. На оправе четко просматривается изображение процветшего креста. Крест имеет восьмиконечную форму. Длина амулета — 8,1 см, а ширина — 3 см.

Амулет из неолитического наконечника копья с обрамлением.
Амулет из неолитического наконечника копья с обрамлением.

Прорисовка оправы амулета из неолитического копья.
Прорисовка оправы амулета из неолитического копья.

Есть предположение, что подобные талисманы носили колдуны (волхвы). Вот что пишет по поводу новгородской находки М.А. Седова:

«…амулет найден в срубе, имеющем чрезвычайно интересную особенность. По характеру инвентаря он ничем не отличается от обычных жилых построек XIII—XIV вв. Однако, в устройстве самого сруба есть любопытная деталь: у южной стены дома, под четвертым, нижним венцом, в специально вырытой неглубокой ямке лежали четыре человеческих детских черепа. Эта своеобразная «строительная жертва», возможно, связана с магическими действиями владельца дома — колдуна-волхва».

Амулет из Новгорода демонстрирует двоеверие и сохранение языческих взглядов в обществе XIV века.

Пройдет еще много столетий прежде чем, неолитические наконечники перекочуют из инвентаря волхвов в музейные собрания.

Материалы:

  1. Седова М.А. Амулет из Древнего Новгорода, Советская археология, N4, 1957 г.
  2. Формозов А.А. Страницы русской археологии, М., Наука, 1986 г.