Найти в Дзене
VK Play

Недетские гонки: как вкатиться в симрейсинг

Оглавление

Что нужно знать о виртуальных автогонках и на какое оборудование обратить внимание

Считается, что гоночные игры сегодня непопулярны. Forza Horizon регулярно всплывает в обсуждениях, а в пятую часть играют 30 миллионов геймеров — но она такая одна. А культовая серия Need for Speed давно скатилась с вершины и обратно не спешит. Вышедшая в 2022 году NFS Unbound плохо стартовала и быстро исчезла с радаров.

Кто-то винит излишнюю простоту аркадных гонок — они не могут обеспечить тот же уровень погружения, как современные блокбастеры со сложными боевыми системами, кинематографичным повествованием и ролевыми элементами. Другие жалуются на недостаточно развитый социальный элемент — мультиплеер в гонках чаще всего не ориентирован на командное взаимодействие.

Менее очевидная теория — снижение интереса молодежи к автомобилям вообще. Среди людей в возрасте до 30 лет все меньше тех, кто водит машину или хотя бы получил права. Исследования, подтверждающие тенденцию, публикуются регулярно: в 2017 году, в 2021-м, в 2023-м.

Кому-то проще пользоваться развитым общественным транспортом, другие заботятся об экологии. Да и цена владения автомобилем сегодня видится молодым людям чрезмерной. А когда машины не нравятся подросткам, то и гонки делать не для кого.

Но есть нюанс.

-2

Упомянутые в начале игры — это «аркадные гонки». Они не про вождение автомобилей. Они про культуру тюнинга, уличные погони, любование покраской машины и пейзажами. На сложную физику не остается ни сил, ни времени. Но есть и другая сторона.

Та, на которой давление в шинах и баланс тормозов важнее неоновой подсветки и блеска хромированных дисков. И игры, требующие наматывать сотни кругов на одной трассе, заучивая точки торможения перед крутым поворотом и отрабатывая своевременный разгон после апекса.

Думаете, симуляторы — нишевое развлечение для пары тысяч энтузиастов? Сравните 30 миллионов игроков в Forza Horizon 5 с продажами двух частей Assetto Corsa. В начале года они преодолели отметку в 28 миллионов копий. Значит, это кому-нибудь нужно.

А на рынок оборудования для симрейсинга (виртуальных гонок) за последние годы вышло множество компаний. Никто не будет вкладывать деньги в создание продукта, на который нет спроса.

Сегодня в продаже можно найти рули, педали и аксессуары не только от всем хорошо известных Logitech, Thrustmaster и Fanatec. Есть еще Simucube, Simagic, MOZA, Heusinkveld, Cammus, белорусская Caravangoes и российские Alien Zadrotti и GameSTUL! — последняя недавно также анонсировала собственный автосимулятор.

Этап Чемпионата РАФ по цифровому автоспорту в Москве, ноябрь 2023 года. Рулевая база и сам руль — китайской фирмы Simagic, а вот кокпит и педали разработаны российскими компаниями GameSTUL! и Alien Zadrotti соответственно.
Этап Чемпионата РАФ по цифровому автоспорту в Москве, ноябрь 2023 года. Рулевая база и сам руль — китайской фирмы Simagic, а вот кокпит и педали разработаны российскими компаниями GameSTUL! и Alien Zadrotti соответственно.

И еще один отечественный ответ Assetto Corsa хочет создать известный бизнесмен Борис Ротенберг, а его структура SMP Racing и Российская автомобильная федерация (РАФ) проводят официальные киберспортивные чемпионаты. В июле 2023 года симрейсинг под названием «интерактивные гонки» официально признан в России одним из видов автоспорта.

Проводятся и частные онлайн-гонки, призовые фонды которых формируют взносы гонщиков или спонсоров. В июле 2023 года российские симрейсеры провели уникальный 24-часовой марафон без смены пилота. Только два 10-минутных перерыва. Серьезное испытание для организма и техники. Призовой фонд составил 1 миллион рублей.

Будет дорого

Если уж молодежь больше не интересуется автомобилями, пора и гоночные игры переориентировать с простых любителей красивых машинок на суровых энтузиастов, готовых вкладывать время, силы и деньги в достижение результатов на виртуальных трассах. Теперь все по-взрослому.

А взрослым увлечениям — взрослые затраты на оборудование. Симрейсинг — это недешево.

Чтобы «просто попробовать» и не разочароваться с первых минут, стоит сразу смотреть на серьезную технику, а не на пластмассовые рули с углом поворота 200 градусов и без обратной связи. Надо быть готовым уже на старте скопить и вложить минимум 50, а лучше от 100 до 200 тысяч рублей.

Ведь нужен не только руль с педалями, но и хоть сколько-нибудь крепкая стойка для его крепления, а лучше кокпит (ниже остановимся на них подробнее), довольно мощный ПК и большой монитор. Установки некоторых симрейсеров стоимостью могут превышать и миллион рублей.

Aston Martin AMR-C01 — установка для симрейсинга от известного автопроизводителя; стоит £70 000
Aston Martin AMR-C01 — установка для симрейсинга от известного автопроизводителя; стоит £70 000

Но реальный автоспорт — еще дороже. Для соревнований Time Attack на старой «Ладе» надо сначала купить хотя бы эту старую «Ладу». Аренда машины всего на один этап любительского чемпионата страны будет стоить свыше 100 000 рублей. Обычно речь идет о 300-350 тысячах. За одну гонку.

А уж выставить частную команду в профессиональный чемпионат на все этапы — десятки миллионов рублей. Нередко пилоты таких команд — успешные бизнесмены, объединившиеся с другими успешными бизнесменами, которые оказывают техническую поддержку.

Аргумент «за деньги, потраченные на симулятор, можно купить Renault Logan с пробегом» не работает. От симулятора мы ждем не стояния в пробках и не перевозки картошки со скоростью 60 км/ч.

Симулятор — это шанс испытать по-настоящему быстрые автомобили на самых известных трассах и соревноваться с живыми людьми. Не выходя из дома и не рискуя жизнью. И потратив несколько сотен тысяч рублей — вместо нескольких миллионов евро.

Во что играть

-5

Гоночные игры условно делятся на следующие категории. Аркадные гонки — те, которые подходят для геймпада. Симкады, они же «аркадные симуляторы», — для геймпада и руля. И есть хардкорные симуляторы, в которых с геймпадом ловить вообще нечего.

К аркадным гонкам относятся NFS, Forza Horizon, The Crew и Mario Kart. Остальные известные серии до 2023 года не дожили.

К симкадам причисляют серии Gran Turismo, Forza Motorsport и F1 от EA. Это игры с довольно достоверной имитацией поведения машин, но гибкими настройками управления под разный уровень игрока и его оборудования. И прощающие пилоту долю ошибок.

«Настоящие» симуляторы — торжество автоспорта во всей красе. Никаких тебе сюжетных карьер — весь упор на мультиплеер. А на экране — перегруженный цифрами интерфейс и десятки параметров машины, которые можно настроить под себя.

В этих уже не совсем играх цена ошибки на трассе — разбитый болид и испорченный заезд. Зачастую не только себе, но и оказавшимся рядом другим симрейсерам. И никаких геймпадов. Справиться с местными гоночными монстрами может только хороший руль с обратной связью.

И неожиданно выбор симуляторов достаточно широк. Здесь и «народная» Assetto Corsa, живущая благодаря модификациям, и чрезвычайно популярная Assetto Corsa Competizione — официальная игра гоночного чемпионата Blancpain GT Series.

Есть и очень дорогой iRacing, в котором необходимо платить ежемесячную подписку и отдельно покупать за реальные деньги каждую машину и доступ к трассам. А еще Automobilista 2. И на подходе Rennsport, Le Mans Ultimate, GTRevival. Это только то, что на слуху и первым приходит в голову.

Лучшая точка входа для новичков — Gran Turismo 7. Начинающий гонщик последовательно научится водить машины самых разных классов — от простых городских хэтчбеков до болидов японской Супер-Формулы.

Игра покажет, как и когда тормозить перед поворотами. Предложит удобную систему изучения разбитых на секторы трасс. И заставит сдать серию зачетов для получения различных гоночных лицензий.

Но если вы планируете участвовать в гонках с большим числом реальных симрейсеров, хотите ощутить лучшую отдачу и получить доступ к большому количеству различных конфигураций оборудования, то ваш выбор — ПК и более хардкорные симуляторы. Чуть позже речь пойдет о рулях — и многие из них попросту не работают с консолями.

На ПК самая дружелюбная и понятная для неофитов прямо сейчас — Assetto Corsa Competizione. При этом запаса глубины и сложности в ней хватит на долгие годы активного симрейсинга. Графика тут тоже вполне современная, в отличие от многих других автосимов, — это объясняет хорошие продажи и стабильно высокий онлайн. Соперники найдутся всегда.

На чем ездить

-6

Для запуска автосимулятора нужен хороший игровой ПК или консоль. А к ним — достаточно большой экран. Для ПК можно купить сверхширокоформатный монитор или собрать систему из трех изогнутых экранов. Благодаря ей гонщик может видеть не только трассу впереди, но и помехи слева и справа.

В этом материале о компьютерах, приставках и дисплеях мы говорить не будем. Предполагается, что ПК или консоль, а также монитор или телевизор уже есть у всех геймеров. Но случаи бывают разные.

Тем более, что к ним все равно еще обязательно понадобится комплект из рулевой базы, собственно руля и педалей. И система крепления всего этого. От неудобной стойки до полноценного кокпита — конструкции из рамы, кресла и кронштейнов для оборудования. Еще их называют «риг» — от английского rig,«станок» или «установка».

Часто рули отправляются на антресоль или на Авито уже через пару недель после покупки именно потому, что просто надоедает каждый раз прикручивать базу к компьютерному столу и заново подключать провода.

Лучше сначала организовать место для своего первого автосимулятора, а уже потом покупать руль. Если в квартире мало пространства, стоит рассмотреть складные конструкции. Они есть у разных производителей.

-7
-8
-9

Простые стойки вроде Wheel Stand Pro или дешевых клонов Next Level Racing Wheel Stand стоят от 10 до 25 тысяч рублей — и они не обеспечивают удобную посадку для длинных гонок. Не говоря о том, что их трясет и шатает даже от устаревших рулей со слабой обратной связью.

Поверьте моему опыту — я сменил уже два варианта, потеряв деньги, но каждый раз после сессии заездов приходилось затягивать разболтавшиеся крепления гаечным ключом и отверткой, а заодно чинить больную спину различными мазями.

Поэтому есть два пути. Первый — намертво прикрутить рулевую базу к столу и потратить тысяч 5 рублей на некую конструкцию из дерева, которая объединит этот стол с офисным креслом в устойчивую структуру.

Саму конструкцию придется придумать, выпилить и собрать самому, исходя из вашей антропометрии и параметров мебели. Можно подсмотреть варианты на YouTube.

-10

Второй путь для тех, кто настроен решительно и понимает, что серьезный симрейсинг — путь боли, страданий и экономии на еде.

Надо просто пойти к одному из производителей — в том числе российских — и заплатить за готовый кокпит из алюминиевого профиля или стальных труб. Спортивное сидение с регулировками посадки уже будет в комплекте.

Цена такой системы может доходить до нескольких сотен тысяч в зависимости от конфигурации. Но мы остановимся на нижней планке примерно в 70 тысяч рублей за комплект с креслом. Можно и без кресла тысяч за 50, но вряд ли это будет удобно.

В идеальных условиях именно покупка гоночного места должна стать первым вложением. И только после этого стоит переходить собственно к рулям.

Основные виды рулей

-11

Есть две взаимосвязанные классификации. В первой всего два типа рулей — для симуляторов и для обычных игр. Их ключевое различие — в наличии обратной связи.

Речь не о вибрации! А об усилии, которое в реальном автомобиле передается от колес на руль в зависимости от угла поворота, скорости, дорожного покрытия, положения элементов подвески и еще множества факторов.

Наличие моторов обратной связи и отличает пластиковые игрушки стоимостью до 15 тысяч рублей от гоночных контроллеров, цена которых иногда может превышать 300 тысяч за начальный комплект из базы, рулевого колеса и педалей.

И уже из технологии, благодаря которой эта обратная связь реализована, вытекает вторая классификация. В ней три типа рулей, а точнее приводов, передающих все описанные выше показания на «баранку» и буквально в руки гонщика.

Шестеренчатый привод

-12

Первые рули такого типа поступили в продажу еще в конце 90-х — скорее всего, пионером был Microsoft SideWinder Force Feedback Wheel для ПК.

Отдача в рулевых базах этого вида создается одним или двумя моторами, которые при помощи маленькой шестерни передают крутящий момент через шестерню большого диаметра на вал, к которому крепится само рулевое колесо.

Такой привод — одна из причин, по которой не вовлеченные в тему люди надменно относятся к автосимуляторам и регулярно используют аргумент «это и близко не похоже на реальные ощущения». Часто такие случайные наблюдатели либо пробуют играть в гостях, либо из любопытства покупают на Авито старый Logitech G25/27/29 и ждут чуда.

Тест: Как хорошо вы знаете LOST ARK

Но две шестерни не в состоянии это чудо сотворить. Им не хватит ни силы, ни точности, ни информативности. Зато у них обширная мертвая зона в центральном положении руля. Поверьте, эта пустота очень бесит — реакция машины на поворот баранки будто запаздывает. Привыкнуть можно, но не очень хочется.

Именно шестеренчатый привод до сих пор лежит в основе самой популярной линейки рулей Logitech, начавшейся еще в 2004 году с G25. Рули серии практически не отличаются начинкой и даже самая новая модель — G923 — еще до выхода безнадежно устарела и по сути является редизайном той самой G25.

Ременной привод

-13

Технология тоже старая, но уже не такая бесполезная, как шестерни. Информация от мотора в этом случае передается на вал не через систему зубчатых колес, а через ремень или даже два.

Это позволяет значительно уменьшить мертвую зону в центре и сделать управление виртуальным автомобилем плавнее и предсказуемее, подарив куда больше позитивных ощущений от вождения.

Именно на базах с ременным приводом появилась поддержка съемных рулей, что позволяет менять «баранки» под различные гоночные дисциплины. Например, в ралли нужно круглое колесо с большим углом поворота.

А в гонках класса GT и Формуле 1 используется панель близкой к прямоугольнику формы. Их в народе принято называть «штурвалами».

Сейчас рули в ременным приводом постепенно уходят в прошлое и имеют смысл только в виде бюджетных моделей для PS4/PS5 и Gran Turismo 7. На ПК есть варианты интереснее и порой даже дешевле, но система Sony очень привередлива.

Либо японская компания не хочет тесно сотрудничать с китайскими производителями, которые сейчас заполнили рынок самыми продвинутыми решениями. Либо китайские производители не считают продажи PlayStation в Китае достаточными для внедрения полноценной поддержки.

В итоге для того, чтобы гонять в GT7 на PS5 с рулем и нормальной отдачей, приходится покупать либо довольно старые Thrustmaster, либо очень дорогие Fanatec. У Xbox ситуация чуть лучше — поддержку консоли в свою новую модель добавила фирма MOZA.

Прямой привод — Direct Drive

-14

Самая продвинутая технология — и одновременно самая простая конструкция. Информация передается от мотора с неодимовыми магнитами напрямую к рулевому колесу — без посредников в виде шестерней или ремней.

Это полностью избавляет от задержек, рывков и мертвых зон, делая управление виртуальным автомобилем максимально отзывчивым, плавным и реалистичным.

Но есть нюанс. Сила обратной связи у таких установок очень высока. Если шестеренчатый привод может обеспечить в среднем от 2 до 4 ньютон-метров крутящего момента, а ременной обычно предлагает 5-6, на direct drive можно рассчитывать и на 10, и на 20, а иногда и на 30 Н·м.

Из-за этого рули с прямым приводом травмоопасны и в случае потери управления во время гонки могут даже сломать пилоту пальцы. Необходимо научиться моментально убирать руки с «баранки» при аварии и обязательно докупить кнопку экстренного отключения питания базы.

Сама по себе технология прямого привода распространилась во второй половине нулевых годов, а в 2013-м появились потребительские рулевые DD-базы (от direct drive, «прямой привод») для симуляторов благодаря компании Leo Bodnar. Первые модели продавались по цене €3000.

-15

Сегодня на рынке уже довольно много рулевых баз с прямым приводом. Есть дорогие устройства для настоящих энтузиастов от фирмы Simucube — от 150 тысяч рублей за основу без педалей и рулевого колеса.

Есть популярные решения от Fanatec, которые работают с PlayStation 5 и поддерживаются играми серии Gran Turismo «из коробки», что помогло распространению моды на direct drive. В Россию можно заказать из Германии через посредников — базовый набор обойдется минимум в 100 тысяч рублей, но это уже комплект с колесом и педалями.

А есть немало молодых китайских компаний, которые быстро освоили технологию и наладили выпуск рулей за приемлемые деньги. Так как с поставками из Китая в РФ проще, можно даже надеяться на гарантию.

Поистине народными в последний год стали комплекты фирмы MOZA. Особенно R5 — идеальный стартовый набор из базы, руля и педалей. На его стороне — хорошие показатели, качественная сборка и цена в районе 60 тысяч рублей.

Одна беда — работает только с ПК. Для подключения к PS5 или Xbox потребуется еще адаптер за 15 тысяч рублей, который попутно снизит качество обратной связи по сравнению с компьютером. Так что для консолей это все еще компромиссный вариант.

Зато для ПК-геймеров — идеальная точка входа в симрейсинг. К тому же у MOZA уже есть развитая экосистема. Позднее к базе можно докупить другие виды «баранок» или более продвинутые педали, которые значительно улучшат контроль газа и отклик тормоза, повысив качество вождения.

Так что купить?

-16

Еще недавно в подобных руководствах рули уровня Logitech G29 и Thrustmaster T150 всерьез рекомендовали новичкам, желающим получить достоверные ощущения. Сегодня лучше забыть не только о шестеренчатом приводе, но даже о ременном. Причин этому две.

Во-первых, на рынке уже много производителей рулей с прямым приводом с ценниками от $300. По международным стандартам симрейсинга это «почти даром».

LEGO Fortnite: первые впечатления от LEGO-«Майнкрафта»

Во-вторых, в Россию продукция Logitech и Thrustmaster официально больше не поставляется. А то, что оказывается на полках магазинов, лишено гарантии производителя и стоит минимум вдвое дороже нормы. Отдавать в 2023 году 35-40 тысяч за G29, обратная связь которого очень невыразительна, — пустая трата денег.

Единственный смысл искать старые рули от двух упомянутых производителей — поддержка консолями.

Основная движуха в симрейсинге происходит на ПК. Особенно в России. Там самый живой онлайн и регулярные соревнования. Но если вы фанат Gran Turismo, то вам нужен либо дорогой комплект от Fanatec с прямым приводом, либо старые рули с двумя ремнями.

Из последних единственный разумный вариант сегодня — Thrustmaster T300 RS. При условии, что удастся найти его за такие же разумные деньги. Желательно — не больше 30 тысяч рублей, но найти дешевле 40 тысяч даже на Авито будет трудно.

Будем считать это доплатой за бренд и поддержку PlayStation 5 и Gran Turismo 7. Без переходников, бубнов и в полную силу — во все свои 3.9 Н·м.

Но российские магазины все чаще просят за него еще больше, некоторые по 50 тысяч рублей, мне попадались предложения и свыше 75 тысяч. А это уже территория упомянутой в предыдущем разделе MOZA R5. Даже в комплекте с конвертером, который позволит подключать любые рули ко всем популярным консолям. Даже к Nintendo Switch.

Чего точно не стоит делать ни в коем случае — покупать Thrustmaster T-GT II. Когда-то эта рулевая база с двумя ремнями была флагманом симрейсинга, особенно консольного — благодаря официальному сотрудничеству с Sony и функциям, разработанным специально для Gran Turismo Sport.

Но сегодня в России она обойдется дороже 100 тысяч рублей. Никаких волшебных ощущений на все эти деньги она не подарит. Либо T300 вдвое дешевле — либо уже direct drive. Fanatec GT DD Pro на 5 Н·м обойдется в те же 100 тысяч рублей у челноков с Авито.

-17

В магазинах есть аналоги Logitech G29 от Ardor Gaming, PXN и Artplays. Они стоят в диапазоне 17-25 тысяч рублей. Не самые плохие решения для новичков. Но с консолями они работают избирательно и дают не самую лучшую обратную связь, а на ПК их порой не видят отдельные игры.

И все же можно рискнуть и приобрести такой руль для ПК. Например, для City Car Driving или Euro Truck Simulator 2. Но если вас интересует развитие именно в симрейсинге — в дисциплинах вроде Assetto Corsa Competizione, — то лучше сразу забыть про бюджетные модели с шестернями.

При любом раскладе достойный руль что для ПК, что для консолей сегодня на российском рынке начинается с 50 тысяч рублей.

Дорогие игрушки, не так ли? Спасает то, что все это оборудование достаточно ликвидно на вторичном рынке — хватает и тех, кто через пару недель мучений несет руль и риг на Авито, и тех, кто хочет попробовать этот ваш симрейсинг с минимальными вложениями.

Если же вас реально затянут виртуальные гонки — откроется целый новый мир гейминга. С кучей нюансов, которые потребуют изучения десятков других статей.

Например, о конструкции педали тормоза и ее модификациях. Или о таком параметре, как slew rate — количестве силы, отдаваемой базой за 1 мс. Или о том, как раздельно настроить силу и отдачу, чтобы при максимуме получаемой информации снизить риск травмы.

С ростом опыта и понимания нюансов будут расти и затраты на лучшее оборудование и аксессуары. Но настоящего энтузиаста виртуальных гонок это уже не остановит. Если вас пугает такая перспектива — лучше даже не начинать.