Найти тему
История и культура Евразии

Монашеский орден картезианцев как духовная оппозиция королю Англии Генриху VIII в 1535-1537 годах

Монашеский орден картезианцев был известен тем, что монашеские добродетели, прежде всего такие, как отшельничество и безмолвие, выполнялись в нем с огромным усердием. С момента появления монастыря ордена в Лондоне популярность его быстро возросла. Многие представители богатых английских семей стали покровителями монастыря.

Сама община, на базе которой вырос орден картезианцев, появилась в XI веке в Ла-Шартрезе (Франция).

Великая Шартреза
Великая Шартреза

Ее основатель - Бруно Кёльнский.

Св. Бруно Кёльнский (ок. 1030, Кёльн, Германия — 6 октября 1101, монастырь св. Стефана, Италия) — (лат.  Bruno) — католический святой, монах, богослов, основатель ордена картезианцев (OCart)
Св. Бруно Кёльнский (ок. 1030, Кёльн, Германия — 6 октября 1101, монастырь св. Стефана, Италия) — (лат. Bruno) — католический святой, монах, богослов, основатель ордена картезианцев (OCart)

К концу XII столетия монастырь ордена учрежден в Англии. Папа Александр III и Генрих II в 1172 году пришли к компромиссу. В качестве епитимьи за убийство Т. Бекета в 1170 году английский король был обязан построить три монастыря, в том числе и монастырь картезианцев в Уитхеме.

Но известность получил основанный общиной в 1370 году монастырь в Западном Смитфилде Лондона. Благодаря расположению в торговом районе получил зажиточных посетителей. Они считали, что монастырская жизнь здесь являла собой образец служения Богу. Сюда с удовольствием отдавали выходцев из богатых и знатных семейств. К примеру, четыре года здесь прожил без обета Томас Мор, изучавший тут юриспруденцию.

К XVI веке орден картезианцев состоял из молодых и образованных людей. Учитывая характер молодости они не могли оставаться в стороне от событий, разворачивавшихся в Англии в то время.

К началу 1535 года король Генрих VIII становится верховным главой церкви. C февраля 1535 года любой, кто отрицал или отказывался принять короля «верховным главой Англиканской церкви» мог быть обвинён в измене.

Для монахов ордена картезианцев такое положение вещей было не приемлемо. Приор монастыря Джон Хоутон в проповедях призывал братьев оставаться твердыми в своей вере. Хоутон говорил, что монахи готовы принять присягу королю как главе церкви, но с оговоркой, «насколько того позволяет Закон божий».

После принятия присяги в общине наступило временное успокоение. Однако в разговорах между собой говорили: «Существует одна католическая церковь, а епископ Рима является её главой».

Эти разговоры привели верховных членов общины картезианцев в Лондоне к публичной казни в месте для казней Тайберне. После пыток обезглавили.

После казни монахи-картезианцы также отказались признать верховенство короля над церковью.

Недовольны многие:

  • «Чудовищность этого дела и подтверждение моей слабой надежды на раскаяние этого короля вынуждают меня сообщить Вашему Величеству, что вчера трое картезианцев и один монах ордена Святой Бриггиты, все люди доброго и здравомыслящего учения, а также образцовой жизни и репутации и преданы смерти, за то, что они говорили и утверждали, что Папа был истинным главой и сувереном вселенской христианской церкви, и что согласно Богу, разуму и совести, король не мог узурпировать суверенитет церкви и превосходство над английским духовенством» - посол Священной Римской империи Юстас Шапюи

Казнь глав закрытого религиозного ордена, известного и почитаемого за свою святость и простоту жизни, вызвал недовольство среди простого населения. Существовала даже вероятность беспорядков среди населения Лондона.

Однако, с 1535 по 1537 г. больше ни один картезианец не был посажен в тюрьму, но за монастырём наблюдали.

Все таки 14 июня 1537 года власти убедили оставшихся монахов сдать монастырь и его имущество королю.

В любом случае следует признать духовную победу картезианцев. Они не покорились власти, хоть и отдали свое имущество.

Материал подготовлен на основе статьи Кувалдина Сергея Евгеньевича и Волковой Юлии Алексеевны ОРДЕН КАРТЕЗИАНЦЕВ И ОППОЗИЦИЯ ПОЛИТИКЕ ГЕНРИХА VIII (1535-1537 гг.).