Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Еще один забытый шедевр 1950-х - фантастический роман «Сокровище Черного моря» Александра Студитского

В 1956 году довольно известный в ту эпоху советский ученый-биолог Александр Николаевич Студитский написал и издал свой второй научно-фантастический роман – «Сокровище Черного моря», в котором пропагандируется идея добывать золото из морской воды с помощью водорослей. Но капиталистические империалисты не дремлют – они засылают в стан наших ученых-изобретателей своих шпионов, и в итоге чисто научно-популярная история превращается в самый настоящий шпионско-авантюрный боевик, не уступающий по напряжению лучшим романам подобного рода Александра Казанцева, Георгия Тушкана и даже самого Николая Томана. Недавно я нашел еще одно фантастическое произведение большой формы, которое в СССР было опубликовано только один раз, и больше никогда не переиздавалось, даже в журналах. Это роман Александра Студитского «Сокровище Черного моря», написанный и изданный в 1956-м году. Вообще-то об Александре Николаевиче Студитском и его пером романе я писал в этой публикации: «А. Студитский, «Ущелье Батырлар-джо

В 1956 году довольно известный в ту эпоху советский ученый-биолог Александр Николаевич Студитский написал и издал свой второй научно-фантастический роман – «Сокровище Черного моря», в котором пропагандируется идея добывать золото из морской воды с помощью водорослей. Но капиталистические империалисты не дремлют – они засылают в стан наших ученых-изобретателей своих шпионов, и в итоге чисто научно-популярная история превращается в самый настоящий шпионско-авантюрный боевик, не уступающий по напряжению лучшим романам подобного рода Александра Казанцева, Георгия Тушкана и даже самого Николая Томана.

«Сокровище Черного моря» Александра Студитского, 1956 г., серия "Фантастика. Приключения", издательство "Трудрезервиздат", Москва
«Сокровище Черного моря» Александра Студитского, 1956 г., серия "Фантастика. Приключения", издательство "Трудрезервиздат", Москва

Недавно я нашел еще одно фантастическое произведение большой формы, которое в СССР было опубликовано только один раз, и больше никогда не переиздавалось, даже в журналах. Это роман Александра Студитского «Сокровище Черного моря», написанный и изданный в 1956-м году.

Александр Николаевич Студитский (1908-1991 гг.) и автограф на титульном листе единственного советского издания его романа "Сокровище Черного моря"
Александр Николаевич Студитский (1908-1991 гг.) и автограф на титульном листе единственного советского издания его романа "Сокровище Черного моря"

Вообще-то об Александре Николаевиче Студитском и его пером романе я писал в этой публикации: «А. Студитский, «Ущелье Батырлар-джол», 1948 г. – фантастическая повесть на уровне «Затерянного мира» и «Плутонии». Правда, там я обозвал этот роман повестью, но на самом деле это роман, потому что по своему размаху от повести это произведение ушло очень далеко.

Краткая биография А. Н. Студитского от редакции в издании 2014 года
Краткая биография А. Н. Студитского от редакции в издании 2014 года

Но «Ущелье Батырлар-джол» - это все же некоторое научное подражание Герберту Уэллсу, Артуру Конан Дойлу и В. А. Обручеву, а вот в следующем своем романе – «Сокровище Черного моря», - А. Студитский разработал собственное научное открытие, правда, совершенно фантастическое, тем не менее, вполне годное для того, чтобы роман с его описанием был встречен с огромным интересом не только любителями фантастики, но и научными кругами.

Обложка и корешок книги "Сокровище Черного моря" 1956 года выпуска
Обложка и корешок книги "Сокровище Черного моря" 1956 года выпуска

Правда, научная идея, заложенная в основу романа, была совершенно уж экзотической – добыча золота из морской воды с помощью водорослей, что обязательно предполагало авантюрный характер произведения. Тем не менее, А. Н. Студитский не собирался брать на нее патент, хотя к тому времени был уже довольно крупным ученым, доктором биологических наук, заместителем главного редактора журнала «Успехи современной биологии» и лауреатом государственных премий, одна из которых была не какая-нибудь, а Сталинская.

Увеличенный рисунок на титульном листе
Увеличенный рисунок на титульном листе

Тот же Иван Ефремов, например, тоже будучи ученым далеко не мелким, и с которым А. Н. Студитский плотно контактировал по научным делам, постоянно разрабатывал идею инопланетного присутствия на Земле в древние времена, а чем эта идея более научная, чем идея добычи золота биологическими методами? По крайней мере, наличие золота в морской воде – это научный факт, а ефремовские инопланетяне всегда были из разряда мифов о скатерти-самобранке – вот познакомимся с этими инопланетянами, и они нас научат…

Титульный лист
Титульный лист

А в романе «Сокровище Черного моря» человеку приходится учиться самому, своим умом, потому что заставить водоросли накапливать золото в промышленном количестве инопланетяне пока еще никого не научили. В этом плане фантастический роман Студитского гораздо более практичен, чем «Звездные корабли» или «Сердце змеи» Ефремова. И по интересу он более приближен к авантюрным романам А. Казанцева или даже А. Беляева, а еще он довольно круто замешан на шпионской тематике.

Некоторые иллюстрации А. Лурье, взятые с оригинального издания
Некоторые иллюстрации А. Лурье, взятые с оригинального издания

В общем, сюжет романа типичен по меркам других подобных фантастических романов 50-х годов – советские ученые совершают открытие и работают над его реализацией, а коварные американские империалисты вовсю хотят эти открытия похитить. Ну, это и понятно – если написать чистый научно-фантастический роман без авантюрной составляющей, то у читателя от всяких научных выкладок просто скулы сведет еще в первой части. Это прекрасно понимал еще Жюль Верн, который поставил перед собой задачу популяризировать науку. Но кому были бы нужны его популярные опусы, если бы он не превратил их в захватывающие боевики?

Еще иллюстрации
Еще иллюстрации

То же самое и с романом «Сокровище Черного моря». Да, писал его не просто ученый, а убежденный коммунист-сталинец. Идеологическая составляющая в этом произведении тоже очень сильная. В нем вовсю пропагандируется социалистическая действительность, а в Америке, помимо всех ее социальных ужжасов «еще и негров линчуют» (с). И в своем идеологическом экстазе Александр Студитский порой доходит до некоторых зачатком маразма.

Еще иллюстрации, это "картинная галерея" некоторых действующих лиц романа
Еще иллюстрации, это "картинная галерея" некоторых действующих лиц романа

Вот, например, по тексту, после того, как была получена первая партия золота, один и героев романа (естественно, это какой-то парторг, или комиссар по-простому) хвастается тем, что теперь у СССР будет столько золота, что оно обесценится, и у капиталистов пропадет необходимость вести войны за него.

И еще некоторые действующие лица
И еще некоторые действующие лица

Ясно, что читатель, настроенный на экшен, эту идею пропустит мимо ушей. Но если так вдуматься, то это только инженер Гарин мог пойти на обесценивание золота в мировом масштабе, потому что у него была задача самыми дикими, совершенно не коммунистическими методами развалить всю западную экономику и на этом процессе стать главным всемирным диктатором.

И еще иллюстрации
И еще иллюстрации

А для чего нужно обрушивать мировую экономику советским коммунистам? Ради какой цели? Обесценивание золота не приведет к краху мировой экономики, как об этом мечтал безумный Гарин, а затевать такой дорогостоящий эксперимент только для того, чтобы по совершенной глупости лишить СССР по-настоящему ценного обменного фонда, каким является золото – это идея вообще-то дурацкая.

И еще одна иллюстрация
И еще одна иллюстрация

Правда, я думаю, что и сам Студитский это прекрасно понимал, просто он хотел блеснуть своим идеологическим патриотизмом, выставляя коммунистов как сущих бессребреников. А над истинной подоплекой этого заявления мало кто из читателей будет раздумывать. Главное – выдвинуть главную коммунистическую идею, а том хоть потоп.

Заключительные иллюстрации
Заключительные иллюстрации

К чести автора следует признать, что «Сокровище Черного моря» в целом и на самом деле получилось захватывающим, а все эти «идеологические кренделя» читателя могут только позабавить. Главное внимание акцентируется на по-настоящему экзотической научной идее и разноплановой возне, которая вокруг нее происходит. Если вы читали по-настоящему убойные романы А. Казанцева «Пылающий остров» и Г. Тушкана «Чёрный смерч», и они вам понравились – то вам понравится и «Сокровище Черного моря», тем более что писательским талантом Бог Александра Студитского не обидел.

Это оригинальные иллюстрации, но взяты мной из издания 2014 года
Это оригинальные иллюстрации, но взяты мной из издания 2014 года

Однако этот потенциальный советский бестселлер Бог вниманием все же обидел. Роман был выпущен в СССР только один раз, да и то тираж его составлял всего 15 тысяч экземпляров. Никакой предварительной журнальной публикации романа не было, так что 15 тысяч – это всё, что нам осталось от бумажного варианта. Правда, «Сокровище Черного моря» вышло в довольно популярной и тогда среди читателей, и сейчас среди коллекционеров серии «Фантастика. Приключения» московского издательства «Трудрезервиздат». Тем не менее, почти всё, что в этой серии с 1955 по 1961 год было издано, имело тиражи от 45 до 90 тысяч (не считая допечаток), а вот «Тайна Черного моря» удостоилась всего 15-ти тысяч…

И это тоже
И это тоже

Думается мне, что эта книга для издательства была как бы экспериментальной. Дело в том, что как ученый, А. Н. Студитский был очень агрессивно настроен против некоторых течений науки, в частности – генетики, а это не нравилось очень многим советским научным деятелям, которые в прогрессе советской науки видели ее будущее. К тому же издатели учитывали и явные противоречия этого романа в сравнении с предыдущим произведением автора «Ущелье Батырлар-джол», многие из которых выглядят очень принципиально, и поэтому решили проверить, как книга будет воспринята критиками. В случае успеха, скорее всего, планировалось тираж или допечатать, или переиздать книгу в серии «Фантастика. Приключения», как это происходило со многими другими авторами.

И это
И это

Но не срослось. Роман «Сокровище Черного моря» вызвал шквал критики со стороны советского ученого сообщества, и, невзирая на все заслуги именитого ученого, роман было решено не переиздавать. А потом прошло время, и многие догмы, которые, пропагандировал А. Н. Студитский, вообще стали архаичными. Вообще-то из подобных ситуаций многие писатели-фантасты выходили, частично или полностью переделывая свои произведения, но все же профессор Студитский был не писателем, а ученым, поэтому он не стал ничего переделывать.

Эти иллюстрации из последних частей романа (взяты с издания 2014 года)
Эти иллюстрации из последних частей романа (взяты с издания 2014 года)

Вот так и остался роман «Сокровище Черного моря» полным раритетом, хоть и в составе престижной серии.

Однако уже в последние годы специально для коллекционеров были организованы три издания этого романа.

Двухтомное издание романа 2012 года, кроме этих обложек я в Интернете изображения книг не нашел
Двухтомное издание романа 2012 года, кроме этих обложек я в Интернете изображения книг не нашел

Первое постсоветское издание вышло в 2012 году в двухтомнике «Сокровища Чёрного моря», каждый том имел тираж 1000 экз. Выпуск был произведен Екатеринбургским издательским домом «Тардис» в серии «Фантастический раритет» (выпуск №113 и №114). Обложка обоих книг мягкая с суперобложкой, страниц – 144 и 192. Иллюстраций в книгах нет, формат нигде не указан (в моих источниках).

Издание 2014 года, авторский сборник
Издание 2014 года, авторский сборник

Второе издание – авторский сборник «Сокровище Черного моря», в который также входила и повесть-роман «Дорогой богатырей» («Ущелье Батырлар-джол»). Издательство – московский «Престиж Бук», 2014 год, серия – «Ретро библиотека приключений и научной фантастики» («псевдорамка»), твердая обложка, тираж не указан, 384 страницы. Формат - 84x108/32 (130x200 мм), внутренние иллюстрации взяты с оригинального издания 1956 года, художник – А. А. Лурье.

Третье постсоветское издание в авторском сборнике от московского КЛФ "Внеземной Центр"
Третье постсоветское издание в авторском сборнике от московского КЛФ "Внеземной Центр"

Есть еще третье издание – авторский сборник от московского КЛФ «Внеземной Центр» неизвестно какого года выпуска под названием «Ущелье Батырлар-Джол. Разум вселенной. Сокровище Черного моря», куда вошли еще две статьи А. Студитского «Мухолюбы – человеконенавистники» и «Живое вещество». Серия – «Библиотека приключений и научной фантастики» («псевдорамка»), твердая обложка, тираж не указан, 600 страниц. Формат - 70x108/32 (130x165 мм), внутренние иллюстрации для повести «Сокровище Черного моря» взяты с оригинального издания 1956 года, художник – А. А. Лурье.

Некоторые иллюстрации из третьего издания московского КЛФ "Внеземной Центр"
Некоторые иллюстрации из третьего издания московского КЛФ "Внеземной Центр"

Ну, вот и всё. Для нынешних коллекционеров осталось только 15 тысяч + 1 тысяча и в лучшем случае около сотни экземпляров двух «подарочных изданий». Правда, оригинальную книгу 1956 года по разумной цене сегодня нигде не найти – даже на «либеральном» «Мешке» за читанный-перечитанный экземпляр просят 2 тысячи рублей, а книга в отличном состоянии стоит и 7 тысяч.

Куда дешевле издание 2014 года – за 300 рублей можно купить почти в отличном состоянии. А вот двухтомник 2012-го и выпуск КЛФ «Внеземной Центр» я вообще в продаже не видел.

Содержание романа Александра Студитского "Сокровище Черного моря", взято из издания 2014 года
Содержание романа Александра Студитского "Сокровище Черного моря", взято из издания 2014 года

В заключение приведу содержание романа Александра Студитского «Сокровище Черного моря» для тех, кто еще раздумывает – читать или не читать эту книгу в Интернете, где она размещена на очень многих бесплатных порталах.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть первая. Золотая ветвь

Глава 1. В лаборатории профессора Смолина.

Глава 2. Опытные поля.

Глава 3. Две точки зрения.

Глава 4. Противник на трибуне.

Глава 5. Дело государственной важности.

Глава 6. Профессор Калашник.

Глава 7. Что же дальше?

Глава 8. Итоги первой разведки.

Часть вторая. Цепь неудач

Глава 9. Первые успехи.

Глава 10. Наследство Крушинского.

Глава 11. Химия терпит неудачу.

Глава 12. Метод Ольги Дубровских.

Глава 13. Столкновение.

Глава 14. Гибель гигантов.

Глава 15. Причина неудач.

Глава 16. Открытие.

Глава 17. Закон жизни.

Глава 18. Невыполнимое требование.

Глава 19. Еще один союзник.

Часть третья. Сайда-губа

Глава 20. За полярным кругом.

Глава 21. Паутина.

Глава 22. Новые планы.

Глава 23. Сиреневый конверт.

Глава 24. Снова появляется Калашник.

Глава 25. Строительство золотого цеха.

Глава 26. Петров зовет на помощь.

Глава 27. Тревожная ночь.

Глава 28. В чем заключалось открытие Крушинского.

Глава 29. Лицом к лицу.

Часть четвертая. Тайна Карадага

Глава 30. Море не сохраняет следов.

Глава 31. Цена жизни.

Глава 32. Следы врага.

Глава 33. Ночной визит.

Глава 34. Секретарь райкома.

Глава 35. Уменье читать цифры.

Глава 36. Новая находка.

Глава 37. Теория и практика.

Глава 38. У скал Карадага.

Глава 39. Письмо.

Часть пятая. Золото Федора Радецкого

Глава 40. Генерал Шорыгин.

Глава 41. Пожелтевшие страницы.

Глава 42. Подземный грот.

Глава 43. Побег.

Глава 44. В незнакомой стране.

Глава 45. Валерия Радецкая.

Глава 46. Одна.

Глава 47. Тревожная ночь.

Глава 48. Операция завершена.

Глава 49. Последний ход врага.

ЭПИЛОГ

Некоторые добавочные фото оригинального издания 1956 года
Некоторые добавочные фото оригинального издания 1956 года

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Ник. Шпанов, «Лед и фраки», 1930 г. – первый роман зачинателя советской авантюрно-приключенческой фантастики

Фантастическая повесть Юрия Долгушина «Тайна невидимки», 1946 г. - прекрасный пример советской мистики

Г. Гуревич, «Рождение шестого океана», 1960 г. ~ прекрасный фантастико-приключенческий роман, забытый навсегда

Повесть «Гипнотрон профессора Браилова» Н. Фогеля, 1962 г. – очень удачный пример научно-шпионской фантастики

А. Полещук «Эффект бешеного солнца», 1970 г. Чисто приключенческая повесть под глобальную фантастическую идею