В 1946-м году уже заслуженный тогда 38-летний профессор-биолог Александр Николаевич Студитский собрался издать в «Детгизе» свое первое научно-фантастическое произведение - роман «Вирус профессора Озерова», но публикация по каким-то до сих пор неясным причинам провалилась. Однако уже в 1948-м в журнале «Знание – сила» появилось новое фантастическое произведение автора – повесть «Ущелье Батырлар-джол». В 1949-м году она была переиздана небольшим тиражом в антологии советской фантастики «Дорога богатырей», однако впоследствии в СССР была совершенно забыта. И это очень странно, потому что этот шедевр фантастико-приключенческого жанра вполне мог бы стать таким же бестселлером, как похожие на него романы Конан Дойла «Затерянный мир» и В. Обручева «Плутония».
В сталинские времена практически все писатели-фантасты, ну, за малым исключением, были также и учеными, как минимум – государственными деятелями или чиновниками, часто с учеными степенями, но в любом случае сочинение фантастических романов было не главной их деятельностью. И к фантастике они скорее обращались не по призванию, а с целью популяризировать свои научные и административные идеи.
Одним из таки сталинских фантастов был и Александр Николаевич Студитский (1908-1991 гг.), советский биолог, доктор биологических наук, впоследствии – профессор МГУ. Также он лауреат Сталинской премии, которую получил за свои научные труды в области биологии и анатомии.
Однако кроме всех своих научных трудов и книг о русских биологах и физиологах, А. Н. Студитский был автором одной научно-фантастической повести «Ущелье Батырлар-джол» (1948 г.) и двух романов – «Сокровище Чёрного моря» (1956 г.) и «Разум вселенной» (1966 г.). Правда, был у него еще один фантастический роман – «Вирус профессора Озерова», который анонсировался в 1946 году, и тогда же планировавшийся к выходу в знаменитой серии «золотая рамка» издательства «Детгиз», но выход этого произведения был отменен по неизвестным причинам, и сегодня в Интернете не появляется даже его текста. Странно это, особенно еще и потому, что за четыре с лишним десятилетия и сам автор не пролил никакого света на этот случай, и о романе известно только о документированном его анонсе.
Но не будем гадать, что же такой за роман 38-летний на тот момент профессор биологии Александр Студитский написал в 1946-м году, и который собрались издавать в самой престижной тогда серии, и почему он получил такой отлуп, что никаких сведений о нем не в состоянии отыскать даже современные, чересчур пронырливые издатели. А я хочу акцентировать внимание своих читателей на первом официальном фантастическом произведении автора, по сути – самым лучшим из всей трилогии его фантастических его опусов.
Нет, последующие два романа тоже хороши, но «Ущелье Батырлар-джол» - это, по сути, не состоявшийся бестселлер, и очень странно, почему он не попал вместо «Профессора Озерова» в «золотую рамку». Но с «Детгизом» Студитский больше не сотрудничал, а два его последующих беллетристических произведения выходили только в «Трудрезервиздате», включая и журнальную публикацию в «Знание – сила», который тоже был изданием Министерства Трудовых резервов. К детям этого автора почему-то решили не подпускать, хотя ничего страшного для детей Студитский не писал, а совсем даже наоборот.
Короче, первое произведение Александра Студитского на ниве фантастики – это повесть «Ущелье Батырлар-джол». Вышло оно сначала в 1948 году в «Знание – сила», номера 7-11, с прекрасными иллюстрациями А. Шульца (цветная вкладка в №8 - работа А. Н. Побединского). Каждый номер издавался тиражом в 50 тысяч экземпляров, что, вообще-то маловато даже по тем, послевоенным временам. Но зато повесть была оформлена шикарно, да и сама по себе она великолепная.
Второе, и последнее издание этого произведения случилось в следующем, 1949-м году, но почему-то не отдельной книгой, а в антологии советской фантастики «Дорога богатырей». Издательство «Трудрезервиздат», тираж всего 15 тысяч, но зато иллюстрации к повести были нарисованы другим, не менее интересным художником – В. Милашевским. Правда, мне в Интернете удалось отыскать всего две иллюстрации с этого издания, но как только я найду остальные – сразу же их представлю в этой публикации.
Больше в СССР повесть не издавалась, зато в 2010-х появилось сразу четыре ее издания в различных авторских сборниках с рисунками, сделанными А. Шульцем, А. Побединским и В. Милашевским еще для изданий 40-х годов. Тиражи этих самиздатовских, по сути, книг, были мизерными, и суммарно только ненамного превысили 1000 экземпляров.
В общем, сюжет повести, как и сюжеты очень многих книг, написанных в те годы не профессиональными беллетристами научно-фантастических произведений, сугубо приключенческий, хоть и нанизан на центральную научную идею. Впрочем, эта идея хоть и научная, но сугубо фантастическая, и автор сам прекрасно понимает, что чересчур масштабно ее углублять в художественном произведении не следует. Сюжет идет целиком в русле подобных произведений Жюля Верна и Герберта Уэллса, и, несмотря на научно-популярные отступления – чисто приключенческий, что выводит его не только из разряда научной фантастики, но и фантастики в целом, несмотря на главную фантастическую идею.
Итак, повесть начинается с того, что после войны в горах Средней Азии, а точнее – в Таджикистане, был найден корень неизвестного ранее науке растения кок-сагыз. Найденный корешок был маленький, всего несколько десятков граммов, но местный ученый, развернувший полевую биологическую станцию в горах Тянь-Шаня, выяснил, что это растение – каучуконос, то есть из него можно добывать прозаическую резину для нужд страны, и не тратить на ее закупку за рубежом огромное количество драгоценной валюты.
Однако для того, чтобы наладить промышленное производство, необходимо большое количество этого корня, а еще лучше – найти само растение и начать его культивировать. В какой-то момент в руки исследователей от местного киргиза попадает еще один корень, на этот раз гораздо больших размеров, и становится понятно, что растение кок-сагыз произрастает где-то рядом в достаточно больших количествах. Подозрение падает на одно большое горное ущелье Батырлар-джол, которое пользуется у местных жителей дурной славой, но советских исследователей ничего не пугает, и они организуют в это страшное ущелье экспедицию из трех молодых ученых.
Главные герои повести – ботаник Павел Березов, его друг Борис Карцев и лаборантка местной биостанции Женя Самай. Они пробираются в это ущелье и обнаруживают там самый настоящий мир ботанических и зоологических гигантов – грибы величиной с кустарник, репейники величиной с пальму, бабочки величиной с аиста, ящериц величиной с крокодила, мышей величиной с кабана. В общем, они сразу же почувствовали себя так, будто они лилипуты и попали в «страну Гулливера», но положение их гораздо опасней. Тем не менее, они начинают поиски гигантского растения кок-сагыз, но на пути к его находке испытывают множество самых разных приключений, часто рискуя жизнью.
На этом описание сюжета можно было бы и заканчивать, потому что описывать приключенческие линии – это дело не просто сложное, а невозможное. Ясно, что в итоге «наши победили», хотя им и приходится посетить это ущелье не единожды, что делает сюжет очень навороченным, и даже совсем «не детским», потому что в него вплетаются и моменты непростых, в том числе и любовных, взаимоотношений между самими героями, что приводит к опасным конфликтам.
Я эту повесть прочитал уже в те гораздо более поздние времена, когда на практически всю «сталинскую фантастику» (за небольшим исключением) был навешан ярлык идеологической пропаганды. Но в повести «Ущелье Батырлар-джол» я не увидел никакой идеологии. Да, главным героям автор придал чисто коммунистическую целеустремленность и готовность героев произведения к тяжёлой работе, трудностям, опасностям, но я думаю, что это черта не только приверженцев коммунизма. В целом, героико-патриотическая линия выписана неплохо и без особых перегибов.
В общем, я рекомендую повесть «Ущелье Батырлар-джол» для всех, кто обожает приключения в стиле «Затерянного мира» А. Конан-Дойла, «Путешествие к центру Земли» Ж. Верна, «Плутонии» В. Обручева, «Пеллюсидар» Э. Берроуза или «В стране дремучих трав» В. Брагина. Уверяю всех своих читателей - Александр Студитский написал просто шикарное приключенческое произведение, буквально на мировом уровне, и странно, почему в СССР после окончания «сталинской эпохи» оно больше не переиздавалось…
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Роман «Арктания» Григория Гребнева – типичный образец приключенческой фантастики 1930-х
Роман А. П. Казанцева «Пылающий остров» в СССР был издан тиражом более 1,5 млн. экземпляров
Хорошо подзабытые фантастические романы и повести советских авторов 1920-х годов
Ник. Шпанов «Война невидимок», 1958 г. – миллионный бестселлер, ставший букинистическим раритетом