Ван Сянчжай, создатель стиля Ицюань
Ицюань - внутренний стиль китайского Ушу. Основой стиля является Цигун.
Стиль Ицюань создан Мастером Ван Сянчжаем в начале ХХ века. Книга Мастера Ван Сянчжая "Ицюань – новая глава кулачной науки" записана Ци Чжиду в 1939 году.
Сущность «И»
Сущность боевого искусства лучше всего объясняется использованием духа и энергии тела. Когда конечности двигаются, тело растягивается и сжимается, кровь течет свободно, здоровье улучшается и тело становится сильнее – это связано с аспектом энергии тела. А что касается источника движения тела, то он относится к аспекту духа, ума. Движение тела направляется «И» - умом, намерением. «И» управляет всем. Термин «И» - это общее описание всех аспектов психических процессов. Туда, куда направлен «И», следует Дух. Это основа для всего тела движение и выброса силы, которая естественным образом выражается вне тела. Вы можете видеть, что источник движения находится в «И», «И» объединяет все движения. Знание, наблюдение, реакция, движение и неподвижность являются основой друг для друга. Все это имеет
источник в «И». Чтобы стать искусным, вам нужно понять, как рождаются противоположные силы, и в чем смысл ментального руководства. Чтобы использовать ум, энергию, силу вне вашего тела, вам нужно некоторое пространство, вам нужно заботиться о равновесии и единстве. Не работая в этом пространстве, вы не добьетесь невероятных результатов и навыков. Поэтому в тренировке боевого искусства вам нужно использовать пространство вне вашего тела, чтобы достичь полного мастерства. Вы практикуете, как будто плаваете в воздухе, осознание выходит за пределы вашего тела, но есть равновесие, тело находится в естественном состоянии.
Говорят, что занимаясь боевым искусством, нужно практиковать осознанно. Когда ум отделен от вашего тела, это неразумно, но если он слишком сильно
концентрируется на вашем теле, это еще хуже. Когда вы практикуете боевое искусство, дух должен быть в гармонии с энергией. Культивирование и обучение должны стать одним целым. Только тогда это будет настоящее боевое искусство. Чтобы достичь этого, вам нужно практиковать сознательно. Говоря об этом, мы должны упомянуть типичную проблему – быть слишком нетерпеливым, чтобы достичь цели. В таком случае появляется чрезмерное усилие в вашем уме и теле, поток крови становится нарушенным, и истинная сила не может быть выражена. Если вы стараетесь с большим усилием и в спешке, вы не достигнете цели. Итак первое важное дело - это отказ от
применения силы. Этот метод практикуется сознательно. Ум проверяет состояние вашего тела – если вы чувствуете, что прилагаете слишком много усилий, вам следует вернуться в это состояние до начала действия. Когда вы начинаете движение, постарайтесь почувствовать, что происходит, и внести
соответствующие изменения. Если вы будете практиковать так дольше, вы вернетесь к естественному состоянию, во всем вашем теле будет ощущение комфорта, как будто вы не применяли никакой силы. Но тогда будет сила во всем вашем теле, и она будет выражена вовне. Практикующие должны это понимать. Принцип заключается в том, что ум предшествует движению. Древние выражали это различными способами.
Вы должны знать, что сила рождается с движением. В основе лежат противоположные силы, и главное - это использование энергии движения. Из покоя рождается движение, и движение снова превращается в покой. Рождается энергия. Когда вы используете это, это будет движение, которое следует за умом, сила будет повсюду. Это практика сознательная, без лишних усилий. Это описывается так: «когда руки реагируют, руководствуясь умом, вы
достигнете цели». Если вы хотите применить силу слева, то сначала ваш ум должен быть направлен вправо, если вы хотите применить силу справа, сначала позаботьтесь о левом. Если сила должна быть направлена вверх, то сначала должно быть погружение, если вниз, то подъем должен предшествовать ей. Вы не должны думать только об одном направлении. Старый трактат гласит: «Используй силу, как шелкопряд, создающий нить». Также: "сила, как при использовании несущего шеста”, "шаги, как движение червя Хуай". Возьмите полноту из пустоты, используйте энергию движения,
пусть изменения будут объединены. Сначала следом, потом наоборот. Это и есть объяснение использования энергии. Следующие и противоположные силы основаны друг на друге и используются одновременно.
Когда вы изучаете боевое искусство, вы должны понимать приходящую энергию и уходящую энергию. Эти понятия приходящей и уходящей энергии имеют глубокий смысл. Сознательная практика связана с этим приходом и уходом. Если вы все время используете силу, это неправильно («И» находится перед движением, даже если движение остановлено, «И» все еще там. Это
инструкция для начинающих. Вам нужно научиться этому, испытать это, использовать это). Вам нужно овладеть искусством до такого уровня, чтобы вы могли действовать спонтанно. Ум не приходит извне вовнутрь, но изнутри
выражается вовне. Вы должны осознавать внешнее, но вы также должны осознавать и свое тело. Практикующие должны хорошо это понимать.
Когда вы изучаете боевое искусство, вы должны изучить принципы, использование ума и формы. Когда ум наблюдает пространство вокруг вашего тела, он должен достичь того же уровня, что и при наблюдении за вашим
собственным телом. Если вы сосредоточитесь только на изучении внешней формы, не зная принципов и способов использования осознанности, ваш ум будет слишком обременен, и ваши мысли будут в хаосе. Это не только не принесет пользы, но может нанести вред вашему телу и уму. Полнота «И», а не сходство форм. Когда «И» будет полным, будет единство и эффективность в движении. Не думая о единстве, единство появится само собой. Когда вы практикуете боевое искусство, вы должны часто думать: "почему такое движение?", "какова цель этого движения?”. Если вы будете усердно
практиковать, вы достигнете цели.
В боевом искусстве практикуется сознательное напряжение. Те, кто достигает этого, могут достичь самых высоких уровней. Вам нужно овладеть способностью практиковать сознательно. Если вы не научитесь этому, как вы сможете это использовать? Что значит овладеть способностью практиковать сознательно? Я уже говорил об этом раньше, поэтому не буду повторять здесь. Вы должны искать это в изменениях между спокойствием и движением. Если
движение должно произойти, вы должны спросить: „почему такое движение?” Вам нужно спросить, соответствует ли движение требованиям, какова функция сгибания и разгибания, выпрямление, положение плоскостей, где точка приложения силы? Самое главное-уместно ли это движение в данный момент, в данной ситуации? Особенно нужно проверить, находится ли после завершения движения тело еще в состоянии комфорта, точно так же, как и в неподвижности. Если вы практикуете подобным образом, вы достигнете способности практиковать сознательно. До тех пор, пока вы не достигнете уровня, когда осознанность повсюду, когда вы чувствуете комфорт в своем теле в покое и движении. Те, кто не практикует сознательно, не достигнут этого. Ум контролирует тело, тело подчинено. Это должно происходить естественно, спонтанно. Только когда сознательная практика не основана на попытках с усилием, вы сможете достичь тонких уровней. Те, кто думает о
практике сознательно, не способны практиковать сознательно. Так что если вы думаете о нем, это неправильное использование ума.
Практикующий сначала познает путь или практикует сознательно, достигая этой способности, а затем поддерживает ее. Наконец, есть поддержание без сознательной попытки поддерживать. Только тогда мы сможем говорить об истинном понимании сознательной практики и поддержании осознанности на практике. Когда есть только попытка, это фальшивая сознательная практика. Только когда сознательная практика достигает уровня бессознательного,
начинает происходить невероятное. Древние философы говорили: ”берегите единство духа". Это описание состояния после достижения способности практиковать сознательно. Если вы не достигнете этой стадии, то не будет и речи о естественности. Движение тела и осознанность будут пренебрегать друг другом. Вам нужно достичь того уровня, когда ничем не пренебрегают, когда нет никаких вредных попыток.
Говоря о сознательной практике, некоторые люди могут неправильно понять это, думая, что речь идет о каком-то желании. Поэтому вы должны знать, что ошибка слишком усердных попыток является результатом желания. Вам нужно успокоиться, достичь состояния без желания, чтобы вы не пытались слишком сильно. „Нет мыслей, нет желаний " - это выражает глубокий смысл. Поэтому вам нужно избавиться от желаний, Если вы хотите достичь уровня невероятных способностей. Когда вы регулируете дыхание, ум становится спокойным, дух становится ясным, ум становится стабильным. Когда ум стабилен, в движении присутствует энергия, есть ощущение, как будто находишься в покое. Тогда в движении ваше сердце не скачет галопом, вы
не думаете о слишком многих вещах, дух не блуждает в заблуждении, нет бессмысленного движения. Когда вы начнете практиковать сознательно, в конце концов вы достигнете большого мастерства.