Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Фронт" (СССР, 1944) и "Она защищает Родину" (СССР, 1943): мнения

Она защищает Родину. СССР, 1943. Режиссер Фридрих Эрмлер. Сценарист Алексей Каплер. Актеры: Вера Марецкая, Николай Боголюбов, Лидия Смирнова, Пётр Алейников и др. 15 млн. зрителей за первый год демонстрации. Повторный прокат – 1967: 13,0 млн. зрителей.

Трижды Лауреат Сталинской премии Режиссер Фридрих Эрмлер (1898–1967) поставил 15 полнометражных фильмов, два из которых («Она защищает Родину», «Неоконченная повесть») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Мощный патриотический заряд военной драмы «Она защищает Родину» был отмечен Сталинской премией, и Министр кинематографии СССР Иван Большаков (1902–1980) писал, что «фильм производит очень сильное впечатление своей глубокой правдивостью и драматизмом. Ряд сцен поставлен режиссером с большой выразительностью, особенно сцена расправы Паши с фашистом, убившим ее сына. Артистке В. Марецкой удалось создать сильный образ простой русской женщины, патриотки, горячо любящей свою Родину и беспощадной в священной мести к врагам. Суровые испытания, выпавшие на долю советских людей, мужчин и женщин, закалили их волю, их сердца. Они смело и отважно шли в бой с заклятым врагом. Вот почему созданный В. Марецкой образ трактористки Прасковьи Лукьяновой так близок и дорог советским людям» (Большаков, 1950: 52).

Киновед Александр Грошев (1905–1973) в своей монографии отмечал, что «в картине не рассказана вся биография Паши, но по тому, как трактует этот образ авторы фильма и актриса, можно составить себе достаточно ясное представление о ее прошлом. Конечно, огромная воля Паши к борьбе, ее страстная целеустремленность, настойчивость возникли не вдруг. Они только ярко проявились в результате пережитой ею трагедии, но эти качества характера советской патриотки воспитывались большевистской партией и развивались и в мирные годы социалистического строительства. Паша Лукьянова с первого же дня создания отряда обнаруживает типические черты передовых советских людей — и политическую зрелость, и непреклонную твердость, и решительность. Эти черты впервые раскрываются в эпизоде с предателем. Бывший кулак, затесавшийся в партизанский отряд, пытается развалить его изнутри, он уверяет, что «и с немцами жить можно». Не получив у колхозников поддержки, шкурник демонстративно покидает лагерь. Прасковья понимает, что нельзя отпускать его, так как он выдаст партизан врагу, и она без колебания расстреливает бандита из автомата. Замечательные качества настоящего командира проявляет Прасковья в руководстве боем с карательным отрядом, который заканчивается почти полным уничтожением фашистов. Образ советской патриотки, созданный на экране артисткой В. Марецкой, был близок советскому зрителю, глубоко волновал его, возбуждал в народе жгучую ненависть к врагу и мобилизовал советских людей на борьбу с фашистскими захватчиками. В этом огромное воспитательное значение фильма и надолго запоминающегося образа, созданного В. Марецкой» (Грошев, 1952: 170).

Однако, исходя из «высших партийных позиций» далее А. Грошев писал, что «при всех несомненных достоинствах фильма «Она защищает Родину» в нем есть, к сожалению, и серьезные недостатки. Прежде всего следует упрекнуть авторов сценария в том, что они слишком узко подошли к решению темы народной войны. Партизанское движение возникает у них стихийно, без руководства и какого–либо участия в нем местных партийных и советских организаций. Действия партизанского отряда Паши Лукьяновой протекают изолированно. В кинокартине не показано никаких попыток со стороны руководителя отряда связаться с частями Советской Армии или партизанским центром. Этот недостаток сценария в значительной мере снижает типичность и жизненную убедительность образов и обстановки действия и придает им некоторую неполноту и условность. В упрек создателям фильма можно было бы поставить и несколько нарочитую мелодраматическую надрывность фильма в его первой части, выдвигающую на первый план мотивы личной трагедии и этим в какой–то степени затушевывающую значение советского патриотизма в организации и развертывании партизанского движения» (Грошев, 1952: 170–171).

Уже в постсоветские времена кинокритик Сергей Добротворский (1959–1997) писал, что «нетрудно различить в фильме Эрмлера типические образы тоталитарной эстетики. На новом социальном материале Прасковья Лукьянова продолжила ряд гомункулусов — женщин–гражданок. … за Марецкой укрепилось амплуа матери и жены. И именно ей досталась скорбная вариация мифа — пожертвовать своей мирской семьей и обрести новое родство в пастве народных мстителей. … Словом, все в фильме разыграно по канону. Все, но не до конца. Появившаяся в середине 1943 года картина Эрмлера демонстрирует еще и характерную поправку к нормативам Большого стиля, чей величественный фасад изрядно пострадал в пламени военного пожара. … Взывая к личности, время опиралось уже не на идеологию, а на физиологию, на шоковый эффект, на индивидуальную ненависть. Фридрих Эрмлер шагнул за болевой порог едва ли не дальше других. … «Она защищает Родину» содержит один из самых жестоких кадров советского кино: крошечный младенец под гусеницей фашистского танка. Это было снято за сорок лет до климовских «Иди и смотри». Снято за пределами всякой эстетики, с твердым пониманием, что, увидев такое, любая мать и на экране, и в зале возьмется не за «Краткий курс истории ВКП(б)», а за топор — вечный спутник кровавого русского индивидуализма. Времена меняются. То, что некогда было руководством к немедленному действию, допускается в сферу авторского самовыражения… стоит ли смотреть… старую картину Эрмлера. Вероятно, все–таки стоит. Хотя бы для того, чтобы знать, как легко мотив личного мщения переходит в разряд тотального мифа» (Добротворский, 1994).

Зрители и сегодня помнят эту жесткую военную драму Ф. Эрмлера:

«Страшная правда о войне. Особенно жуткий кадр, когда на глазах у молодой женщины под танк бросают ее крошечного ребенка. И потом лицо этой женщины, склонившейся над бочкой с водой – лицо старухи, но глаза горят ненавистью к фашистам, убившим ее сына. Марецкая играет просто прекрасно. Думаю, что это одна из самых лучших ее ролей» (Н. Волкова).

«Поразило, какой мощной и страшной энергетикой несёт от главной героини. Воплощённая месть, это действительно впечатляет. Сильно. Удивительно, как я этого в детстве не замечал. Тогда мы больше обращали внимание на перестрелки, или как одноглазого фрица танкеткой размазало» (Михаил).

«Смотрела этот фильм ещё в детстве… К сожалению, больше его не видела. Но осталось сильное впечатление от фильма. Что женщине пришлось перенести! Может ненависть и давала ей силы жить. А скольким ещё людям в нашей стране немцы принесли такое же горе! И ещё запомнился кадр, когда героиня Смирновой – партизанка спрашивает у героя Алейникова, выстоит ли Москва. А он ей отвечает, что выстоит, не может такого быть, что не выстоит. Ведь люди в глубоком тылу у фашистов были, ничего не знали о Большой земле, но продолжали верить и бороться. Светлая память им!» (Татьяна).

«Один из страшных фильмов про войну. Веру Марецкую я никогда ещё такой жестокой и беспощадной к немецким оккупантам не видел, как в этом фильме… Кадры фильма, где ополоумевшая от своего горя баба, бросается на немецкий обоз с топором в руках и убивает одного немца топором, второму перегрызает зубами горло – это всё великая ненависть, которая вспыхнула в ней со страшной силой через боль из–за убитого на её глазах мужа и сына... Всеми её действиями теперь руководит чёрная месть к захватчикам и людям пытающимся "пристроится" под их новые порядки. … Этот фильм является зеркалом своего времени – беспощадная ненависть к врагу и его безжалостное уничтожение» (Воланд).

«На мой взгляд, фильм "Она защищает Родину" слишком уж перенасыщен агитацией. Отсюда – колоссальный пафос и совершеннейшее неправдоподобие происходящего на экране. Этот фильм был нужен только для того времени, но "день" – на злобу которого он был снят! – прошёл, и сейчас картина смотрится только как документ эпохи. Другие "фильмы о войне времён войны" ("Фронт", "Парень из нашего города", "Два бойца", "Небо Москвы", "Я – черноморец!", "Морской батальон"), конечно, тоже были не лишены агитации и пропаганды, но всё–таки, не показывали события так откровенно "в лоб", были более разнообразны в методах подачи материала, отличались гораздо более яркими актёрскими работами, и как следствие, значительно пережили своё время, и сейчас я пересматриваю их с удовольствием! А "Она защищает Родину" – посмотрел, оживил в памяти, восхитился гениальной игрой Веры Марецкой... но и всё» (Г. Воланов).

Киновед Александр Федоров

-2

Фронт. СССР, 1944. Режиссеры братья Васильевы. Сценаристы Георгий Васильев, Сергей Васильев, Александр Корнейчук (по одноименной пьесе Александра Корнейчука). Актеры: Борис Жуковский, Борис Бабочкин, Павел Герага, Василий Ванин, Борис Чирков, Николай Крючков, Лев Свердлин, Борис Блинов и др.

Георгий Васильев (1899–1946) и Сергей Васильев (1900–1959) в режиссерском дуэте они поставили шесть игровых картин, включая легендарного «Чапаева». После смерти Георгия Васильева Сергей Васильев успел поставить еще два фильма («Герои Шипки» и «В дни Октября).

Премьера драмы «Фронт» состоялась 27 декабря 1943 года, так что основным годом его кинопроката стал уже 1944, когда советская армия уже громила врага по всем фронтам…

Министр кинематографии СССР Иван Большаков (1902–1980) писал что пьесе и фильме «Фронт» «спублицистической страстностью и большой политической остротой … затрагивались животрепещущие вопросы жизни Красной Армии в первый период войны. … два поколения командиров: старшее, сформировавшееся в предвоенные годы, и молодое, получившее боевую закалку с первых дней Великой Отечественной войны. Горлов — командующий фронтом, представитель старшего поколения, оказался не на высоте тех требований, которые предъявила к высшему командованию современная война с ее мощной техникой, новыми видами связи, новой тактикой. Он отстал от новейших военных усовершенствований. В руководстве боевыми операциями он применяет устаревшие методы и приемы, усвоенные им еще в годы гражданской войны, и войска фронта, которым он командует, терпят неудачи. Огнев, молодой генерал, командующий армией. Это — волевой, образованный командир, быстро ориентирующийся в сложных условиях современной войны. … показана борьба между старым и новым, между отжившим и развивающимся, между новаторством и консерватизмом. Происходит острое столкновение в вопросах руководства военными операциями между Горловым и Огневым. И побеждает Огнев. Верховная ставка назначает его командующим фронтом вместо Горлова. Режиссерам фильма, братьям С. и Г. Васильевым, несмотря на сложность экранизации этой пьесы А. Корнейчука, удалось умело переложить ее на язык кино. Актеры создали острые по своему психологическому рисунку образы, особенно удачно была исполнена Б. Жуковским роль Горлова» (Большаков, 1950: 80–81).

В XXI веке оценка фильма «Фронт» существенно изменилась. К примеру, киновед Лев Парфенов (1929–2004) писал, что авторам фильма не удалось «преодолеть недостатки пьесы, которые стали особенно очевидны позже, когда получили огласку многие неизвестные исторические факты, связанные с войной» (Парфенов, 2010: 99).

«Фронт» до сих пор вызывает зрительский интерес:

«Прекрасный фильм! … Актёры классные. Персонаж Бориса Чиркова только немного анекдотичный. Обидно вот, что если бы этот фильм не выпустили тогда на экраны – говорили бы что Сталин, так сказать, заткнул рот Правде о войне. Выпустили на экраны – говорят, что Стали перекладывает вину на чужие плечи. Вообще, не сняли бы такой фильм – говорили бы, что люди боялись снимать правду о войне... После просмотра этого фильма как–то странно даже читать, что фильм "Живые и мёртвые" – первая попытка в советском кинематографе говорить правдиво о войне» (Виктор).

«Трудно представить, что этот фильм был снят в 1943 году, а не в 1989 например, т.е. в период гласности и свободы творчества. Некоторые эпизоды фильма, да и вообще его основная идея кажутся очень смелыми для того периода в истории СССР. При объяснимой скромности бюджета фильм, тем не менее, интересно смотреть до самого финала» (Д. Север).

«Фильм, по сути, должен был раскрыть тему наличия в советском командовании "плохих" генералов, дабы оправдать поражения начала, да и не только начала войны и отвести возможные обвинения от Сталина. Но удивительное дело – получилась сатира на самого вождя народов – конечно, не явная, но угадываемая. Отчасти поэтому и отношение начальства к фильму было, мягко говоря, сдержанное. Что касается уровня исполнения – фильм выдающийся во всех отношениях. Особенно игра актеров. И спасибо именно режиссерам за неожиданные ходы – за подхалима Ванина, стукача Чиркова и напившегося от всех противоречий Крючкова. И все это – 1943 год!» (Миша).

«Вот это фильм! Не соглашусь с сатирой на вождя… Какая там сатира, когда реформы в армии с 1937 года для того ещё и производились, чтоб заслуженных командиров первой мировой и гражданской, но бездарей в новой войне, отстранить своевременно. Сколько их отправили на покой (в прямом и переносном), о которых теперь принято плакать как об безвинных жертвах обезглавленной армии на начало войны, да ещё о куче дебоширов и пьяниц впридачу. … Член Военсовета фронта (Лев Свердлин), по моему, выражал мысли Сталина на вопрос смены поколений командиров, да и деликатно и вдумчиво прислушивался ко всем мнениям. Актёрские работы превосходные» (Каменоградский).

«Это, кажется, единственный советский фильм, где так откровенно показан подхалимаж в Красной Армии, непрофессионализм высших офицеров, а также непонятное долготерпение высшего руководства, которое терпело заведомо негодного командующего, что вызывает сомнения в компетентности самого этого руководства, хотя таких акцентов Корнейчук не имел в виду. Конечно, концовка явно подразумевает прославление Сталина, но дело не в этом» (С. Павлов).

«Авторы фильма, по сути, призывают к бунту против негодных командиров, что здорово отдаёт методами Мао («огонь по штабам»). Попробовал бы кто–нибудь на практике. … А что до фильма, то сделан очень добротно. Конечно, много театральности, даже плакатности, но автор имеет право на такой художественный язык, пусть в настоящий момент уже и старомодный. В целом е композиция выстроена в рамках выбранной модели безупречно, местами чудится даже софокловский «Эдип». Главный герой весьма противоречив, и это очень выигрышный момент. Жуковский справился со своей ролью блестяще, как и Бабочкин, хотя ему выпала роль сугубо положительная. Дмоховский в роли Благонравова и видом, и манерой прямо литературный – герой XIX века. Чирков выше всех похвал» (Т. Ливи).

«Ну, что можно сказать: «Фронт» – один из самых необычных фильмов той эпохи, его и сейчас стоит посмотреть тем, кто интересная история кино» (Любитель).

Киновед Александр Федоров