Часто, осуждая кого-то, мы не заостряем на этом внимания, не думаем о том, что совершаем большой грех.
Но что же может быть плохо в обличении подлого, злого человека? И почему же грешники — это мы, а не те, кого мы справедливо осуждаем?
О любви к осуждению ближних
Когда человек, пришедший на Исповедь, говорит батюшке о том, что не имеет страсти к осуждению, он, вероятнее всего, не до конца честен. То, что нас не привлекает, обычно вызывает отторжение.
Вот, например, некоторые люди с малых лет не любят есть борщ. И как бы их ни уговаривали, их пристрастия не изменятся — они всё равно не станут есть то, что им не по душе. Они никогда не закажут этого блюда, а если иного выбора не будет, то и вовсе откажутся от трапезы.
Но почему же человек, говорящий о своём отторжении к осуждению, всё равно участвует в нём?
Выходит, что все его прошлые уверения — это не более чем простое притворство.
Другой вопрос, если мы признаём собственную слабость и пытаемся её искоренить. Конечно, что-то может не получаться, однако батюшки за это никогда Вас не осудят.
Каждый человек грешен — нам порой трудно устоять перед теми или иными искушениями.
Однако греховные помыслы в нашу голову подселяет именно нечистый. Это — его главная задача, ведь он хочет присвоить себе как можно больше душ. Однако только мы решаем, поддадимся ли мы соблазну или отвергнем его.
Многочисленные жизнеописания Святых демонстрируют нам, насколько нелегко по-настоящему прийти к Богу.
Путь этот и впрямь тернист — встречаются на нём и страдания, и падения, и духовная борьба.
Кроме того, нашими недругами могут являться не только дьявол и бесы, но и те, кто нас окружает. Друзья и знакомые верующего человека могут считать его простым зазнайкой — мол, в Церковь каждый день бегает, а с нами и по телефону лишний раз не поговорит.
Безусловно, в наше время таких гонений на христиан, как в прежние времена, нет — никто не причинит человеку вреда просто потому, что он верит в Бога.
Однако порой наши ближние не понимают, почему мы избираем такой путь. Ведь им часто кажется, что жизнь верующего человека ужасно скучна и наполнена всевозможными лишениями. Повеселиться лишний раз не сходишь, алкоголь, курение и мат тоже под запретом. Слишком уж много этих глупых «нельзя».
А что христианин обретает взамен? Одну только веру.
О страсти к бесконечным поучениям
Некоторые из нас не просто осуждают других, но и стремятся научить их жить. И чем более воцерковлёнными такие люди становятся, тем больше убеждаются в том, что их суждения — единственно верные.
Особенные мучения от подобной убеждённости испытывают их близкие родственники — они вынуждены выслушивать поучения ежедневно.
Однако же насильственное навязывание веры ничего хорошего не даст. Напротив, это только отвращает людей от Церкви. Вскоре даже простое упоминание о Боге станет вызывать у них раздражение.
Но любителей поучать это не волнует — они ведь совершают «благое дело».
Одна женщина поступала таким образом с собственной дочерью. Она решала, какую одежду будет носить девушка, с кем она будет общаться и по каким дням гулять.
А когда дочка собралась поступать в университет, мама решила, что она будет учиться на медицинском факультете. Никаких иных вариантов и быть не могло. Девушка не стала спорить с мамой, однако обучение не приносило ей никакой радости.
Она с детства мечтала быть парикмахером, но её мама никогда не рассматривала эту профессию всерьёз.
Эта женщина не понимала, что ломает жизнь собственной дочери.
А потому, перед тем, как дать кому-то совет или вторгнуться в чужую жизнь, вспомните о мудрых словах, сказанных митрополитом Тихоном Шевкуновым:
Но как удержаться от осуждения в том случае, если мы сталкиваемся с откровенной подлостью, хамством или озлобленностью?
Ведь осуждение в подобный момент является естественной самозащитой…
Ответ на этот вопрос дал игумен Нектарий Морозов:
«...Сложно поспорить с тем, что осуждение в некоторых обстоятельствах естественно. Однако мы должны помнить о том, в чём заключается суть христианства — в превозмогании человеческого естества, в стремлении к Божественному и высокому.
Сами мы, конечно, не сможем так просто через себя перешагнуть, но при помощи Небесного Отца и невозможное становится возможным.
Это относится и к вопросу осуждения. Но и человек, конечно, плошать не должен. Мы должны лишить себя права судить ближних, помня о Евангельской заповеди:
Приведу такой жизненный пример: некий инок, считавшийся самым нерадивым в своей обители, умирал. И был он при этом таким спокойным и радостным, что другие монахи не удержались и спросили его:
Отчего ты такой счастливый? Ты ведь не был великим подвижником, проявлял слабость, так почему же такая погибель тебе уготована?
Умирающий инок, улыбнувшись, ответил им так:
Да, и правда, я не был подвижником, бывал порой и слабым, и грешным. Но я никогда и никого не осуждал.
Боязнь быть кем-то осуждённым — это то препятствие, которое мы должны возвести перед собой для того, чтобы избежать этого греха.
Лично я борюсь с осуждением, пользуясь методом преподобного Анатолия Оптинского. Он описывал его так: “жалей — и не будешь осуждать”.
Как только мы начинаем жалеть человека, осуждать его нам уже совсем не хочется. Безусловно, отнестись к кому-то с жалостью не всегда просто, но в ином случае у нас не получится жить в согласии с Православной верой.
Мы затрагивали момент естественной самозащиты от озлобленности, но человек, являющийся настоящим христианином, должен понимать следующее: не столько он несчастен в момент, когда ему хочется защититься, сколько те, кто совершают злодеяния.
Ведь ответ за эти злодеяния им, так или иначе, придётся держать. Поэтому мы, будучи христианами, должны учиться проявлять жалость.
Но как же этому можно научиться?
Тут к нам на помощь могут прийти молитвы. Помолитесь о том, кого Вам хочется осудить. Вот увидите — потребность в осуждении пропадёт».
Читайте еще: