Найти в Дзене
История живописи

Сказочный зимний лес на картинах русских художников

Давайте сегодня посмотрим на сказочный лес, укрытый снегом, как это представлялось в детстве всем нам при прочтении сказок (особенно русских народных, но не только). Конечно, данная подборка будет субъективной, ведь представление и фантазия у каждого своя, но тем не менее - мое дело вам показать и немного рассказать, а ваше - высказать свое мнение в комментариях (или просто нажать "палец вверх").

Начнем с пары поздних работ Алексея Кондратьевича Саврасова, когда по словам искусствоведов "поэтичность трактовки ранних пейзажей сменяется гиперболизацией отдельных элементов, повышенной эмоциональностью настроения". А так же специалисты отмечают, что "возвращение к системе внешне романтических эффектов как основному средству художественной выразительности стало характерной чертой этого периода".

"Хижина в заснеженном лесу", А.К, Саврасов, 1888. Частное собрание.
"Хижина в заснеженном лесу", А.К, Саврасов, 1888. Частное собрание.
"Лес в инее", А.К, Саврасов, конец 1880х-1890е. Третьяковская галерея, Москва.
"Лес в инее", А.К, Саврасов, конец 1880х-1890е. Третьяковская галерея, Москва.

Может им и виднее, но лично мне эти пейзажи не кажутся такими тоскливыми, как некоторые работы периода расцвета его творчества. Быть может, художник этими яркими красками и цветовыми эффектами хотел уйти от своих переживаний и очевидного падения на социальное дно - не знаю, но, повторюсь, мне эти пейзажи неожиданно пришлись по душе...

Следующим у нас будет художник, которого наверняка некоторые (а может и многие) из вас если и ассоциируют со сказками, то только с мрачными сказками братьев Гримм. И это в общем-то весьма логично, ведь Юлий Юльевич Клевер, как и упомянутые сказочники был немцем, хоть и остзейским (балтийским). Подробно с биографией художника вы можете ознакомиться (если еще этого не сделали) в моей статье:

"Водяная мельница на краю леса", Ю.Ю. Клевер, 1897. Частное собрание.
"Водяная мельница на краю леса", Ю.Ю. Клевер, 1897. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", Ю.Ю. Клевер, 1897. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", Ю.Ю. Клевер, 1897. Частное собрание.
"Лесорубы возвращаются домой", Ю.Ю. Клевер, 1917. Частное собрание.
"Лесорубы возвращаются домой", Ю.Ю. Клевер, 1917. Частное собрание.

Надо признать, что многие сюжеты и композиции работ Клевера повторяются в тех или иных вариациях (часть из них явно "клеверки", о которых я рассказывал в приведенной выше статье), поэтому я попытался подобрать наименее "заезженные" зимние сюжеты художника и, пожалуй, не такие мрачные. Понравился ли вам мой выбор - об этом пишите в комментариях.

Далее у нас будет еще один русский художник с немецкими корнями, но, я бы сказал, гораздо более сильно обрусевший - Андрей Николаевич Шильдер:

Минченков в своих воспоминаниях отмечал, что для работы у Шильдера всегда были припасены "огромные альбомы рисунков деревьев всевозможных пород, необыкновенно тщательно проработанных". А еще автор "Воспоминаний о передвижниках" констатировал, что Шильдер "глубоко любил природу и искусство" и в это очень легко поверить, глядя на его работы:

"Зимний лес", А.Н. Шильдер, 1904. Частное собрание.
"Зимний лес", А.Н. Шильдер, 1904. Частное собрание.
"Ручей в лесу (Окрестности Ставрополя)", А.Н. Шильдер, 1906. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
"Ручей в лесу (Окрестности Ставрополя)", А.Н. Шильдер, 1906. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
"Зимний пейзаж", А.Н. Шильдер, 1918. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", А.Н. Шильдер, 1918. Частное собрание.

В отличие от Клевера, при взгляде на картины Шильдера мне представляются именно русские народные сказки, без немецкой мистики и мрачности, а как кажется вам, уважаемые читатели?

И в следующем художнике была часть немецких кровей, а точнее австрийских, ведь отцом Ивана Августовича Вельца был подданный Австро-Венгрии, но родившись в России, проучившись в петербургской Академии художеств и прожив большую часть жизни здесь, он явно проникся, что называется "русским духом", по крайней мере у меня в этом нет никаких сомнений.

"Зимний пейзаж с рекой", И.А. Вельц, 1916. Частное собрание.
"Зимний пейзаж с рекой", И.А. Вельц, 1916. Частное собрание.
"Зимнее солнце", И.А. Вельц, 1919. Частное собрание.
"Зимнее солнце", И.А. Вельц, 1919. Частное собрание.

Сказочности в его картинах с зимними сюжетами тоже, на мой взгляд, немало - по крайней мере, мне сразу же вспоминается "Морозко", "По щучьему велению" и прочие произведения народного фольклора.

Закончим же мы парой работ Станислава Юлиановича Жуковского, написанных в одно время и на которых мы видим, скорее всего, одну и ту же местность - заснеженный елово-сосновый лес, среди которого виднеется санный путь, уводящий зрителя вдаль композиции:

"Зимняя дорога в лесу", С.Ю. Жуковский, 1928. Частное собрание.
"Зимняя дорога в лесу", С.Ю. Жуковский, 1928. Частное собрание.
"Зимняя дорога", С.Ю. Жуковский, 1928. Частное собрание.
"Зимняя дорога", С.Ю. Жуковский, 1928. Частное собрание.

Такой вот сказочный заснеженный лес мы посмотрели вместе с вами сегодня. Пишите в комментариях какие картины вам пришлись по душе, а у меня на этом всё. Спасибо за прочтение, как обычно, ставьте лайки, подписывайтесь (на ТГ-канал тоже) и заходите снова на канал "История живописи" за новыми статьями.