Найти в Дзене
Москва памятная

Третьяковская галерея. Великий русский портретист 18 века запечатлевший для истории лица своих современников

Оглавление

Продолжение виртуальной экскурсии по залам Третьяковской галереи. Сегодня мы поговорим о творчестве крупнейшего мастера русского портрета 18 века

Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822)

Автопортрет. Дата написания около 1783 года. Государственный музей изобразительных искусств, Челябинск
Автопортрет. Дата написания около 1783 года. Государственный музей изобразительных искусств, Челябинск

Родился в Киеве. Сын священника, гравёра и живописца Григория Кирилловича Левицкого, который стал первым учителем будущего великого портретиста.
Около 1758 года отправился в Санкт – Петербург, где учился в Академии художеств у старого знакомого отца А. П. Антропова. В 1762 году вместе со своим наставником и ещё несколькими художниками отправился в Москву, где занимался украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II. Задержался в Первопрестольной на несколько лет и вернулся в Петербург только в 1769 году.
В 1770 году принял участие в ежегодной летней академической выставке, по результатам которой получил всеобщее признание и был произведен в Академики ИАХ.
С1771 года в течение 17 лет возглавлял портретный класс Академии художеств.
В 70-е 80-е годы 18 века считался лучшим русским мастером портрета. Ценился главным образом за умение создать не просто парадный портрет, а умение проникнуть во внутренний мир человека которого изображал.
В августе 1787 года Левицкий оставляет преподавание в Академии, подав прошение об отставке. Совет Академии, учитывая заслуги художника, назначает ему пенсию 200 рублей в год.
В 90 –е годы 18 столетия продолжает активно работать, но постепенно утрачивает лидирующие позиции в художественной жизни Петербурга и начинает испытывать материальные затруднения.
В конце жизни практически ослеп и не мог работать. Скончался великий русский художник в 1822 году. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Через 10 лет рядом с ним упокоилась супруга
Анастасия Яковлевна Левицкая (1744—1832).

Д.Г. Левицкий. «Портрет жены художника». Русский музей СПБ.
Д.Г. Левицкий. «Портрет жены художника». Русский музей СПБ.

К сожалению, могила супругов Левицких была заброшена и утеряна ещё в 19 веке, хотя на Смоленском кладбище и сегодня можно увидеть указатель «Левицкая дорожка». Вот такой парадокс.

Ну а теперь давайте вернемся в Третьяковку и посмотрим на портреты великого мастера представленные здесь.

Портрет Н. А .Сезамова

Никифор Артемьевич Сеземов (? - не ранее 1797)
Никифор Артемьевич Сеземов (? - не ранее 1797)

Человек совершенно уникальный. Один из богатейших российских предпринимателей времен Императрицы Великой, миллионщик, щедрый жертвователь и при этом … крепостной крестьянин графа П. Б. Шереметева из подмосковной деревни Выхино при селе Вешняки . Вот такой парадокс.
Сведений об этом человеке сохранилось немного. Известно, что по договоренности со своим барином и пользуясь его покровительством, он отправился в свое время в Петербург, где быстро добился большого успеха на ниве винного откупа. Был обладателем одного из самых больших состояний и не только платил щедрый оброк своему хозяину, но и был щедрым жертвователем.
Именно он стал основателем Московского воспитательного дома для оставленных родителями младенцев, на нужды которого пожертвовал невиданную по тем временам сумму 14 788 рублей.
В благодарность за столь щедрый дар, президент Академии художеств И. И. Бецкой, являвшийся доверенным лицом Екатерины II, заказал художнику Левицкому портрет Н. А. Сезамова, для галереи опекунов и жертвователей Московского воспитательного дома. Любопытным является тот факт, что среди этих жертвователей был и граф Шереметьев, взнос которого на нужды дома был 7000 рублей, то есть вдвое меньшим, чем у его крепостного.
С портрета Левицкого на нас смотрит грузный мужчина, явно не благородного происхождения, с лицом, заросшим до глаз черной бородой. Одет он в неяркий кафтан, подпоясанный кушаком, но все же сразу складывается впечатление, что это отнюдь не простой землепашец. В руках он держит рисунок на котором изображен спеленатый младенец на фоне того самого дома который должен стать для него родным.
На обороте портрета сделана надпись:

«Человеколюбивый Податель Села выхина поселянинъ Никифоръ Артемьевъ Сезомовъ 1770. Году».

Портрет П.А.Демидова

-4

Демидов Прокофий Акинфиевич (1710 – 1786). Представитель третьего поколения уральских промышленников Демидовых, внук знаменитого Никиты Демидова и старший сын Акинфея Демидова.
В отличие от деда и отца горной промышленностью практически не интересовался и на принадлежавших ему предприятиях на Урале не бывал, доверяя ведение дел управляющим, а сам был страстным ботаником. Он собрал один из самых обширных в России гербариев, который позже передал Московскому университету, разводил пчел, был большим любителем и знатоком певчих птиц. На портрете работы Левицкого мы видим эдакого, московского барина одетого домашний жилет, панталоны, чулки, широко распахнутый халат, колпак, а вокруг шеи небрежно обернут шарф. В портрете нет случайных деталей. Левой рукой он опирается на лейку, являющуюся не примерным атрибутом его увлечения, а правой гордо указывает на горшки с цветами в которых, наверное, вырастил какие то необычные растения. Между тем на заднем фоне изображен Московский воспитательный дом, на нужды которого Прокофий Акинфиевич жертвовал огромные по тем временам деньги.
Кроме того он основал в Москве Демидовское коммерческое училище, в котором единовременно обучалось 100 мальчиков из купеческих семей, жертвовал огромные деньги на содержание Московского университета и сделал ещё много хорошего для Москвы и России.

Скончался этот достойный человек в ноябре 1786 года. Похоронен на кладбище Донского монастыря рядом с храмом (участок №6). Рядом находится могила его жены Татьяны Васильевны.

-5

Портрет М. А. Дьяковой

-6

Мария Алексеевна Дьякова (1755-1807) - дочь обер-прокурора Сената, Алексея Афанасьевича Дьякова и Авдотьи Петровны, урожденной княгини Мишецкой.
Портрет этой молодой аристократки принадлежит к числу лучших творений Левицкого. Он проникнут личной симпатией художника к своей модели и написан достаточно скупо, без каких либо деталей способных отвлечь зрителя от созерцания её прекрасного лица.

Интересно, что на обратной стороне холста имеется надпись на французском языке, сделанная, если верить подписи послом Франции в России (1784—1789 графом Луи Филиппом де Сегюром.

Que son sourire est doux, que sa bouche est belle!
Rien negal l'attrait de son air gracieux.
Dira-t-on?mais a-t-elle ce qu'on aime en elle:
Un coeur cent fois plus beau que le ciel de ses yeux?
Elle a plus d'attraits en partage,
Que le pinceau n'en a rendu
Et dans le coeur plus de vertu,
Que de beaute dans son visage .
Segur

Дословный перевод на русский язык гласит:

Как нежна ее улыбка, как прекрасны уста ее!
Ничто несравнимо с обаянием ее грациозного облика.
Скажут? Но есть ли в ней то, что любят в ней:
Сердце в стократ прекраснее, чем небесная лазурь ее глаз?
Ей дано больше очарования, чем это смогла передать кисть.
И в сердце ее больше добродетели, чем красоты в ее лице.
Сегюр.

Когда и при каких обстоятельствах появился этот автограф неизвестно.

С этой девушкой связана одна весьма, романтическая история. В конце 70-х годов 18 века она познакомилась с молодым, начинающим архитектором Н. А. Львовым. Возникшая между ними симпатия вскоре переросла в любовь и Николай Александрович, обратился к родителям Марии Алексеевны с просьбой отдать дочь за него замуж. К сожалению, обер-прокурор Сената счел никому тогда ещё неизвестного архитектора неподходящей партией для своей дочери, и молодые люди обвенчались тайно.
В дальнейшем дела у молодого зодчего пошли на лад, он стал одним из самых востребованных архитекторов Петербурга, был избран членом Российской академии и Академии художеств. Благословение родителей было получено в 1783 году и супруги Львовы зажили в любви и согласии.

Левицкий, который был другом дома кроме портрета Марии Алексеевны Дьяковой, о котором мы с вами говорили выше, написал портрет M.А Львовой

-7

и её супруга Н. А. Львова.

-8

Долгое время портреты хранились в московском доме наследников Львовых, пока не были переданы в Румянцевский музей, а оттуда в Третьяковскую галерею.

Портрет Г. К. Левицкого

-9

Левицкий Григорий Кириллович (1697-1769). Священник, художник, отец и первый учитель Дмитрия Григорьевича Левицкого. Многие искусствоведы считают, что портрет написан под несомненным влиянием искусства Рембрандта. Портрет датирован 1779 годом, то есть через 10 лет после кончины Григория Кирилловича. Почему только спустя десятилетие сын решился изобразить образ отца? Трудно сказать. Возможно, он морально готовился к этой работе, набирался мастерства, что бы наконец решившись, создать портрет родного человека ставшего одной из главных вершин его творчества.

Уважаемые читатели, работы Дмитрия Григорьевича Левицкого достаточно широко представлены в собрании Третьяковской галереи и поэтому рассказать о них всех в рамках одной статьи не получится. Предлагаю вам вернуться сюда в ближайшее время, а пока всего доброго и до скорой встречи.

Первую публикацию цикла можно посмотреть, перейдя по ссылке: