Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Наверное, нет в нашей стране такого человека, который не слышал бы о Третьяковской галерее. Даже если кому-то не удалось побывать в ней лично, репродукции знаменитых картин из нее с детства встречаются нам на страницах учебников, книг и даже конфетных фантиков. «Богатыри», «Утро в сосновом лесу», «Грачи прилетели» и другие знаменитые картины, вам обязательно покажут и подробно расскажут об истории из создания. Между тем, значительную часть собрания Третьяковки составляют портреты людей живших лет 150, а то и все 250 назад на которые посетители и даже экскурсоводы не всегда обращают внимание. А между тем за многими из парадных портретов 18 – 19 веков скрываются удивительные истории людей весьма неординарных и оставивших заметный след в истории нашего государства. О некоторых из них мы сегодня и поговорим.
В первом зале можно видеть три работы
Ивана Никитича Никитина (около 1680 – 1742 ?)
Придворный художник последнего царя всея Руси и первого Императора Всероссийского Петра Алексеевича вошедшего в историю как Великий. Основоположник русской школы светской живописи. Первый мастер портретного жара. Сын московского священника. Учился живописи в Оружейной палате. В 1711 году по личному приглашению Петра I переехал в Санкт – Петербург, где учился у Иоганна Таннауэра, одного из первых европейских художников прибывших в новую столицу России. В 1716 – 1720 годах учился за государственный счет в Италии. После возвращения получил должность придворного художника. В Третьяковской галерее можно видеть следующие работы художника:
Портрет царевны Натальи Алексеевны (1673-1716)
Младшая любимая сестра Петра 1. Считается одной из основоположниц русского театра.
В 1707 году устроила домашний театр в селе Преображенское, для которого сама сочиняла пьесы и ставила спектакли.
В 1710 году переехала к брату в Петербург, где также устроила общедоступный и бесплатный театр. Скончалась в 1716 году от неизвестного заболевания. Была похоронена в Александро-Невской лавре. По приказу брата, над её могилой была возведена часовня во имя Воскрешения святого Лазаря, от которой старейшее кладбище Петербурга и получило свое наименование Лазаревское.
Портрет канцлера Гавриила Ивановича Головкина (1660 – 1734)
Видный российский дипломат, сподвижник Петра Первого. На оборотной стороне портрета датируемого 1720 годом имеется надпись, что сей достойный муж «в продолжении канцлерства своего заключил 72 трактата с разными правительствами».
Считается что портрет Г.И. Головкина написанный сразу по возвращении И. Н. Никитина из Италии, стал, как бы его экзаменационной работой для получения звания «придворного художника».
Если это действительно так то, лично мне кажется, что художник справился с задачей прекрасно. С портрета на нас глядит не расфуфыренный вельможа, а энергичный и волевой государственный деятель эпохи Петра Великого.
В отличие от некоторых других ближайших сподвижников Петра, граф Гавриил Головкин, не потерял своего влияния при дворе после смерти Государя Петра Алексеевича и оставался на должности Президента Коллегии иностранных дел Российской империи со дня её основания в 1717, до самой своей смерти в 1734 году.
Портрет цесаревны Анны Петровны (1708-1728)
Дочь Петра 1, к которой он относился с большой любовью и нежностью. Первое впечатление, которое возникает при взгляде на этот портрет, что перед вами юная девушка, из весьма знатного рода. Однако если учесть тот факт, что Никитин написал этот портрет ещё до своего отъезда в Италию в 1716 году, становится понятно, что перед нами портрет девочки семи, максимум восьми лет. По меркам нашего времени первоклассница.
Однако художник изобразил цесаревну Анну по всем правилам парадного портрета того времени.
Подобно взрослой даме девочка изображена с высокой прической и рассыпанными по плечам длинными черными волосами. Богато расшитое платье сильно декольтировано, а накинутая на плечи красная мантия подбитая горностаем, свидетельствует о принадлежности девочки к царскому роду.
По свидетельству современников, Петр Алексеевич пришёл в восторг от портрета и при направлении Никитина для обучения в Италию повелел назначить ему денежное содержание вдвое выше обычного.
Дальнейшая судьба Анны Петровны сложилась трагически. С благословения отца, она вышла замуж за герцога голштейн-готторпского, Фридриха-Карла и уехала в Гольштинию, карликовое государство, позже вошедшее в состав Германии. В 1728 году, едва достигнув 20 лет, скончалась при родах. Её выживший сын Карл-Петр-Ульрих, впоследствии вошел в русскую историю, как Император Петр III.
Кроме Третьяковской галереи портреты работы Никитина можно видеть в Эрмитаже и Русском музее.
В заключении хочу сказать, что судьба художника после смерти его благодетеля Петра Великого сложилась печально.
В 1732 году художник был арестован по делу о распространении пасквилей на архиепископа Феофана Прокоповича, считающегося основоположником тезиса, о триединстве русского народа населяющего Великую, Малую и Белою Русь.
После пяти лет заключения в Петропавловской крепости Иван Никитич Никитин, и его брат, тоже художник Роман Никитич Никитин были биты плетьми и сосланы в Тобольск пожизненно.
В 1741 году после смерти Анны Иоановны И.Н. Никитин был помилован и получил разрешение на возвращение в Москву. Однако до первопрестольной не доехал, заболев и скончавшись где то по дороге. Место погребения неизвестно.
На этом мои уважаемые читатели разрешите сегодня прерваться.
Если статья показалась вам интересной, продолжение можно почитать перейдя по ссылке