В рамках программы «Приоритет 2030» в ТюмГУ идет трансформация структуры и содержания высшего образования. Предусмотрено, в том числе, создание новых школ и направлений подготовки.
С сентября 2022 года в вузе работает Школа образования. С 1 декабря этого года в ее структуру вошел Институт психологии и педагогики.
О том, что уже сделано и что предстоит, рассказывает директор Ульяна Раведовская.
- Почему возникла необходимость создания Школы образования?
ТюмГУ известен экспериментами с образовательными пространствами и моделями, организационной структурой: Школа перспективных исследований, индивидуальные образовательные траектории, 2+2+2 и другие не менее важные проекты. На каком-то этапе развития возникла необходимость создать подразделение, которое будет поддерживать экспериментальный подход, сопровождать, развивать и осмысливать реализованное.
Школа образования создана как площадка, где можно эксперимент спроектировать, в деталях подготовить, получить поддержку, проанализировать результаты и масштабировать практику.
Важно не только трансформировать, но и готовить основание для изменения, внимательно анализировать результаты и эффекты.
- Кто ваша целевая аудитория?
Мы ориентируемся на тех, кто отвечает за реализацию образовательных программ: это могут быть руководители институтов, школ, программ, разработчики, преподаватели, а также будущие учителя.
- Кто представляет команду Школы образования?
Сначала команда была небольшая. В первую волну отобрали шесть человек. Все, кроме меня, эксперты из высшего образования из разных университетов и городов (Тюмени, Томска, Ростова-на-Дону), у всех разные специальности (педагог, философ, журналист, социолог, если смотреть на первое образование), все много учились.
У меня опыт не университетский, я более 20 лет работала в корпоративном образовании в разных организациях: в Росатоме, в ВТБ, в большом рекламной агентстве, в ритэйле. С университетами (например, МГУ, МИСиС, УрФУ, МИФИ) работала в отдельных проектах.
С 1 декабря к Школе образования в полном составе присоединился Институт психологии и педагогики. Объединение и программа развития потребует работы на иных принципах.
- На каких? На кого будет делаться ставка при форматировании концепции?
Мы будем работать в экспериментальной логике, кроме образовательного реализуем и организационный эксперимент. Обновляемая структура предполагает работу в гибких, плоских командах, собираемых под программы, проекты, исследования.
Такая логика даст возможность более точно управлять тем, кто какие задачи выполняет и почему.
- А что вы можете сказать про педагогическое образование?
Педагогическое образование требует обновления. На это есть несколько причин: в том числе то, что мир стремительно меняется, появилось много новых ролей и профессий — например, сценарист образовательных событий или курсов.
Разнообразных самостоятельных ролей в образовании мы насчитали около 60. Большую часть человек сегодня осваивает методом проб и ошибок уже на рабочем месте, что приводит к разнообразным потерям.
✓ Измененная модель предполагает структурирование части образовательных программ как системы микростепеней, которая:
— отражает существующую и, что важно, развивающуюся систему разделения труда в отрасли (на основе анализа прогнозов и трендов);
Микростепени – образовательные интенсивы, состоящие из ряда дисциплин, необходимых и достаточных для настройки оптики позиции, для формирования компетенций.
Система микростепеней отражает ролевое и задачное состояние конкретной индустрии в настоящем и будущем. Таким образом университет будет влиять на развитие индустрии, определять норму деятельности в конкретной роли.
— определяет профиль;
Можно выбирать микростепени, ориентируясь на интересы, таланты и прогнозируемую востребованность, а можно от желаемого профиля, т.е. от частей к целому или от целого к частям.
— помогает строить длинный индивидуальный маршрут профессионального развития, опираясь на интересы и сильные стороны;
— позволяет университету быстрее реагировать на изменения.
Тюменская область испытывает существенную нехватку учителей, мы начали реализацию проектов, направленных на достаточно быстрое изменение ситуации.
- Команда Школы образования провела уже ряд проектов, среди которых, например, образовательный акселератор «Лес рук». Какова обратная связь?
Да, «Лес рук» дал заметные результаты: стартовали проекты изменений в школах и университетах, у нас появились партнеры.
Мы поняли, эффект гораздо больше, когда приезжает работать не отдельный человек, а команда. Ряд из них вернулись к нам через несколько месяцев и рассказали, что у них все двигается намного быстрее, чем они привыкли. Больше энергии, поддержки, ощущения, что это можно сделать, это посильно.
Другое важное направление – работа с управленческими составом образовательных организаций. Особенно внимательно на это нужно смотреть в школе. Как правило, руководителями становятся лучшие учителя, которых менеджменту никто не учил. Попадая на эту позицию, человек за все несет ответственность, но часто не очень знает, как работу выполнять. Руководителям важно учиться, лучше в самом начале пути.
У нас есть программы повышения квалификации и переподготовки для них, чтобы они нащупывали конкретные инструменты и подходы, как можно сделать свою работу более систематической и организованной.
- Какие наиболее интересные решения родились за последнее время?
Мне очень нравится идея, которая родилась в диалоге с нашими партнерами, идея разработки гуманитарного ядра для инженерного образования. Мы начали с исследования: в частности, сейчас идут интервью с опытными инженерами и их руководителями. Анализируем, как они справляются с разными ситуациями в практике и какие ситуации требуют способностей, которые могут быть развиты в рамках гуманитарных дисциплин.
- Вы же работаете не только с преподавателями, учителями, руководителями, но и родителями?
Да, мы регулярно проводим «Родительский факультет». Один был про профессиональную навигацию. Вопрос, где и как учиться, какую программу выбрать для ребенка, вызывает очень большую тревогу у родителей.
Как правило, «Родительский факультет» состоит из трех частей: разговор с экспертом по теме, кейсотека, куда мы приглашаем людей, имеющих разный опыт в этом вопросе, и дискуссионная часть, когда наши родители могут пообщаться друг с другом.
Как правило, нам говорят: «Мы приходим понять про детей, но больше понимаем про себя, нам становится легче с нашими детьми».
Для меня факультет имеет еще один важный смысл. Мне кажется, у многих родителей, у меня в том числе, опыт взаимодействия с разными организациями (школами, поликлиниками и т. д.) довольно болезненный. На 95 процентов это такая критическая позиция, мне все время рассказывают, где я не права как родитель по отношению к своему ребенку, что я не додумала, не доделала, где ошиблась и т. п.
Словом, такое навязывание вины за все подряд. Родитель все обязан и во всем виноват. Мне было очень важно создать площадку, на которой другой тон общения: родитель не виноват, он может послушать, подумать вместе с нами, иметь другую точку зрения, просто отдохнуть от долженствования.
Полная версия интервью доступна здесь.