Союз пациентов ужаснулся числу возбуждённых уголовных дел по «врачебным ошибкам», призвав не кошмарить профессиональное сообщество следственной гиперактивностью и не придумывать новых законов, потому что гражданско-правовое разбирательство возмещает вред эффективнее отсидки врача в колонии.
В прошлом году активность следствия по пациентскому возмездию за «врачебную ошибку» обернулась 1 860 уголовными делами, большинство которых закончило свою жизнь в архиве. Заведение дела на каждую третью жалобу пациента подпадает под критерии СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности следственных органов. В суд попало 174 дела с участием 193 медработников, оправдано 19 человек. Процент оправдательных приговоров максимален среди всех профессиональных сообществ, что не в пользу профессионализма следователей.
Не случилось оправдания по «краеугольному» делу Сушкевич и Белой, Верховный суд пошёл на поводу у разъярённого общественного мнения, положив на медицинскую науку все судебные папки, и ни на день не уменьшил пребывания в колонии - 9 лет для Белой и 9,5 лет для Сушкевич. Врачам остаётся уповать на предвидение Архиепископа Калининградского и Балтийского Серафима: «Даже если такой вердикт и считать справедливым, полагаю, четыре года судебных тяжб уже являются искуплением их вины. Но в том случае, если они невиновны, то это обязательно вернётся бумерангом».
Приближение бумеранга ощутил глава Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв: «У нас врачей не останется, если мы за каждую ошибку будем давать сроки». В своём выступлении в первый день конференции «Медицина и качество – 2023» предложил оставить «перекраивание» законодательства и положиться на медиацию – досудебное регулирование конфликтов в гражданско-правовой плоскости, но не упразднять «медицинскую услугу» и преследования медиков по закону «О защите прав потребителей».
Из всего списка уголовных дел 7,4% - «потребительские», 75% про причинение смерти по неосторожности. «Если мы выведем оказание медицинской помощи из-под действия закона “О защите прав потребителей”, пациентам будет намного сложнее защищать свои права», — мотивировал господин Жулёв. Если исходить из того, что каждый медицинский работник исходно нацелен на попрание пациентских прав, то без «услуги» в медицине не обойтись, но именно потребительское отношение – прерогатива пациентов, ежегодно пишущих десятки тысяч претензий куда только можно.
Пациентскому экстремизму безразмерную поддержку оказало решение Верховного суда, обязавшее назначать компенсацию морального вреда родственникам пациента без какой-либо причинно-следственной связи последствий с действиями медиков и исключительно по факту душевных страданий, испытанных в процессе диагностики и лечения близкого человека. Когда ЛПУ обязывают платить за формулу «родного человека лечили, а я волновался», возникает вопрос о целесообразности существования самого ЛПУ. И Союз пациентов уже ощутил колебание воздуха летящим бумерангом.
Узнавайте о всех важнейших новостях отечественного здравоохранения раньше всех на портале МирВрача