Примерно год назад я задумал цикл статей о месте поэзии в рок-и поп-музыке. Выбрал даже поэтов, чьи тексты песен хотел бы привести для обсуждения - если помните, на первом месте в списке у меня был Джим Моррисон, ну и другие - Иэн Андерсон из Джетро Талл, Кен Хенсли из Юрайа Хип, Уотерс из Пинк Флойд. Написав статью о поэзии Моррисона, я понял, что тексты песен интересуют далеко не всех. За этой статьей последовало несколько публикаций о том, что мы слышим в песнях английских авторов, и о чем, собственно, наши любимые песни. Странно - но процентов 80% придерживаются мнения, что лучше бы вообще не знать, о чем поют зарубежные исполнители. Но мне всегда казалось, что песня - это "содружество" музыки и текста, и если ты не знаешь, о чем поется в песне, ты обкрадываешь себя...
И я решил второй раз подойти к поэзии Джима Моррисона, моего любимого поэта и исполнителя в рок-музыке. Я выбрал 10 песен - не в списке от худшей к лучшей - а вообще без привязки к какому-нибудь рейтингу. Просто 10 песен, тексты которых написал Джим Моррисон.
====================
В 60-х годах каждый трек, записанный Дорз, выходил за рамки простого рок-н-ролла. С самого начала Джим Моррисон стремился бросить вызов типичному образу рок-певца. Большая часть эволюции группы проистекала из нетрадиционного восприятия реальности Моррисоном, что повлияло на направление и подачу их песен. Это не был рок-н-ролл в привычном виде, это не была танцевальная музыка...это было нечто особенное, еще неизведанное - это был поэт у микрофона, который читает свои стихи. В то время как музыка составляла основной элемент, поэзия играла не менее важную роль в их творческом процессе. Это был конец 60-х...бурное время для Америки.
==============
Центральным элементом всего этого очарования был Моррисон, загадочный поэт, чья неземная личность усиливала его талант, укрепляя его статус ключевой фигуры в контркультурном движении. И при жизни, и особенно после смерти, Моррисона провозглашали почти божеством - живым символом юношеского бунта и освобожденной сексуальности.
Среди разных и противоречивых аспектов жизни Моррисона, под его загадочной внешностью скрывалась сущность поэта. Помимо всего прочего, именно его умелое использование слов и созерцательные стихи привлекли людей к его артистизму, подняв его до недостижимого статуса. На протяжении своей карьеры он написал множество песен, которые раскрыли многосторонние и, порой, противоречивые грани его подлинного "я".
Я постараюсь донести до вас (как получится) смысл десяти треков Моррисона, каждый из которых демонстрирует его способности и мастерство опытного мастера слова. С приведенными примерами песен - попробуйте сначала прочитать то, о чем я напишу, а потом с этой точки зрения прослушать песню. Изменится что-то?
‘Peace Frog’
‘Peace Frog’ является одной из самых ритмично динамичных и гибких композиций Doors. Многие треки на Morrison Hotel отражают проблемы, распространенные в Америке 60-х годов, эпоху, определяемую военными действиями во Вьетнаме, борьбой за гражданские права и зарождающимися контркультурными движениями.
‘Peace Frog’ является примером этого повествования. Моррисон периодически начинает почти каждую строчку со слова “blood - кровь”, подчеркивая повсеместное разрушение и социальные потрясения, характерные для преобразующей борьбы десятилетия за социальные перемены. Вряд ли вы ранее это замечали. Blood in the streets, Blood in the streets in the town of Chicago и так далее. Живая музыкальная аранжировка удачно сочетается с мрачными текстами Моррисона, намекающими на умерших коренных американцев и студенческие беспорядки. Это служит суровым напоминанием слушателю, раскрывающим суровые истины, которые сокрыты за маской оптимизма в культуре хиппи 60-х годов в Америке. Всегда приходит на ум мысль - а как бы поэты отобразили нашу действительность?
‘Spanish Caravan’
Робби Кригер, гитарист Doors, черпал вдохновение для ‘Spanish Caravan" в испанских народных традициях и музыке фламенко. Сложная гитарная игра песни подчеркивает талант Кригера, включая ритмические рисунки и мелодии в стиле фламенко. В треке уникально сочетаются элементы вестерн-рока и фламенко, создавая захватывающий и экзотический звуковой ландшафт. Неудивительно, что это одна из самых любимых песен Кригера. И он действительно здесь хорош как гитарист.
Текст песни "Spanish Caravan’ вызывает образы романтизированного путешествия по Испании, наполненного живописными сценами и мистическими рассказами.
"Унеси меня, караван, унеси меня прочь.../ Унеси меня в Португалию, унеси в Испанию/ Морские ветры находят галеоны, затерянные в море /Я знаю, где меня ждёт сокровище /Серебро и золото в горах Испании / Унеси меня, испанский караван
И конечная фраза надежды - Yes, I know you can...
Текст прост, незамысловат, но...Поэтичный текст и мистические образы Моррисона ярко описывают это увлекательное путешествие, придавая песне очарование. Даже, когда динамика трека меняется от нежных пассажей на акустической гитаре к более интенсивным и ритмичным разделам, его мощная атмосферная природа остается неизменной.
‘The End’
Об этой песне у меня написана целая статья. Поэтому постараюсь покороче. . Мрачная интерпретация Моррисоном добавила резкости ландшафту, придав отблеск интенсивности движению, которое ранее находилось в тени самых темных уголков человеческой натуры.
Изначально задуманная как простая песня о расставании, задуманная как меланхоличное прощание Моррисона со своей девушкой, ‘The End’ (первая версия длилась 3 минуты) приобрела иное измерение во время живых выступлений. Песня, растянутая на десять минут, преобразилась по мере того, как Моррисон спонтанно импровизировал с текстом, черпая вдохновение из поэтических фрагментов, крутящихся в его творческом сознании.
Во время первого исполнения песни группой Манзарек вспоминал:
“Там было полно народу, и Джим ввел аудиторию в некоторое оцепенение. Время застыло. Казалось, что ничего не происходит, кроме музыки. И он сказал: ‘Убийца проснулся до рассвета’. И я думаю: ‘Боже мой, что он собирается делать?’”
‘Roadhouse Blues’
Так уж получилось, что и об этой песне я тоже писал. В ноябре 1969 года Doors собрались в лос-анджелесской студии Elektra для первых сессий записи, которые в конечном итоге сформировали Morrison Hotel. Моррисон, как обычно, был в состоянии алкогольного опьянения и яростно обсуждал меркантильную сторону их творчества, неоднократно произнося загадочную фразу “деньги побеждают душу”. Моррисон изо всех сил старался сохранять самообладание, в результате чего сессия превратилась в невнятный блюзовый джем без существенного прогресса.
Несмотря на свое опьянение и необузданное состояние, раскованное обращение Моррисона к легендам блюза привело к созданию одного из его самых замечательных вокальных выступлений в ‘Roadhouse Blues’. Он сохранил свой спонтанный стиль, импровизируя на протяжении всего трека и даже убеждая Кригера придать своему соло дополнительную интенсивность с помощью импровизированного гитарного риффа. В конечном итоге, после монтажа и микширования, ‘Roadhouse Blues’ показал Doors во всей красе, представив завораживающую композицию, пропитанную блюзом. Это, пожалуй, единственная песня Дорз, где стихи Моррисона не имеют особого значения. Но он четко придерживается блюзового ритма в стихах - двойное повторение одной и той же строки в начале куплета - это свойственно блюзовым композициям.
‘Love Street’
Дэвид Боуи назвал ‘Love Street’ одной из своих любимых песен всех времен, и он далеко не единственный музыкант, признающий блестящее умение группы в этой песне подбирать причудливые аккорды, чтобы превратить вальсирующий поп-хит в определенно европейский. В духе Прокофьева Моррисон отправляется в странное путешествие по Лорел-Каньону, погружаясь в царство Мастера и Маргариты, чтобы заманить вас в ловушку любопытства. А что же там дальше?
Несмотря на название, песня также ниспровергает обычные стандарты любви, поскольку в ней Моррисон не влюблен по уши, а открыт, чтобы “посмотреть, что произойдет” в следующий момент, и осознает, что у его поклонницы могут быть другие посетители-джентльмены. Когда дело доходит до темы, приятно видеть, как он тщательно продумывает все "если" и "но" романтики, создавая совершенно уникальный трек от начала до конца.
‘People Are Strange’
Эта песня, естественно, стала одним из основных элементов культовой музыки и кино. После появления в таких популярных фильмах, как The Lost Boys, ‘People Are Strange’ стала одной из определяющих песен Doors. Написанная Моррисоном и Кригером, песня исследует чувства отчуждения и социальной отстраненности, передавая эти чувства и изображая мир, где люди воспринимаются как странные из-за их различий или их статуса неудачника.
"Странные люди, когда странный ты сам" - поет Моррисон. Правда, strange можно еще перевести еще как "незнакомец, чужой". Так что здесь возможна двойная трактовка смысла. "Люди чужие, когда ты здесь чужой". Хотя эта версия мне нравится меньше. Моррисон продолжает:
"Люди кажутся некрасивыми, когда ты одинок /Женщины злые, когда ты никому не нужен / Все улицы кажутся неровными, когда ты падаешь/ Когда ты чужой/ Лица появляются из дождя / Когда ты чужой / Никто не помнит твое имя, когда ты чужой".
Этот трек символизирует способность Doors создавать запоминающуюся и интроспективную музыку. Завораживающая, но простая мелодия в сочетании с глубоко личной лирикой Моррисона, нашла отклик у зрителей, сделав ее популярной песней, которая продолжает оставаться в современной культуре.
‘The Ghost Song"
Эта песня не выходила на альбомах Дорз при жизни Моррисона. Моррисон становится странно многословным и страстным, когда речь заходит о неземном утре в ‘The Ghost Song’. Чтобы быть таким смелым, требуется мужество, но фронтмену всегда нравилось выслушивать критику за то, что он был претенциозным. Будучи таким смелым, он смог привнести нотку высокого искусства в контркультурный рок-н-ролл.
“Проснись”, - напевает он вполголоса. “Стряхни мечты со своих волос, мое прелестное дитя, моя радость. Выбери день и знак своего дня, божественного дня”.
Это чертовски хороший способ начать песню. В сочетании с миражом инструментовки трек вызывает в воображении то мистическое утро, которое, возможно, наступит раз в четыре месяца, когда мир кажется лишь немного более ярким и поэтичным. Моррисон призывает вас воспользоваться этим потрясающим подарком.
‘Hyacinth House’
Нет сомнений в том, что L.A. Woman - шедевр. Альбом показывает Doors отточенным и продуманным механизмом, а довольно сладкая нота в "Hyacinth House" является идеальным контрапунктом. Эту песню часто забывают в дискографии группы в силу того факта, что она не звучит с той мощью, которая характерна для многих их самых известных работ. Однако при более мягком подходе эта ритмичная красота оказывается совершенно пьянящей.
Моррисон переходит в режим напевания и напевает мистическую историю с такой властностью, что вы остаетесь погруженными в загадку, задаваясь вопросом: ‘Ну, и что они делали в Гиацинтовом доме?’ Никто не знает, и ответа нет, но с такой плавной мелодией вам вряд ли это будет интересно, когда она, наконец, выпустит вас из своих объятий. Хотя ей, возможно, и не хватает изначальной пикантности многих хитов, написанных Моррисоном, утонченность придает ей непревзойденную силу.
‘Break On Thru#’
Первая песня на альбоме обычно тщательно отбирается музыкантами и теми, кто работал над альбомом. А теперь представьте, что творилось в студии, когда отбирали первую песню для первого альбома. И ею оказалась - "Break On Through"
Да еще и на сингл они ее выдвинули, правда, безуспешно. Понято, что не просто случайно выдвигается песня в качестве дебютного сингла. Ваш дебют - это ваше заявление. ‘Break on Through’ была не просто заявлением; это был настоятельный протест, причем волнующий.
В 1966 году Джим Моррисон сказал в интервью:
“Мне нравятся идеи о свержении установленного порядка. Меня интересует все, что связано с бунтом, беспорядком, хаосом, особенно деятельность, которая, кажется, не имеет смысла ”.
Во многих отношениях это была мантра для Doors, которые пришли на мирную и любовную сцену эпохи. В ту эпоху музыка редко звучала в таком адреналиновом звуковом водовороте, и по сей день она гремит, как сейсмический эпицентр рок-н-ролла середины-конца 1960-х годов.
‘Riders On The Storm’
Последним актом Моррисона с Doors, перед тем как умереть в трагически молодом возрасте 27 лет, была, по крайней мере хронологически, ‘Riders on the Storm’, и она олицетворяла как его иконоборческую мантру, так и уникальный рок-мистицизм Doors и репутацию фронтмена, как своего рода созданного искусственным интеллектом архетипа настоящей рок-звезды. Используя вызывающий воспоминания образ уставшего от дороги путешественника, группа создала шедевр, вмещающий больше образов, чем Музей современного искусства.
Предположительно, трек посвящен кровавому разгулу серийного убийцы Билли Кука. Однако он всего лишь пробный камень для более широкого представления о жестокости Америки. И все же вы можете с радостью окунуться в движущуюся палитру образов трека. На самом деле, в этой песне, как и в образе Моррисона, больше нереальной реальности, чем практически в любом другом рок-н-ролльном треке, когда-либо написанном. Настолько, что он может скрыть бездонную глубину, которая скрывается в нем.
И песня, и исполнитель ничего не скрывают, но делают это таким идиоматичным образом, что остаются загадкой. Об этой песне у меня есть статья, поэтому остановлюсь на этой фразе.
И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.