Постепенно приближаюсь к рассказу о последнем альбоме The Doors - на этом пути остался только второй альбом ‘Strange Days’. "Мы хотим этот мир..." такой краткий лозунг всего альбома можно было бы обозначить.
Чтобы больше не отвлекаться на свое мнение об альбоме, я бы поставил его в один ряд с их первым дебютным альбомом. Этот альбом великолепен по всем параметрам - и по размещенному там материалу, и качестве записи. Вы вряд ли найдете там хоть одну слабую песню.
2017 год был юбилейным и альбом отпраздновал свое 50-летие: только что в мае 1967 года вышел Sgt. Pepper и в июне состоялся первый крупный поп-фестиваль Monterey Pop. Тот год также подарил нам дебютные альбомы the Jimi Hendrix Experience, Pink Floyd, the Grateful Dead, the Velvet Underground и, наконец, The Doors, чей одноименный альбом до сих пор считается одним из самых успешных дебютных альбомов в истории рок-музыки и был выпущен всего через несколько дней после нового года, 4 января 1967 года, на лейбле Elektra Records. А уже в сентябре The Doors отметились своим вторым альбомом. Вот таким был 1967 год.
Альбом, который они назвали Strange Days, был выпущен всего через восемь месяцев после первого, 25 сентября 1967 года. Если дебютный альбом был записан менее чем за неделю, то последующие сессии в Голливуде растянулись на несколько месяцев, что позволило группе отточить свой новый материал и использовать совершенно новое восьмидорожечное оборудование Sunset Sound Recorders. На этот раз продюсер Пол Ротшильд и инженер Брюс Ботник сыграли большую роль в творческом процессе, познакомив участников группы с захватывающими способами улучшения сырых треков с помощью имеющихся в их распоряжении технологий.
Это прекрасно подходило the Doors, которые были готовы броситься с головой в неизвестность. В заглавном треке альбома, “Strange Days”, Моррисон играет на синтезаторе Moog - одной из первых рок-записей, в которой его использовали как музыканта.
Сообщается что "его микрофон был подключен к синтезатору, и он нажимал клавишу с каждым произнесенным слогом, придавая своему голосу это жуткое звучание”. Манзарек играет на органе в этом треке.
Кригер, клавишник Рэй Манзарек (который записал большую часть басовых партий the Doors на своем органе, когда они не привлекали сессионных музыкантов для игры на настоящей бас-гитаре) и барабанщик Джон Денсмор были не столько музыкантами поддержки своего яркого и харизматичного фронтмена, сколько равноправными участниками - без кого-либо из них The Doors не были бы The Doors. Их просто не было бы. На некоторых песнях Кригер умудрялся играть и сольную партию гитары, и ритм-гитару и бас-гитару без наложений. Но на некоторые песни они все-таки привлекали сессионого басиста. На этом альбоме в качестве бас-гитариста был приглашен Дуглас Лубан, который сыграл на всех песнях альбома, кроме трех.
Успех “Light My Fire” как на AM Top 40 radio, так и в развивающемся мире андеграундного FM-рок-радио означал, что The Doors должны были быстро выпустить продолжение, чтобы сохранить набранный темп. По мере того как они становились все более успешными, переходя из доморощенных клубов лос-анджелесской Сансет-Стрип в залы хиппи Сан-Франциско, а вскоре и в колледжи и театры, им требовалось больше материала. Даже в то время, когда The Doors только набирали обороты, квартет уже работал над подготовкой материала для своего второго релиза.
“Horse Latitude”, между тем, была стихотворением Моррисона, состоящим из полутора минут хаотичных звуков, обработанных в студии для создания жуткого и зловещего эффекта, и страдальческих выкриков Джима. Рэй цеплял, как на гитаре, струны пианино, а Джим орал о животных, которых выбрасывали в море.
Большая часть песенного материала Strange Days уже существовала в том или ином виде к тому времени, когда the Doors пришли в студию — “Moonlight Drive” была, по сути, первой в тетради текстов Джима, который Моррисон представил Манзареку, и этого было достаточно, чтобы убедить клавишника в том, что у них есть задатки великой группы. На альбоме слова Моррисона сопровождаются гитарой Кригера "бутылочное горлышко" и неотразимым ритмом, который, как на поворотах Формулы 1, становится размашистым и отрывистым в куплетах и значительно более напористым в припевах.
Strange Days, который сам по себе занял 3-е место, отстав на одно очко от дебюта. К нему в помощь группа выпустила два хит-сингла: “People Are Strange” и “Love Me Two Times”.
Ни один из них и близко не приблизился к повторению успеха “Light My Fire, достигнув 12-го и 25-го места соответственно, но они все равно не менее ценны и любимы для поклонников группы и обе входят в сборники лучших песен The Doors. С появлением интернета эти две песни являются одними из самых популярных по количеству просмотров.
Альбом можно считать успешным, даже сюрреалистическая обложка альбома "Нью-йоркские уличные артисты", сфотографированная Джоэлом Бродски, стала символом той бурной эпохи, узнаваемым пережитком определенного времени, когда все, чем страннее, тем лучше, было не только возможно, но и поощрялось. Всеми.
Как это часто бывало на альбомах the Doors, некоторые мелодии, которые привлекли наименьшее внимание радиоведущих, были одними из самых инновационных и захватывающих. Здесь так называемые песни-наполнители, такие как “You're Lost Little Girl”, “Unhappy Girl”, “I Can't See Your Face in My Mind” и “My Eyes Have Seen You”, включали в себя некоторые из самых вдохновенных стихов Моррисона и великолепную игру музыкантов в тот напряженный год, и они до сих пор звучат современно сегодня.
"My Eyes Have Seen You" была взята с демо, записанного еще на студии World Pacific. Правда, ее пришлось по настоянию Брюса Ботника радикально изменить. Тоже самое было сделано и с "Moonlight Drive". Они включили партию слайд-гитары. Робби играл на гитаре, которая принадлежала брату Рэя.
Рэй в своих мемуарах уверял, что песня "You're Lost Little Girl"была написана к свадьбе Фрэнка Синатры и Мии Фарроу. Однако Робби, как автор песни, утверждает, что это не так:
" На самом деле - это не так. Это мой второй опыт в написании песен. Сначала я придумал басовую партию и на нее сочинил песню. Текст совсем простой. Я попросил Джима дописать второй куплет, но Джим сказал, что она и так красива. И просто спел этот куплет дважды."
Как и в случае с первым альбомом, большая часть песен была группой написана и записана раньше. Они их исполняли много раз на концертах. Поэтому процесс записи была совем недолгим. Напримре, соло гитары для People Are Strange было записано с первого дубля, а на You're Lost Little Girl - со второго, после того как Пол выгнал всех из студии, чтобы не мешали Робби, и тот сделал соло за считанные минуты.
Но, как и в случае с альбомом номер один, именно грандиозный финал Strange Days, “When the Music's Over”, по праву привлек к себе самое пристальное внимание на 11 минут. Он был лишь немного короче, чем “The End”, и хотя ему не хватало лирического шока, присущего его предшественнику, его рассказ и его подача были эпичными сами по себе. Во время задумчивой, извилистой, часто экзотической мелодии, которая попеременно то растягивалась, то затухала, то усиливалась, Моррисон неоднократно просит нас “выключить свет, когда музыка закончится". По мере того как он раскрывал свое гипнотическое состояние чуть ли не летаргического сна, Кригер, Манзарек и Денсмор импровизировали и исследовали это состояние, создавая драму с помощью своей музыки, которая постепенно ускорялась.
Описывать песню или рассказывать ее - бессмысленное занятие. Здесь мы воспринимаем Моррисона таким, каким никогда раньше его не слышали: раскованным, одержимым, демоническим, пугающим. “Спасите нас!” - кричит он. “ Господи! Спаси нас.”
“When the Music's Over” по-прежнему заставляет слушателя затаить дыхание. Она напоминает нам, что музыка - наш “особый друг”, наш “единственный друг”. "До самого конца. До конца. До... конца.” Но спасет ли она нас?" Это рок-театр в его самом театральном проявлении. Мы опустошены. Как и многое другое в том году, the Doors научили нас тому, что наша музыка не знает границ.
"When The Music's Over" записывалась в несколько заходов. Джим загулял. В ночь перед началом записи он застрял в каком-то неизвестном доме, накачавшись и алкоголем и кислотой. Но он позвонил Робби и сказал, что обязательно приедет в студию утром. На утро Робби, Рэй и Джон поняли, что ждать Джима бесполезно. Они решили начать запись без него. Но это было сложно, Джим всегда делал какие-то подсказки, когда они играли в живую и никогда не играли ее дважды одинаково.
Роль вокалиста исполнил Рэй, и они записали инструментальную версию. Когда Джим пришел в себя и заявился с извинениями в студию, решили наложить его голос на запись. Как ни странно было слышать, но Джим абсолютно точно просёк запись и исполнил свою партию великолепно со второго дубля. Брюс Ботник сделал микс, используя, фейдер, пропустил звук гитарного усилителя через микрофон, через микрофонные предусилители и много через чего еще.
Но если бы это было все. Закончив один из дублей, Робби пришел в аппартную, где Брюс прослушивал партию гитары, но забыл выключить предыдущий дубль. Дубли были разными, но отлично пересеклись и дополнили друг друга. Звук был потрясающим и было решено его оставить для альбома.
Подобные счастливые случайности - лучшие моменты студийной работы. И символически это соло - квинэссенция того, что представляли собой The Doors: совершенно разные части объединяются так, что каким-то образом вместе звучат естественно. Удивительное, безумное музыкальное совпадение.
Джим Моррисон и the Doors продержались еще всего четыре года, но благодаря этим первым двум альбомам, сделанным в один и тот же славный год, мы были с ними... до конца. Until the end.
==============
И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.
Еще о The Doors.
- Робби Кригер- Подожги эту ночь
- Дорз - Книга Джона Денсмора
- Light My Fire
- Riders On The Storm
- L.A. Woman - Осторожно
- Дорз продают авторские права и судятся в судах