50 лет прошло после выпуска последнего альбома Дорз - The Full Circle (1972 г), после чего Рэй, Джон и Робби решили прекратить деятельность как группа. Правда, время от времени что-то похожее на Дорз все-таки всплывало на рок-сцене, типа The Doors Of The 21 st Century. Но понятно, что это мало имело отношения к первоначальным Дорз.
=============
"Я сидел в темноте голливудского кинотеатра Cinerama Dome, когда вдруг тишину нарушил призрачный треск лопастей вертолета. Экран утонул в тропических джунглях. Затем зал наполнился отчетливым звучанием моего Gibson Special. Моя гитарная партия из The End звучала поверх кадров заката в оранжевом дыму. Голос Джима, уходящий в эхо, сливался со взрывами напалма в джунглях. Под гремящий тамбурин Джона через экран пролетали вертолеты. А орган Рэя Vox Continental будил капитана Уилларда. The End звучит во время напряженного, кровавого финала - уверен Джиму бы очень понравилось. Впервые наша музыка стала саундтреком к фильму" (Робби Кригер)
Группа записала The End за 12 лет до этого, а исполняла живьем в последний раз в 1971 году. Эта песня меня удивила сразу - не потому, что я хорошо знал английский и пытался со своими школьными знаниями понять о чем в ней речь. Нет. А потому что она появилась на первом альбоме группы. То есть в самом начале творчества... и вдруг она венчает их первый альбом. Странно для группы, которая в самом начале творчества предрекает свой конец.
"Забавно думать, что все начиналось с недосочиненной песни о любви. Все мы были уверены, что Джим написал песню о своей второй девушке Мэри, которая переехала из Флориды в Лос-Анджелес, чтобы поступить в киношколу. Она подрабатывала в клубе, но не была достаточно безумной и эксцентричной. Безбашенность Джима ее пугала и была для нее перебором. Так что она рассталась с ним. Когда Джим впервые показал мне текст The End, все что я сказал - это песня о завершении отношений" (Робби Кригер).
Песня не была завершена и не дотягивала даже до 3-х минут. Робби подумал, что стиль рага очень даже бы подошел к ней. Она строится вокруг одного аккорда и имеет свойство все удлинять. Бас исполнял Рэй левой рукой. Песня давала возможность импровизировать до бесконечности. Тем не менее Джим добавлял куплет за куплетом. Так появились образы королевского шоссе, синего автобуса и золотого рудника. И постепенно идея о трехминутном формате как-то сама собой растворилась.
"Мы всегда звершали этой песней свое выступление, что очевидно из ее названия. За исключением одного раза, когда мы с нее начали" (Робби Кригер)
Песня дает полную свободу импровизации, чем Джим часто пользовался и вводил в замешательство своих партнеров. Вот как Робби Кригер описывает одно из таких выступлений.
"Убийца проснулся перед рассветом ..."
Когда мы дошли до середины песни, Джим начал придумывать новые строчки песни, которые мы раньше от него не слышали.
"Он надел сапоги.."
Мы не знали, что он выдаст дальше, но, как всегда , было ужасно интересно. Пока Джим "писал" свой рассказ, весь зал замер. Все затаили дыхание, слушая историю, как убийца шел по коридору.
"Отец?" - "Да, сынок" - "Я хочу убить тебя"
Зал замер...
"Мама...Я хочу..."
Многие вспоминают, как были возмущены, когда услышали "Эдипов крик" Джима на нашем первом альбоме. А теперь представьте, что чувствовали мы, находясь с ним на одной сцене. Мы с Рэем и Джоном подхватили идею Джима и довели ее до какофонического, взрывоопасного состояния, до той чертовой кульминации, а затем вывели все в спокойное завершение. В фильме The Doors показывают, что Джим рухнул на сцене. Но это не так. Он стоял перед стойкой микрофона с каменным лицом и смотрел на толпу. Сначала была гробовая тишина. А потом раздались громкие аплодисменты, которых мы никогда в своей жизни больше не слышали.
В фильме показано, что Дорз после этого выступления уволили. Но на самом деле они еще раз семь играли в этом клубе. Робби говорит, что этот клуб принадлежал корумпированному полицейскому, связанному с мафией. Уж они-то привыкли к разным непечатным словечкам.
Робби Кригер:
"Мы наконец-то поняли, что у The End появился недостающий элемент и поспешили закрепить его на пленке, без каких-либо потерь. Перед записью Джим принял свою дозу и начал распеваться, громко произнося: "К черту мать, убей отца! К черту мать, убей отца!". Я пытался его успокоить:" Да, хорошо, чувак..!" Нас его поведение не испугало. Он был готов к записи. Нам потребовалось всего два дубля. Теперь нужно было соединить эти два дубля в один. Но одна из нот фортепианного баса Рэя не совпадала в той точке, где два дубля должны соединиться. Но как удалить ноту одного инструмента, не трогая при этом все остальное? Пол (Ротшильд) аккуратно почистил ленту, убавив шум. Затем пометили карандашом то место с нотой, потом с помощью лезвия бритвы извлекли тот фрагмент из центра полудюймовой ленты. Потом Пол нашел ту самую ноту во втором дубле и вставил ее в нужное место. Брюс (Ботник) сказал, что склейка пришлась на то место, где начинается "Эдипов" фрагмент и по его словам, если слушать в наушниках можно усышать легкое изменение тона фортепианного баса Рэя. "
Робби признается, что даже после миллионного прослушивания этой песни, он так ничего и не заметил.
The End - одна из лучших песен группы. Она обладает особой силой. затмевающей все остальные песни группы. Она заставила в молчании слушать ее весь клуб, она заставила Копполу использовать ее дважды в его знаковом фильме. Иногда песня - это прото песня. Иногда же это заклинание.
"Это конец, мой прекрасный друг... Это конец, мой единственный друг, конец. Мне больно отпускать тебя, но ты никогда не последуешь за мной. Конец смеху и слезам, конец ночам, в которые мы пытались умереть... Это конец"
============
Использованы воспоминания Робби Кригера.
Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.
Еще о Дорз
- Робби Кригер- Подожги эту ночь
- Дорз - Книга Джона Денсмора
- L.A. Woman - Осторожно, двери закрываются.