Довольно давно я начал цикл статей об альбомах американской группы The Doors. Но начал немного нелогично - с последнего альбома L.A.Woman. И медленно двигался к первому. Но вот остановился на Waiting For The Sun. Теперь я подумал, что, наверное, пора бы как-то эту тему завершать. Сегодня предлагаю поговорить о Waiting For The Sun.
================
За время своего недолгого существования The Doors выпустили шесть студийных пластинок и один концертный альбом, и все они попали в топ-10 Billboard. Однако, как напоминают нам примечания к 50-летнему юбилейному подарочному изданию 1968 года "Waiting for the Sun", выпущенному в 2018 году, это единственный из их альбомов, который добрался до вершины чартов. Это не делает его их лучшим релизом — некоторые вокальные партии Джима Моррисона здесь на самом деле ниже некуда, хотя не все это слышат, как и некоторые композиции. Тем не менее, в этом третьем альбоме Doors есть многое, что может понравиться, и нетрудно понять, почему он так хорошо зарекомендовал себя в коммерческом плане. Если дать оценку парой слов - альбом хорош, кто бы что про него ни говорил.
Он открывается заразительной “Hello, I Love You”, которая в качестве сингла также возглавила чарты. Альбом включает в себя два запоминающихся очевидных отклика на войну во Вьетнаме: “Неизвестный солдат”, где Моррисон поет: “Пуля попадает в голову, и все кончено для неизвестного солдата”; и “Пять к одному”, где он заявляет, что “у них есть оружие, но мы возьмем числом”. Также здесь мы встречаем “We Could Be So Good Together”, оставшаяся от сессий предыдущего альбома Strange Days; “Not to Touch the Earth”, которая звучит так, как одна очень уместная для этого альбома композиция; и нетипичная а капелла (наполовину) “Моя дикая любовь”. Пожалуй, самое примечательное, что на пластинке необычно много песен, которые больше тяготеют к нежному фолку, чем к хард-року: Такая как - “Spanish Caravan”, в которой великолепно играет на гитаре Робби Кригер в стиле фламенко; меланхоличные “Summer's Almost Gone”, “Wintertime Love” и “Yes, the River Knows”; и бодрая, с фортепианным привкусом “Улица любви”.
Вот как звучит “Испанский караван”.
Альбом вышел летом 1968 года и является третьим по счету альбомом группы. В него входит 11 композиций, написанных не только для этого альбома, но также более ранние произведения. Звукорежиссером на альбоме попрежнему был Брюс Ботник, а роль продюсера выполнял Пол Ротшильд. У альбома было несколько переизданий - в 1999 и 2018 году. Выпускающим лейблом была как и ранее Elektra. Предполагалось, что поэма Джима “Celebration of the Lizard” первоначально должна была занять одну из сторон альбома, но в итоге от этой идеи отказались. Единственное, чего не было на этом диске, так это песни Waiting For The Sun. Она тогда еще не была написана, но уже сама фраза "в ожидании солнца" видно, крепко засела в голове Джима. И песня с таким названием появилась только на пятом альбоме Дорз.
Первые версии песен делались в монофоническом режиме с помощью единственного микрофона, который находился в 30 или 40 футах от сцены, и качество звука была неважное. Эти треки сохранились в архиве группы. Но Ботник утверждает, что это одно из лучших живых выступлений Doors за всю историю их записей. Например, прочтение “Hello, I Love You” гораздо более интенсивное и зажигательное, чем "попсовое" на альбоме, версия которой поднялась в чартах ("попсовое"- это выражение Ботника).
Робби Кригер вспоминает:
"Нам часто говорят, что мы содрали Hello, I Love You" у Kinks. Но если честно, мы взяли часть у Cream. Это все Джон виноват - он начал имитировать игру Джинджера Бейкера на их знаменитой Sunshine Of You Love. Hello, I Love You была изначально записана еще до моего прихода в группу. И мы несколько раз пытались ее перезаписать для предыдущих альбомов. На момент записи Waiting... у нас закончился старый материал. Осталась пара песен, и вот Hello I... одна из них. Пришлось выкручиваться. Возможно фузз моей гитары был немного тяжеловат. Но вместе с барабанами Джона именно он и позволил песне выделиться. Ну и потом, мы дополнили партию гитары слайдером, тремоло и эффектом эха. Правда, я там немного сбился, это слышно на записи, но это наоборот убрало некоторую монотонность песни. И мы не стали исправлять."
Послушайте “Back Door Man” с концерта в Копенгагене, 1968
"Yes, The River Knows" была написана Робби Кригером, который опять вспомнил свои четыре элемента - огонь, вода, воздух и эфир. Но здесь вместо огня была вода. Рэй добавил немного нового звука, сыграв свою партию на рояле вместо Vox Continental. Голос Джима на этой песне просто великолепен.
В "Spanish Caravan" авторство тоже принадлежит Робби. Он решил использовать свои старые навыки игры на акустической гитаре. Здесь он копирует испанского композитора Исаака Альбениса. Робби предложил добавить гитарное соло - фламенко минуты на три. Он усердно тренировал его для записи. Но все сошлись на том, что песня становится слишком длинной и соло пришлось вырезать. Робби не возражал, но когда он узнал, что мастер-кассета потом исчезла из студии, он был просто убит горем.
Как я уже сказал, от поэмы Джима The Celebration of the Lizard, которая длилась на их концертах 17 минут, пришлось отказаться. Но ее часть Not To Touch The Earth. была включена в альбом как отдельная песня.
Робби Кригер:
"У меня не получалось сконцентрироваться на главной мелодии песни - одновременно перебирать струны, играть тремоло и еще выдавать "эхо" при помощи педали, так что я попросил Пола Ротшильда стоять за мной и дергать рычаг тремоло в нужное время."
Именно после этой песни за Джимом закрепилось прозвище "король ящериц". Последняя строчка этой песни осталась из самой поэмы, поэтому может быть не всем понятно с чего бы это у песни такое окончание: "Я -король ящериц, я могу делать, что угодно". Но королем ящериц был не Джим, а персонаж его поэмы, но прозвище закрепилось. Кстати, раньше у Джима была куртка с пришитой к спине "кожей ящерицы". А уже после его смерти один из видов игуан был назван в честь Джима "Barbaturex morissoni, что в переводе значит "Бородатый царь Моррисон".
Пол Ротшильд подошел к записи песни The Unknown Soldier со всей ответственностью - в то время были сильные антивоенные настроения в американском обществе. Текст Джима ему понравился. Что касается музыки, то он стал изучать все хиты того времени, собирать среднюю статистику по продолжительности песни, часто используемые ходы. Но песня провалилась, несмотря на все усилия Ротшильда.
Здесь интересно, что продюсер Пол Ротшильд заставлял участников группы записывать и перезаписывать по нескольку раз одни и те же партии, объясняя, что он ищет совершенства. Иногда это срабатывало, иногда -нет. Сначала писались барабаны, в последнюю очередь вокал. Когда доходила очередь до Джима, он уже был в приличном подпитии. К примеру этой рутины записи, для The Unknown Soldier было сделано около сотни дублей. Энтузиазм Джима сошел на нет. Он стал приводить в студию своих собутыльников и коротал с ними время где-нибудь в уголке. Но иногда они выбирались из укромных мест и начинали бродить по студии в поисках чего бы им выпить. Это раздражало всех. В конце концов, Пол вышвырнул их всех из студии. Джим, как верный друг, тоже заявил, что он уходит. Правда, проспавшись на утро, он уже о своем уходе не вспоминал.
Завершает альбом Five To One. Весьма политизированная песня специально поставлена последней. Она должна была закрепить идею всего альбома и остаться в душах поклонников. Серьезный текст, вроде бы, должен настроить слушателя на какие-то действия. "Твои танцульки закончились" - вопит в микрофон певец, как призыв к анархии. Все звучит круто, но Джим вообще не попадает в ритм.
"Если закроешь глаза, то сразу чувстуешь энергию рассерженного продюсера, напряжении троих коллег Джима, которые пытаются отполировать запись всеми доступными техническими средствами, в надежде, что что-нибудь все-таки получится из этих дублей"- говорит Робби.
============
В итоге всей этой напряженной работы Waiting For The Sun вознаградил всех участников хорошими результатами и сингл и альбом достигли первого места в Биллборд. Первое место - достойная компенсация за те усилия, которые были вложены, а для Джима хороший повод не менять ничего в своем поведении, а для всех других - смириться со всем этим.
=================
И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.
Еще о Дорз
- Робби Кригер- Подожги эту ночь
- Дорз - Книга Джона Денсмора
- Light My Fire
- Riders On The Storm
- L.A. Woman - Осторожно
- Дорз продают авторские права и судятся в судах