Однако я хотел бы остановиться не на его технических данных, которых в интернете полно, а на событиях и людях, с ним связанных. Обычно это остаётся на втором плане, а меж тем зачастую очень интересно.
Конец XIX - начало ХХ века, идут в рост молодые государства и остро соперничают друг с другом. К тому времени Аргентина и Чили уже обладали достаточно мощными для своего региона флотами. Бразилия в этом плане отставала, но наступило и её время. Мировое потребление каучука и кофе росло как на дрожжах, а Бразилия была монополистом в производстве каучука и экспортировала более 50% мирового потребления кофе.
Страна стала получать огромные доходы, появились средства и на строительство новейших боевых кораблей. Было принято решение разместить в Британии заказ на три броненосца и целую флотилию кораблей поменьше. Однако в феврале 1906 года был спущен на воду британский "Дредноут" и все броненосцы мгновенно стали устаревшими.
Бразильцы поменяли планы, теперь англичане должны были построить для них три дредноута, заказ был размещён в августе 1907 года. И Бразилия вырвалась в число мировых лидеров по таким кораблям, ибо кроме Британии и США, ни Германия, ни Россия, ни Франция таковыми пока не обладали. "Минас Жераис" и "Сан-Паулу" строились практически одновременно на верфях Армстронга и Виккерса.
Ходили упорные слухи, что корабли-то эти на самом деле отправятся впоследствии в Германию или Японию, газеты их усиленно раздували. Палата общин возбудилась и стал муссироваться вопрос - а отдавать ли вообще эти корабли Бразилии, несмотря на неоднократные заверения её правительства, что никому оно их передавать не будет. Меж тем уже был заложен третий, "Рио де Жанейро".
Как бы там ни было, два вооруженных двенадцатью 305-мм орудиями в шести башнях корабля были достроены и в 1910 году переданы Бразилии.
Но что за люди на них служили? Офицерский состав состоял практически только из белых, а матросы и старшины были смесью из негров, мулатов и других разновидностей людей с тёмной кожей, потомков рабов с плантаций. Большое количество их происходило из городских низов, плохо или совсем необразованных и достаточно криминализированных.
Недаром для поддержки штанов на перегон в Бразилию на этих кораблях отправились английские инженеры и другой технический персонал.
Вот несколько снимков с "Минас Жераиса", 1910 год. Погрузка угля:
На верхней палубе:
Похоже, морская пехота на его борту, хотя написано просто "моряки"
Телесные наказания на флоте были отменены только в ноябре 1889 года, но повсеместно продолжали применяться. Обычно они состояли в ударах палками по рукам или порке плетьми. Кроме того, питание было безобразным, на кораблях тропической страны нередки были вспышки цинги. Жалованье выплачивалось нерегулярно.
Удивительно ли, что на флоте давно зрело восстание, особенно повлияло то, что моряки с новостроев, побывавшие в Британии, видели совсем другие порядки на английских кораблях.
И вот вскоре поле прибытия на родину, в ноябре 1910 года, порке был подвергнут, толерантно говоря, афробразилец Марселино Родригеш Менезес. Целых 250 ударов плетью. В основном обтекаемо пишется, - за нарушение дисциплины, хотя я раскопал, что он полоснул бритвой сослуживца. Обычное для тех мест дело.
Кстати, когда я был в Рио на своём буксире, местный чичероне, возивший нашу четвёрку по городу, предупредил: уж если так получится, что у нас будут что-то отнимать, особо не упираться, ибо можно запросто получить бритвой по роже. Правда и отнимать-то, кроме моей простенькой фотомыльницы было нечего, так что пронесло.
Позже президенту страны доложили, что спина Менезеса выглядела как кефаль, надрезанная для засолки. Восстание вспыхнуло сразу почти на всех новых кораблях. Их совместная мощь во много раз превышала силы остального флота. Убили несколько особо ненавистных офицеров. События получили название "Восстание плети".
Перед полуночью 22 ноября повстанцы отправили президенту телеграмму, в которой говорилось: «Мы не хотим возвращения тибата [плети]. Мы просим об этом президента республики и министра военно-морского флота. Мы хотим немедленного ответа. ... Если мы не получим такого ответа, мы уничтожим город и не восставшие корабли».
И когда ответа не получили, начали обстрел Рио и окрестностей, правда, не из главного калибра. В конце концов власти пошли на попятную, было дано много обещаний, объявлена амнистия восставшим. Как и положено, позднее часть из них была убита разными способами, часть сослана на плантации, но основная масса уволена и отправлена по домам. Так что для поддержания технического состояния кораблей временно были наняты гражданские моряки с португальских судов.
Тем временем, 9 декабря члены экипажа «Риу-Гранде-ду-Сул» , единственного из крупных новых военных кораблей Бразилии, не принимавшего участия в «Восстании плети», подняли мятеж, но не набрали достаточно сил, чтобы захватить корабль. Вскоре после этого взбунтовался батальон морской пехоты на военно-морских объектах на острове Илья-дас-Кобрас. Эти выступления были подавлены, но всё вместе едва не сыграло катастрофическую роль в судьбе строившегося третьего дредноута.
Если коротко, то кандидат в президенты Руи Барбоза выступил с пламенной речью - а на кой нам эти корабли, которые представляют такую угрозу для государства, при том, что воевали мы всегда на реках? Не лучше ли от них избавиться в пользу создания более подходящего речного флота?
Все эти события привели к тому, что бразильское правительство решило заморозить строительство "Рио де Жанейро", а позже и аннулировать контракт.
Но произошли некоторые изменения в администрации. Новый военно-морской министр считал, что корабль нужен, да не такой, как два предыдущие, а мощнее, так что решили увеличить его размеры и добавить ещё одну башню, доведя количество орудий главного калибра до четырнадцати.
А англичанам что - любой каприз за ваши деньги. Тем более, что капризов хватало, бразильцы желали наиболее комфортных условий, в связи с чем были даже упразднены некоторые водонепроницаемые переборки. Да судите сами, размеры кают-компании должны были составлять 25,9 на 18,3 м, неслыханное дело на британском флоте.
«Рио-де-Жанейро» был перезаложен 14 сентября 1911 года судостроителями компании «Армстронг» в Ньюкасл-на-Тайне. Для работы по новому контракту была нанята рабочая сила, а поскольку строительство корабля планировалось завершить в 1913 году, требовались ночные смены и сверхурочная работа.
Работа закипела и тут начались неожиданности. А для их понимания вернёмся в Бразилию лет на 40 раньше. Как вы помните, одной из основ благосостояния страны была монополия на производство каучука. В целях её сохранения была введена смертная казнь даже за попытку вывоза семян дерева-каучуконоса гевеи. Но ведь существует невидимая рука рынка...
Разве могли британские джентльмены равнодушно смотреть на обогащение Бразилии? В 1876 году проживавший там биолог, ботаник, в общем, натуралист Генри Уикхем получил предложение вывезти партию таких семян за щедрое вознаграждение. Правда, в случае поимки британское правительство будет отрицать свою причастность к этому делу и не станет помогать ему выпутаться.
До этого такие попытки предпринимались, но вырастить деревья даже в оранжереях не удалось ни разу. Так что мистером Уикхемом, как британским учёным, двигал и научный интерес. К делу он подошёл так. В течение нескольких месяцев отправлял на пароходах партии рассады орхидей в корзинах с землёй, причём каждый раз закатывал скандалы по поводу якобы повреждений цветов при проверке таможней.
В конце концов так всех достал, что корзины потрошить перестали, и тут настал его час. С очередной партией орхидей он уехал сам, увозя в корзинах десятки тысяч семян, собранных собственноручно в джунглях. Впереди его ждал чек на 10 тысяч фунтов стерлингов, рыцарское звание, посвященная ему книга, написанная его тестем, и безбедная жизнь с женой и с семьей брата до глубокой старости.
70 000 семян проросло и их побеги вывезли на Цейлон, а потом по мере размножения деревьев, гевея была распространена на британские плантации во многих тропических азиатских странах. Так что в начале ХХ века Бразилия получила сокрушительный удар по своей экономике, её монополия на каучук рухнула, появились конкуренты, доходы заметно уменьшились
Как будто этого было мало, в 1906 году случился кризис перепроизводства кофе, цены упали до смешных 16 центов за килограмм. Пришлось срочно сокращать плантации, излишки кофе сжигались или топились в море.
Займы в Европе в результате депрессии после Балканских войн получить стало невозможно, платить за постройку дредноута стало нечем. В последние несколько месяцев 1913 года «Рио-де-Жанейро» стоял у причала, но никаких работ на нем не велось. Со временем корпус корабля приобрел темно-красный цвет, и теперь он был известен как HMS Rust (ржавчина).
Эти факторы заставили Бразилию выставить корабль на продажу в октябре 1913 года, и 28 декабря он был куплен Османской империей. Линкор достраивался под названием "Султан Осман I". Заодно заказали ещё один, "Решадие", более мощный, с десятью орудиями калибра 343 мм.
Так ли уж богаты были турки? Для регулярного внесения платежей был взят крупный кредит во Франции, продали драгоценности свергнутого султана, пустили в дело его счета в зарубежных банках, наконец, объявили сбор средств по стране. По всей Турции школы, кафе, крестьяне, рыбаки и торговцы делали все возможное, чтобы внести свой вклад в покупку этого корабля. Крестьянки стриглись для вклада в постройку линкора, продавая свои волосы! Все платежи вносились в полном объёме и в установленные сроки.
Ещё в январе 1914 года для наблюдения за достройкой в Британию прибыл со своими офицерами его будущий командир Рауф Орбай, известный своим отличным командованием крейсером "Хамидие" во время балканских войн
Оба корабля ожидались в Стамбуле в конце июня 1914 года, но не позднее июля. В Константинополе британская военно-морская миссия взяла на себя задачу найти 500 членов экипажа в качестве ядра для "Султана Османа I". Рекруты были набраны из рыбацких деревень и прибрежных городов вместе с пастухами из внутренних районов. В Турции не было средств для их адекватного обучения, но миссия делала все, что могла до мая 1914 года, когда основной экипаж был отправлен в Великобританию.
Но турки не знали, что творилось за их спиной. Ещё с июня Армстронгу было предложено замедлить процесс завершения строительства «Султана Османа I», это же сделал Виккерс относительно "Решадие". Как говорится, "войны никто не хотел, поэтому она была неизбежна". Англичане прекрасно видели, к чему идёт дело в Европе (чему и сами немало поспособствовали), а в контракты по постройке кораблей для других государств всегда вносился пункт, что в случае особых политических событий корабли эти могут быть Британией реквизированы, само собой с выплатой заказчику внесённых за них денег.
Так зачем же спешить с передачей их Турции, при том, что известно, насколько сильны в Турции прогерманские настроения? И не забывайте, что Турция продолжала оставаться "Больным человеком Европы". Империя слабела и обширные территории на востоке с богатейшими запасами нефти должны были перейти к более достойному хозяину. Надо ли говорить, кто им оказался в итоге?
Только 7 июля 1914 года «Султан Осман I» впервые вышел в Северное море для испытаний. Потом его поставили в док для очистки корпуса от обрастаний. На мерной миле его турбины развили мощность 40 000 л.с. и он показал скорость 22,42 узла. На снимке корабль возвращается с испытаний. Над орудийными башнями в центре ещё существует шлюпочная палуба
2 августа было датой, когда Рауф-бею было обещано, что корабль будет передан ему, и в этот же день Турция произвела окончательный платеж.
Однако ещё 31 июля Первый лорд Адмиралтейства Черчилль писал королю: «я взял на себя ответственность запретить выход турецкого линкора «Осман» с одобрения премьер-министра. Если начнется война, он будет называться – если Ваше Величество одобрит – Азенкуром…»
Рауф-бей планировал поднять турецкий флаг на «Султане Османе I» на церемонии 2 августа в 8 часов, но в тот день британская пехотная рота поднялась на борт и турецкий экипаж был выведен с корабля обратно на «Нешид», пароход, на котором они прибыли из Турции. Турки остались на нём под арестом до отправки домой.
Неважно, какие пункты были в контракте, насколько «законными» были действия британцев, для каждого турка акт захвата британским правительством двух их дредноутов был национальным унижением. На протяжении многих лет имперская Германия предупреждала турецкое правительство о «Коварном Альбионе», и, наконец, вот доказательства. Турция заплатила за «Султана Османа» до последнего пенни, но, несмотря на это, законный экипаж был снят с дредноута штыками, без предложения компенсации. (Турция так и не получила впоследствии ни лиры). Если и были пробританские настроения внутри страны, одним этим действием они трансформировались в негодование или ненависть, и прогерманская партия стала доминирующей.
Турция стала союзником Германии в войне. Потерянные корабли были частично замещены "Гебеном" и "Бреслау", хоть и с немецкими командами, но под турецким флагом.
"Азенкур" - место, где англичане нанесли сокрушительное поражение французам. По-английски оно пишется "Agincourt", флотскими остряками переделанное в A Gin Court, что можно перевести и как "Дворец джинна", с намёком на восточную роскошь внутренних помещений. Такого комфорта англичанам на своих кораблях видеть не приходилось.
Корабль стали избавлять от прекрасной деревянной мебели, турецких ковров и прочих горючих материалов. Убрали также и шлюпочную палубу над средними башнями. Кстати, по традиции они именуются буквами латинского алфавита, но здесь им официально присвоили цифровые обозначения, а неофициально они именовались днями недели, как раз семь. Башня "Четверг" - мило, не правда ли?
Линкор поучаствовал в Ютландском сражении, правда, и сам не пострадал и врагу не нанёс сколько-нибудь значимого урона. А когда он произвёл бортовой залп всеми орудиями, наблюдавшие это посчитали, что на нём взорвался боезапас, настолько могучей была вспышка.
Далее ничего такого он не совершил, а согласно Вашингтонскому договору об ограничении морских вооружений, в 1925 году пошёл на слом. Ни один корабль Великого флота не был так любим его командой (за комфорт), и в течение многих лет после этого жители "Азенкура" оплакивали его кончину. Часть команды во время войны:
Кстати их тоже набирали с бору по сосенке, с самых разных кораблей и вплоть до мелких преступников, согласившихся служить на борту, которым отменили приговоры и они были переведены из различных военно-морских тюрем и лагерей для задержанных.
Так вот, эти просоленные моряки никак не были готовы пользоваться так называемыми "туалетами турецкого типа", вот такими:
Это же ужас, где нормальные унитазы? Пришлось их устанавливать взамен "чаш Генуя", они же на нашем флотском языке "ду́чки".
Хотя в Википедии есть целая статья, посвящённая этому процессу, начинающаяся со слов: "...Поза для дефекации на корточках более физиологична, идеальна и расслаблена..." И так далее, там много полезного пишется.
Ну, и уж если идти до конца в этой интереснейшей теме, с английскими унитазами пришлось здорово помучиться японцам, когда во флот "Страны восходящего солнца" начали поступать первые корабли британской постройки. Английские инструкторы никак не могли въехать, почему японцы мостятся на унитаз с ногами, да ещё и развернувшись на 180 градусов, лицом к переборке?
А дело в том, что в Японии чаши Генуя, если их так можно назвать, как раз и предполагают такую позу, спиной к двери. И поручень рядом с рулоном для надёжности предусмотрен:
Вот такая она, военно-морская история, чего только не узнаешь...
......................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала6