Автор КУЛГАНОВ В. А. — доктор мед. наук, профессор СПбГУ, Санкт-Петербург
Если понимать психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом.
Старший дошкольный возраст является критическим с точки зрения как психологии («кризис семи лет»), так и медицины (возрастает риск возникновения психосоматической патологии и нервно-психических срывов). Объективная кризисная ситуация развития в этом возрасте сопровождается сложным комплексом собственных переживаний ребенка.
Для эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста остается чрезвычайно важным, чувствует ли он в семье, что его любят, значим он для родителей или нет, как он сам относится к ним. Только (или почти только) семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье, разумеется, семья полноценная. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем и благополучием.
Эмоциональное благополучие, как и счастливое детство, возможно только в счастливом доме. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности. При этом одновременно они стимулируют и направляют его развитие.
Поступление в школу и начало учебы — серьезные моменты в жизни старшего дошкольника. У многих учеников интенсивность обучения провоцирует напряженность, утомляемость, неуверенность, неудовлетворенность. Дети остро переживают неудачи в школе. Причиной этого часто является отставание в развитии психических процессов. Это может привести в дальнейшем к целому комплексу проблем: психическим травмам, формированию отрицательных черт характера.
Наличие достаточно высокого процентного количества детей с высоким уровнем тревожности, связанной со страхами самовыражения, ситуации проверки знаний, несоответствия ожиданиям окружающих, свидетельствует о тенденции нарушения гармонии равновесия между ребенком и социумом. Следовательно, следует предполагать, что у учащихся будут возникать проблемы в психологическом, а в дальнейшем — и в психическом здоровье.
Для первоклассника главной фигурой социума, в который он попадает с началом обучения, является педагог. Это указывает на необходимость более пристального внимания не только к формированию педагогических функций и умений, но и к личностным особенностям учителя.
Один из наиболее перспективных путей оптимизации взаимоотношений учащихся и педагогов — это применение активных групповых (игровых) методов в работе.
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
Психологические исследования детей показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы. В одном случае они способствуют, в другом — препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя в этом мире. Те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, трудностям в общении со сверстниками, иными словами — к низкому потенциалу самореализации.
В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирование индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний.
По данным ученых, наибольшее число неврозов наблюдают у первоклассников. Поступление в школу, переход к более взрослой жизни происходят достаточно тяжело, зачастую возникают акцентуации, в ряде случаев — невротические, неврозоподобные и психосоматические расстройства.
В это время отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Представляется важным проследить, каким именно образом они изменяются, чтобы не допустить возможных отклонений в нервно-психологическом развитии детей, помочь членам семьи в целом легче адаптироваться друг к другу и пройти этот период без серьезных конфликтов и утрат.
При поступлении в школу существенно возрастают физические нагрузки, прежде всего статического характера. Изменяется режим питания, сна и бодрствования. При этом серьезно повышаются требования к уровню развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления); интенсифицируется процесс социализации (повышаются требования к ответственности ребенка, его личностным качествам). Большие требования предъявляются к способности ребенка к саморегуляции своих состояний и процессов.
Ряд авторов подчеркивает важность учета пре- и постнатальных факторов и условий развития, понимая школьную дезадаптацию как результат актуализации психофизиологических дисфункций, вызванных усложнением условий жизни ребенка на фоне сенситивного периода развития. В качестве признаков дезадаптивных состояний школьников рассматривают доминирование расстройств в психоневрологической сфере. Так, по данным исследований, около 12 % первоклассников имеют неблагоприятное эмоциональное состояние, повышенное число страхов, невротические симптомы. Причем среди них мальчики чаще, чем девочки, испытывают отрицательные эмоциональные состояния.
В связи с подобной ситуацией ряд авторов предлагает выделить содержательные показатели психологического здоровья с целью проведения их мониторинга и последующей коррекции. Подобную функцию возлагают на школьные психологические службы. Предполагается организация совместной работы педагогов, психологов и родителей.
В системе психолого-педагогических школьных служб необходимо проводить мониторинг следующих сфер развития ребенка: когнитивной, личностной, эмоционально-волевой, мотивационно-смысловой. Как можно более раннее закладывание основ психологического здоровья будет служить его эффективной профилактикой.
Психологическое здоровье следует целенаправленно формировать. При этом особое внимание уделяется учету внутренней картины здоровья, подразумевающей особое к нему отношение. Она выражается в осознании его ценности, активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.
Под формированием психологического здоровья следует понимать создание возможностей психологически здорового функционирования детей через организацию их жизнедеятельности. Ниже представлены педагогические условия становления психологического здоровья.
- Наличие трудных ситуаций, препятствий в жизни детей. Они способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию. Следует добавить, однако, что интенсивность психоэмоционального напряжения в таких ситуациях не должна превышать индивидуальный порог адаптации, иначе воздействие трудных ситуаций может привести к негативным последствиям в личностном развитии.
- Наличие положительного фона настроения. Здесь предполагается наличие у учащегося способности к самостоятельному сохранению душевного равновесия, то есть способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. По сути, речь идет о развитии саморегуляции у ребенка, в частности регуляции собственных состояний.
- Обучение детей умению быть счастливым. Следует как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. Здесь велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей.
В ряде работ, подчеркивающих адаптивное значение психологического здоровья, способность к эффективной саморегуляции рассматривают как один из основных критериев психического и физического здоровья ребенка. Среди них можно выделить следующие: способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в данном обществе (социальное здоровье); эмоциональная устойчивость, самообладание, совладание с негативными эмоциями, сохранность привычного, оптимального самочувствия (психическое, психологическое здоровье); оптимальная работа всех функциональных систем организма (физическое здоровье).
Способность человека к управлению своим психическим состоянием (саморегуляция на психологическом уровне) может целенаправленно развиваться. Основывается она на самовоздействии ребенка на работу вегетативных функций организма (саморегуляция физиологического уровня), способности к самовнушению, управлению основными психическими процессами.
Процесс целенаправленного формирования способности произвольной саморегуляции у первоклассников должен включать в себя следующие компоненты: формирование у них мотивации к самопознанию, саморазвитию, возможности управлять собой; предоставление учащимся первичной информации об их психических процессах, психических возрастных закономерностях, особенностях протекания психических состояний в разных ситуациях жизни и деятельности; формирование у детей способности распознавать текущие психические состояния, обозначать их; обучение основам саморегуляции и самоконтроля эмоционального состояния.
В частности, эффективным способом регуляции психических состояний может стать овладение детьми основами психорегуляции. Ее эффективность обеспечивается системностью и взаимосвязанностью психического и физического уровней здоровья.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что существует необходимость формирования основ психологического здоровья у детей, начиная с дошкольного возраста. Такое обучение будет служить эффективным средством профилактики психологического нездоровья и иметь адаптивный эффект.
Можно выделить несколько уровней психологического здоровья детей.
- Креативный уровень (ребенок — творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья, его высший уровень, созидательный). Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в психологическом плане родителей, хорошую развивающую среду. Таких детей — около 5—7 % в детском коллективе.
- Адаптивный уровень. В целом это адаптивные дети, но в результате тестирования у них выявляют отдельные признаки дезадаптации. Они обладают повышенной тревожностью, конформностью. Это группа относительного риска. Она составляет около 80 % учащихся и представляет средний уровень психического здоровья.
- Ассимилятивно-аккомодативный — это низкий уровень психологического здоровья. Такие дети не способны к гармоничному взаимодействию с окружающими, не владеют системой механизмов защиты. Они бесконечно меняют мир вокруг себя и при этом не способны к самоизменению в связи с требованиями социума или же имеют эпатажное поведение, аффектированные капризы. Их скрытая дезадаптация часто приводит к соматическим нарушениям. Это дети с высоким индивидуальным развитием и очень низким социально-адаптивным уровнем.
Если в дошкольном детстве социум для ребенка был представлен в основном семьей, то с началом школьного обучения главным для него становится школа. Ребенок начинает функционировать в новой социальной роли, погружается в ситуацию регулярного взаимодействия с педагогом.
Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от перехода из дошкольного образовательного учреждения в школу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. По данным Института возрастной физиологии РАО, половина детей школьного возраста 7—9 лет имеют хронические болезни, около 20 % — нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60—70 %.
Современная образовательная система и учебные программы перегружены предметами, не привязанными к проблемам повседневной жизни, не всегда адекватны интеллектуальному развитию детей. У детей часто теряется интерес к обучению. Они вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь, может вырасти в разные варианты: от соматической слабости (перенапряжение, переутомление деятельностью, несоблюдение основных психолого-педагогических условий при обучении) до социальных проблем (нежелание учиться, конфликты). Эти проблемы усиливаются школьной дезадаптацией. Также в огромной степени они зависят от стиля педагогического общения, состояния самих учителей и их компетентности. Не всегда они учитывают и возрастные особенности школьников, их статус в детском коллективе, работоспособность, способности и состояние здоровья.
Все это приводит к аномалиям психологического здоровья, а именно к поведенческим нарушениям и эмоциональным расстройствам. В этом случае нужна уже специализированная помощь разных субъектов образования (родителей и педагогов) и специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, валеологов, социальных работников). Высокий уровень патологии детей указывает на необходимость создания здоровьесберегающей среды в ДОО и школе, которая заключается в следующем.
- Создание оптимальных внешнесредовых условий (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности).
- Нейтрализация негативизмов и страха получения отрицательной оценки своей деятельности.
- Учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся.
- Допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд.
- Рациональное использование педагогом слов, наглядности действий на уроке.
- Поддержка взаимосвязи между учебными предметами. Подход к обучению должен быть учебно-игровым, трудовым.
- Воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний.
- Оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование здорового образа жизни.
Все эти необходимые условия только способствуют развитию детей, их эмоционального благополучия, а следовательно, уровня их здоровья. Они укрепляют физическое и психологическое здоровье, формируют желание учиться, развивают ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и самим собой.
Источники
- Кулганов В. А. Детский невроз: причины и профилактика // Дошкольная педагогика. — 2003. — № 6 (15).
- Кулганов В. А. Комплексная оценка и прогнозирование здоровья детей // Дошкольная педагогика. — 2019. — № 8 (153).
- Кулганов В. А. Образование родителей как условие повышения их педагогической компетентности // Дошкольная педагогика. — 2020. — № 6 (161).
- Кулганов В. А. Особенности адаптации детей к условиям детского сада // Дошкольная педагогика. — 2015. — № 4 (109).
- Кулганов В. А. Ошибки воспитания и невротизация детей // Дошкольная педагогика. — 2015. — № 2 (107).
- Кулганов В. А. Проблема готовности детей к школе // Дошкольная педагогика. — 2015. — № 5 (110).
- Кулганов В. А. Развитие агрессивности в детском возрасте // Дошкольная педагогика. — 2020. — № 7 (162).
- Кулганов В. А. Расстройства поведения у детей // Дошкольная педагогика. — 2020. — № 4 (159).
- Кулганов В. А. Тревожность и ее проявления у детей // Дошкольная педагогика. — 2020. — № 3 (158)
- Кулганов В. А., Амиреева И. Т., Жанибекова С. С., Жумахметова Б. К., Камбаралиева И. Т. Влияние семейных отношений на психику ребенка // Дошкольная педагогика. — 2017. — № 1 (126).
- Кулганов В. А., Митяева Л. В. Формирование психологического здоровья подростков методами телесно-ориентированной терапии // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (г. Красноярск, 24—25 ноября 2016 г.) / гл. ред. И. О. Логинова. — Красноярск: Версо, 2016.
- Кулганов В. А., Митяева Л. В. Формирование психического здоровья подростков через телесно-ориентированные методы психокоррекции // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: труды XI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24—25 ноября 2016 г. — СПб., 2016. — Т. 11. — Ч. 1.
- Кулганов В. А., Раева Е. В. Влияние нарушений семейных отношений на невротизацию детей // Реформы здравоохранения Российской Федерации. Современное состояние, перспективы развития: сб. тез. / под ред. И. М. Акулина, О. В. Мироненко. — СПб.: Каф. организации здравоохранения СПбГУ, 2017.
- Кулганов В. А., Раева Е. В. Причины детской нервности // Дошкольная педагогика. — 2017. — № 2 (127).
- Кулганов В. А., Раева Е. В., Киселева А. В. Адаптация детей к школе // Дошкольная педагогика. — 2019. — № 2 (147).
- Кулганов В. А., Раева Е. В., Киселева А. В. Взаимодействие детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Дошкольная педагогика. — 2018. — № 8 (143).
- Кулганов В. А., Раева Е. В., Киселева А. В. Влияние семейного воспитания на возникновение агрессивного поведения детей // Дошкольная педагогика. — 2018. — № 10 (145).
- Кулганов В. А., Раева Е. В., Киселева А. В. Роль родителей и педагогов в развитии детей // Дошкольная педагогика. — 2018. — № 9 (144).
- Кулганов В. А., Шарыпова А. М. Детская деревня — SOS Пушкин — детский дом семейного типа // Дошкольная педагогика. — 2002. — № 2 (6).
- Раева Е. В., Киселева А. В., Кулганов В. А., Митяева Л. В. Формирование родительской компетентности как способа преодоления агрессивных тенденций у учащихся 7—8 лет // Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения: материалы IX Рос. форума с междунар. участием (12—13 сентября 2017 г.). — СПб., 2017.