Найти в Дзене
Hélène Fourment

Ещё раз о Купидоне

Всем последователям секты "реставраторы убили картину" читать внимательно, вдумчиво и до конца!

Всем, кто считает, что стену не нужно было трогать - с ней лучше, Купидон слишком большой и вообще лишний, что Вермеер его закрасил сам и что немцы всё испортили, и вообще, что до реставрации картина была лучше и реставраторы смыли лессировки и т.д. и т.п.

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Надеюсь, что Олег Иванович не обиделся бы за то, что я немного преобразила его героя для благого дела.)) Я вынуждена написать эту статью в дополнение к первой статье, посвященной раскрытию живописи Вермеера ("Замрите, ангелы, смотрите, я читаю"). В ней я делилась радостью о раскрытии подлинной авторской живописи, выреза́ла для вас фрагменты фото, ставила стрелочки-указатели, старалась рассказать живо, образно, интересно, простым языком. Не углублялась очень сильно в реставрационно-исследовательскую "кухню", чтобы статья не стала скучной. Но я не ожидала, что меня буквально атакуют агрессивные личности, с нападками и претензиями, которые я перечислила в самом начале. Я вообще не ожидала, что люди, не имеющие никакого отношения к профессии реставратора, не имеющие профильного образования, явятся и начнут мне доказывать, что профессионалы-реставраторы всё сделали неправильно! Для меня это немыслимо: как я, не имеющая знаний в других областях, могу давать оценку работе профессионалов - инженеров, дизайнеров, врачей? Но для некоторых, оказывается, это в порядке вещей.

Я пыталась сначала каждому по отдельности объяснять в комментариях, самых упёртых забанила. Потом мне стало их даже жалко - переживают-то они по-настоящему... Хотя и пальцем не шевельнули, чтобы почитать спец. литературу, вникнуть в тему, разобраться. Но ещё больше мне стало жалко своего времени! Не хочу я переписывать и "утяжелять" ту статью, слишком много труда я в неё вложила. Буду теперь оттуда всех рьяных и неуёмных посылать... сюда.☺️

А вам, дорогие мои, я предлагаю просто ещё раз пролистать и посмотреть на фотографии процесса и на преображение этой картины. Фотографии в этой статье взяты с официального сайта Дрезденской картинной галереи, Gemäldegalerie Alte Meister, оригинальные, никем не редактированные, не "вытянутые".

По вашим просьбам теперь буду делать коллаж "до/после" везде, где есть такая возможность и подходящие фото.

Картина до и после реставрации, мой коллаж. ДО РЕСТАВРАЦИИ БЫЛО ЛУЧШЕ??? Вы это серьезно? Да она по цвету уже приблизилась к половой тряпке!
Картина до и после реставрации, мой коллаж. ДО РЕСТАВРАЦИИ БЫЛО ЛУЧШЕ??? Вы это серьезно? Да она по цвету уже приблизилась к половой тряпке!

"Девушка, читающая письмо у открытого окна" Яна Вермеера была приобретена в Париже в 1742 году для коллекции саксонского курфюрста Фридриха Августа II. С тех пор она хранится в Дрезденской картинной галерее, а это без малого триста лет провенанса. На момент покупки картины, кто такой Вермеер, уже никто не знал - его имя потерялось в веках, а картину считали работой Рубенса.

Картина до реставрации, оригинальное фото, документирующее процесс.
Картина до реставрации, оригинальное фото, документирующее процесс.

На момент начала реставрации картина представляла собой практически монохром. Она находилась под несколькими слоями старого потемневшего лака и пылевыми межлаковыми загрязнениями.

В 18–19 веках картина подвергалась неоднократной реставрации, о чём свидетельствуют записи в архивах Дрезденской Картинной Галереи: перенос картины на новый холст, расчистка поверхности, снятие старых и нанесение новых слоёв лака.

Для последователей секты "реставраторы смыли лессировки" поясню значение выделенного.

ВСЁ УЖЕ УКРАДЕНО ДО НАС!

Все лессировки, если они были, были смыты жёсткими составами растворителей, которыми пользовались реставраторы прошлых веков. На этой картине уже двести лет не было авторского покровного лака, он был снят во время первой же реставрации. А современные реставраторы работали уже с реставрационным поздним лаком.

В 1965 году были проанализированы образцы краски, и во время снятия лака стало очевидным, что живописный слой второго плана в центре отличается от других частей картины.

Красочный слой в центре картины, на стене, оказался другим по составу. Это не эмпирическое ощущение реставраторов на уровне "ой, мне показалось", а заключение химиков-технологов, с печатью и подписью, это документ! И за каждый такой документ, специалист, его подписавший, несёт ответственность. А сделать лабораторный анализ связующего и наполнителя краски сейчас элементарно, сейчас могут определить, где был добыт тот или иной пигмент.

Например, в подвалах Лувра стоит ускоритель заряженных частиц, который позволяет определить не просто элементный состав красок, но и изотопный! И установить, из какого месторождения было взято сырье для красок, которым пользовались мастера, например, школы Рембрандта.
Рентгенофлуоресцентный спектрометр, исследование в процессе последней реставрации
Рентгенофлуоресцентный спектрометр, исследование в процессе последней реставрации

Проведённое в Сан-Франциско, в 1979 году, рентгеновское исследование показало, что там находится закрашенное изображение картины с обнажённым Купидоном. Но тогда посчитали, что Вермеер сам закрасил его в ходе работы над полотном, тем более рентгеном были выявлены и другие правки. А именно:

Рентгеновский анализ показал, что Вермеер изначально написал фигуру девушки меньше размером, чуть повёрнутой назад и наклонённой к окну.

Изначально руки девушки с письмом были ближе к окну
Изначально руки девушки с письмом были ближе к окну

Этот замысел прослеживается и сейчас – по отражению её лица в оконном стекле, которое не соответствует нынешнему расположению фигуры. Позднее Вермеер сделал профиль девушки геометрическим центром всей картины.

Рентгенографическое исследование показало, что за занавеской Вермеер скрыл крупную деталь композиции - бокал
Рентгенографическое исследование показало, что за занавеской Вермеер скрыл крупную деталь композиции - бокал

Ещё одной находкой при лабораторных исследованиях стал бокал-рёмер на переднем плане, по масштабу сопоставимый с фигурой девушки.

Ножка бокала осталась видна под занавесом, его закрыл сам автор.
Ножка бокала осталась видна под занавесом, его закрыл сам автор.

Он должен был стать частью обманки, наряду с иллюзионистическим занавесом и деревянной рамой, изображённой на холсте, – и принадлежать "миру зрителя".

Аналогичные приёмы можно найти в живописи делфтской школы 17 века. Однако в итоге Вермеер, добиваясь идеального композиционного баланса, изменил позу и масштаб фигуры девушки, а также отказался от перегружавшего передний план изображения бокала.

Работы шли с 2017 по 2021 год под наблюдением международных экспертов. Это был совместный проект:

  • Отдела реставрации Дрезденской Картинной Галереи
  • Лаборатории археометрии дрезденской Высшей школы изобразительных искусств
  • Исследовательского института Дорнера (подразделение Баварских государственных художественных собраний в Мюнхене)
  • Рейксмюсеума (Амстердам)
  • Лондонской Национальной галереи

по всестороннему изучению и реставрации картины.

Но "дзеновским" экспертам, разумеется, лучше знать, как надо картины реставрировать. Должны были и с ними проконсультироваться!

Рабочий процесс, удаление старого лака
Рабочий процесс, удаление старого лака

Целью реставрации были укрепление красочного слоя и грунта, а также удаление старого реставрационного пожелтевшего лака. Работа шла, картина становилась все более чистой и ясной по цвету.

-8

Но когда реставраторы добрались до «серого прямоугольника» над головой девушки, красочный слой стал по-другому реагировать на растворитель.

Картограмма, показывающая места забора проб
Картограмма, показывающая места забора проб

На этом этапе снова взяли пробу.

Микрохимия позволяет узнать, какими красками работали живописцы и как пигменты взаимодействуют между собой, есть ли на картине записи, каким лаком она покрыта. Все это называется «стратиграфия живописи».

На стратиграфии показался ожидаемый "слоеный пирог": грунт, красочный слой, слой лака, слой грязи, слой другой краски и снова лак.

-10

Слой грязи был настолько заметный, что стало понятно: картина с изображением Купидона довольно долго, не одно десятилетие, висела в интерьере и на нее оседали пыль, грязь и копоть от свечей. Этот купидон много лет покрывался пылью.

Макросъемка. Внизу красочный слой, вверху слой грязи.
Макросъемка. Внизу красочный слой, вверху слой грязи.

Это был веский аргумент за то, что вовсе не Вермеер закрасил часть своей картины: он прожил всего 43 года и к тому времени уже давно умер.

Микрохимический анализ также показал, что краска этого "серого прямоугольника", которым был закрашен купидон, содержит смесь с желтизной и грязью. Такого обращения с маслом Вермеер, любитель ясного чистого цвета, никогда бы себе не позволил. Все это вместе доказывает, что запись, скрывшая купидона, была сделана не самим Вермеером.

Во-первых, она была сделана уже после его смерти, а во-вторых, чужой рукой.

Пробный шурф (расчистка) в центре картины и начальный этап раскрытия купидона (в верхней части).
Пробный шурф (расчистка) в центре картины и начальный этап раскрытия купидона (в верхней части).

После всестороннего анализа (рентгенограмма, инфракрасная рефлектограмма, макрорентгеновский флуоресцентный анализ MA - RFA, исследование стереомикроскопом), а также сравнения архивных данных было принято решение снять позднюю краску при помощи скальпеля под контролем микроскопа.

-13

Это долгий и кропотливый способ единственный позволял сохранить связующие слои между авторским красочным слоем и поздней записью, что особенно важно, так как это связующее, возможно, последний из сохранившихся слоёв лака, нанесённых рукой самого Вермеера.

-14

Удаление записи проводилось под микроскопом. Работа скальпелем позволяла скалывать лишнее по слоям, таким образом, чтобы оригинальная живопись не пострадала.

-15

Картина ожила и заиграла. Она буквально вернулась из прошлого.

В этом подлинном, вышедшем из-под руки художника виде, картину никто не видел несколько столетий.

-16

Вам кажется, что теперь у нее новые цвета? Наоборот, это старые, авторские, подлинные цвета! Да и выглядит она иначе. Поменялась композиция - и поменялся её смысл.

Приучайте себя к новому. Нет смысла держаться за свои цементированные убеждения, они не всегда верны.

В данной ситуации - не верны!

Многие привыкли, понимаю, за много десятилетий её бытования записанной и под пожелтевший лаком, привыкли к искажённому и изуродованному колориту, который у Вермеера, на самом деле, светлый, яркий, холодный.

Реставраторы работают под строжайшим контролем, по четко прописанным правилам и руководствуясь установленной во всем мире реставрационной этикой.

Реставрация (лат. restavratio - восстановление) - комплекс мероприятий, направленных на восстановление состояния сохранности произведения искусства на период, максимально приближающий его ко времени создания.

И после этой реставрации мы увидели настоящего Яна Вермеера Дельфтского, подлинного. А не того, которого мы себе придумали.

Всем добра!

А теперь пару слов о недобром: любой, кто после прочтения этой статьи напишет в комментариях, что "баба Яга против" и Купидона всё равно закрасил Вермеер, а реставраторы "фсё испортили", пойдет в "баню" без возможности возврата права голоса на моём канале. Я пишу для думающих, адекватных людей.

Никто не знает доподлинно, как выглядел Вермеер. Он не оставил ни одного атрибутированного автопортрета.
Никто не знает доподлинно, как выглядел Вермеер. Он не оставил ни одного атрибутированного автопортрета.

.