Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Кого кушал горгозавр за последним ужином

Самый известный из хищных двуногих динозавров — теропод, несомненно, тираннозавр. А вот самый изученный палеонтологами — отнюдь не он. Тираннозавриды, одним из которых и является тираннозавр — весьма обширное семейство, и наибольшее количество окаменелостей осталось вовсе не от T. rex, а от менее известного публике горгозавра.

Как и все тираннозавриды, горгозавры взрослели весьма медленно, в отличие, например, от растительноядных гадрозавров. До начала полового созревания после 10 лет тираннозавриды росли весьма медленно, набирая всего-навсего около полутора тонн веса. Потом буквально за полдесятилетия они достигали вполне взрослых размеров, тяжелея почти на тонну в год, то есть росли чуть ли не на порядок быстрее, чем в детстве.

Нет, малыш, они пока для тебя великоваты.
Нет, малыш, они пока для тебя великоваты.

Такой странный график роста палеонтологов весьма озадачивал — получается, что на самом деле большую часть жизни тираннозавры были относительно мелкими хищниками, потом почти мгновенно входили в роль смерти всему живому и пожирателей тех, кто не успел разбежаться. Получается, что взрослые тираннозавры и их детёныши занимали совершенно разные экологические ниши, как, например, современные львы и шакалы.

Кого ели взрослые тираннозавриды, учёным хорошо известно по их копролитам. Питались они по большей части самыми крупными из травоядных динозавров, вероятно, не всех спасала от тираннозавра и броня, и огромные размеры.

Горгозавр во всей своей красе.
Горгозавр во всей своей красе.

А вот с полуторатонными «малышами» есть проблема. С одной стороны изучать их довольно трудно — от них мало что оставалось, молодые кости как правило просто разлагались без остатка, не оставляя никаких окаменелостей. С другой — то, что всё же оставалось, указывает на то, что устроены молодые тираннозавры были совсем не так, как взрослые — у них совсем другие пропорции, лругая форма зубов и челюстей.

Поэтому нетрудно понять, как обрадовались палеонтологи, найдя прекрасно сохранившиеся останки юного горгозавра. Детёнышу было примерно 5—7 лет, погиб он около 76 миллионов лет назад, имея длину четыре метра при весе в треть тонны — не более десятой части веса взрослой особи.

А когда находку стали очищать от вмещающей породы, учёных ждал и вовсе царский подарок — там, где был желудок, обнаружились останки динозавров другого вида. То есть детёныш погиб, не успев переварить последний ужин. Естественно, этими костями занялись в первую очередь.

А вот и жертвы. Не гокко, но зато наглядно иллюстрируют, что имел в виду Даррелл под «негодующим и в то же время умственно отсталым видом».
А вот и жертвы. Не гокко, но зато наглядно иллюстрируют, что имел в виду Даррелл под «негодующим и в то же время умственно отсталым видом».

Выяснилось, что погиб юный динозавр максимум через неделю после того, как плотно перекусил — слопал в один присест двух овираптозавров Citipes elegans. Причём горгозавр оказался ещё и большим гурманом — съел только задние ляжки, самую мясистую часть. И ляжки, несмотря на то, что успели прилично перевариться, тоже сохранились настолько хорошо, что оказались вообще самыми сохранившимися из всех найденных останков C. elegans. Вообще-то во взрослом возрасте C. elegans — динозавры довольно крупные, но эти были совсем птенцами, размером примерно с индюка.

Такая находка позволяет говорить о том, что гипотеза о разных экологических нишах взрослых тираннозаврид и детёнышей нашла своё подтверждение — молодь и в самом деле охотилась на детёнышей и совсем мелких динозавриков. А вот взрослые при их размерах за такой мелочью гоняться не стали бы — «орёл мух не ловит», энергетически не выгодно — больше калорий сожжёшь, пока поймаешь, чем получишь, когда поймаешь.

И в самом деле, вид такой, будто его уже едят.
И в самом деле, вид такой, будто его уже едят.

Ну и опять же выходит, что о потомстве тираннозавры не заботились. Оно и понятно — росли юные тероподы медленно, нет никакого расчёта кормить детей два десятка лет родителям, которые не доживут до взросления потомства. Так что детям приходилось полагаться на себя и становиться быстрыми и опасными хищниками уже в младенчестве. Ну а коли так, то есть смысл разделить экологические ниши с родителями, чтобы не мешать друг другу.