Найти в Дзене
АвиаОбоз

Чем заняты прототипы самолетов после испытаний

При запуске проекта создания нового самолета, производитель должен изготовить несколько испытательных образцов для тестирования различных систем и обеспечения надежной работы серийных авиалайнеров. Опытные образцы проходят длительные испытания, включая работу при низких и высоких температурах. «Самолет роняли, тащили, мочили, трясли», - так рассказывал представитель Boeing об испытаниях В747-8. Но что происходит с прототипами, когда испытания закончены?

Второй A380, перевезенный 29 августа 2019 года в музей Aeroscopia в Тулузе. Фото: Getty Images
Второй A380, перевезенный 29 августа 2019 года в музей Aeroscopia в Тулузе. Фото: Getty Images

Тестирование может продолжиться

Как только новый самолет получил все необходимые сертификаты и начато массовое производство, опытные образцы могут продолжать использоваться как испытательные самолеты.

Сайт Planespotters.net показывает, что многие первые модели известных пассажирских авиалайнеров стали так называемыми «испытательными стендами» или «летающими лабораториями», которые Merriam-Webster определяет как «транспортное средство, используемое для тестирования новых систем и оборудования».

Поэтому, специалисты крупнейших авиастроителей, таких как Boeing и Airbus, используют свои прототипы для поиска путей дальнейшего улучшения систем. Летающая лаборатория может даже помочь в разработке следующего семейства самолетов. Например, первый В747 был испытательным стендом для разработки двигателей Boeing 777.

Музей авиации в Сиэтле. Первый из когда-либо построенных Boeing 747 служил испытательным стендом для усовершенствования систем самолетов и разработок новых двигателей для других моделей, включая В777. Фото: HollywoodGuard
Музей авиации в Сиэтле. Первый из когда-либо построенных Boeing 747 служил испытательным стендом для усовершенствования систем самолетов и разработок новых двигателей для других моделей, включая В777. Фото: HollywoodGuard

Национальный музей авиации и космонавтики так описывает жизнь первого Boeing 707 (Boeing 367-80):

«В какой-то момент Dash 80 (как называли тогда четырехдвигательный Boeing 367-80), нес в своих гондолах три различных типа двигателей. В качестве испытательного стенда для создаваемого В727 на Dash 80 на какое-то время в задней части фюзеляжа установили пятую силовую установку».

На заслуженную пенсию в музей

Как правило после завершения испытаний производитель пытается найти новое пристанище для самолета. Зачастую домом становится музей, и хорошо, если это музей авиации. Прекрасными примерами являются Музей авиации в Сиэтле, где получили прописку первые B747 и В737, или Музей Aeroscopia в Тулузе, где установлены первые A320 и второй A380.

Первый A320 перед перелетом в Тулузу. Фото: Airbus
Первый A320 перед перелетом в Тулузу. Фото: Airbus

Давайте взглянем, где находятся некоторые из первых прототипов самых распространенных пассажирских самолетов Boeing и Airbus?

Испытательные самолеты Airbus

  • A220-100 (Bombardier CS100). Первый A220-100, который сначала назывался CSeries CS100, находится в Тулузе. В начале 2020 года его фюзеляж разрезали на секции и стали использовать для обучения и выставок. Второй, напротив, активен и трудится в качестве испытательного стенда, как и первый A220-300.
  • A300B1. Несмотря на то, что самолет был списан, отдельные элементы его были сохранены. Они находятся в Мюнхене, в Тулузе и парижском Ле Бурже.
  • A320-100. Самолет использовался в качестве испытательного стенда для дальнейших усовершенствований A320. Принимал участие в тестировании винглетов. В 2019 году приземлился в Aeroscopia в Тулузе.
  • A340-300. Первый A340 использовался в качестве самолета-демонстратора для изучения крыла с ламинарным обтеканием BLADE. Сейчас хранится в Тарбе, Франция.
  • A350-900. Первый A350 продолжает летать и работать как лаборатория.
  • A380. Первый прототип в настоящее время хранится в Тулузе. Второй А380 несколько лет использовался в качестве испытательного стенда. После этого был направлен в музей Aeroscopia в Тулузе.

К сожалению, не удалось найти данных о первом A330, если он вообще существовал. На Planespotters.net список самолетов A330 начинается с 012.

Первый А300 был разобран на части. Это одна из них, выставленная в Мюнхене. Фото: Asiir
Первый А300 был разобран на части. Это одна из них, выставленная в Мюнхене. Фото: Asiir

Испытательные самолеты Boeing

  • B707. Прототипом B787 был самолет В367-80 Jet Transport. Он находится в Вашингтоне в Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики.
  • В727-100. Самый первый В727-100 был получен United Airlines в 1963 году, а после окончания службы был установлен в Музее авиации в Сиэтле.
  • В737-100. После работы испытательным стендом в Boeing с 1967 по 1973 год самолет стал «летающей лабораторией» NASA. А в 2003 году был установлен в музее в Сиэтле.
  • В747-100. Работал испытательным стендом, а в 2003 году был отправлен в Музей авиации.
  • В757-200. По нашим данным этот самолет все еще используется как испытательный стенд.
  • В767-200. Первый прототип не попал в музей. Построенный в 1981 году, самолет после своей службы хранился в Викторвилле, а затем списан в 2003 году.
  • В777-200. Первый прототип также использовался в качестве демонстратора. В 2018 году нашел покой в Tucson Pima Air & Space Museum.
  • В787-8. Первый прототип в 2015 году был отправлен в японскую Нагою в комплекс Flight of Dreams, который открылся в 2018 году. Второй В787 выставлен в Pima Air Museum в Аризоне (фото ниже), третий находится в Сиэтле.
На фото изображен второй прототип В787, который находится в Pima Air Museum. Фото: Simple Flying
На фото изображен второй прототип В787, который находится в Pima Air Museum. Фото: Simple Flying

Долгая и интересная жизнь

Как видно из истории каждого самолета, прототипы служат намного дольше, чем самолеты серийного производства. От испытаний новых силовых агрегатов до экспериментов с другими системами полета испытательные образцы могут летать десятилетиями.

Мы полагаем, что лучшие места, где можно увидеть некоторые из прототипов, находится в Сиэтле, Аризоне и Тулузе. Нам придется подождать, получат ли новые модификации A220 и A350 места в музеях. Учитывая продолжающуюся деятельность первого A340, это может произойти не раньше, чем в следующем десятилетии.

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале