Образ русской красавицы в нашем представлении неразрывно связан с головным убором, который принято называть кокошником. Чаще всего под этим словом подразумевают высокий богато украшенный убор на плотной основе, по форме напоминающий корону. Однако в обрядовом фольклоре Белозерья за девичьим праздничным головным убором закрепилось другое название – крáсота.
Реконструируя свадебный костюм Крохинского посада, команда Фонда «Крохино» изучала головные уборы в музеях Белозерска и Череповца. Девичьи повязки, или крáсоты всегда оставляют открытой макушку головы и косу, но форму имеют разную.
Это может быть свёрнутая в круг полоса плотного материала (как правило, картона), обтянутая дорогой тканью и украшенная вышивкой, золотным шитьём, стеклянными «стразами», блёстками, цветной фольгой, бисером и прорезным узором.
Другой вариант – высокая трапецевидная коруна с «зубцами». Она украшена прорезным узором, повторяющим рисунок вышивки, и довольно сложно устроена изнутри. Чтобы головной убор держал форму, предусмотрен жёсткий каркас из деревянных палочек и металлической проволоки, спрятанный под украшениями из цветных ниток.
Смена девичьего головного убора на женский происходила в ходе свадебного обряда. Это, пожалуй, самая драматичная часть его часть. В архивных документах Белозерской фольклорной экспедиции в Российском государственном архиве литературы и искусства мы нашли немало текстов, посвящённых прощанию невесты с девичеством. Все они полны драматизма, глубокой печали – и в то же время в них звучит убеждённость в том, что это необходимый этап в жизни женщины.
Крáсота становится символом уходящей юности и «девичьей воли» – снимая её, невеста навсегда расстаётся со своей прошлой жизнью, оставляя незамужней подруге. Вот с какими словами она обращается к «подруженьке» в свадебном обряде, записанном в деревне Ростани в 1937 году:
Да ты, милая подруженька,
И Авдотья да Васильевна,
Возьми-ка красну крáсоту,
Ты у меня возьми да волю вольную.
Ты носи да лебедь белая,
Носи по будням да по праздничкам.
Носи, ногой да наступаючи,
С головы да не снимаючи.
Конечно, жизнь крестьянской девушки и до замужества не была лёгкой и беззаботной. Но, оставляя родительский дом и отправляясь «на чужую сторону», невеста оглядывается на прошлое как на самое счастливое время. Сколько сожаления в этих словах!
Уж ты что да, буйна голова,
Скоро-рано с плеч покатилася?
Крáсота да повалилася,
Не за множку удержалося –
За одну за волосиночку.
Мине сколько ходить-расхаживать,
Мине сколько гулять-разгуливать?
Уж на запас не находитися,
На другой не нагулятися.
Буквально каждый шаг в свадебном обряде наполнен символическим смыслом – и это тоже отражается в свадебных причетах, как, например, в причете, записанном в дереве Антушево:
Я пошла из байни, да из парушки
Я за первый да порог ступила –
Голова то, да поматилася,
А за другой да порог ступила –
Красна крáсота повалилася.
Полно горечи и покорности своей женской доле «Прощание с красной крáсотой» в свадебном обряде, записанном в белозерской деревне Старо-Никитское. Невеста не хочет снимать крáсоту, или «волю», но в итоге отдаёт её сестре-девушке, которой в свою очередь тоже предстоит замужество:
Я и попрошу свою милу сестрицу
Пусть возьмет да волю вольную,
Ты носи ее по будням и по праздникам,
По христовым воскресеньицам…
Традиционный женский народный костюм можно было читать как книгу: каждая его деталь несла в себе информацию о возрасте, социальном статусе и богатстве его хозяйки. Именно по головному убору можно было определить, кто перед нами – незамужняя девица или мужняя жена. Вероятно, именно поэтому девичьей крáсоте отводилась столь значимая роль в традиционном свадебном обряде.
***
В публикации использованы материалы Российского государственного архива литературы и искусства (Ф. 1415. Оп.1).
Проект «Русская Атлантида: возвращение голоса затопленной деревне Крохино» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
#незатопленныеистории #голосанаболоте #Фондкультурныхинициатив
***
Подпишитесь на канал «Крохино. Незатопленные истории», чтобы не пропустить новости о воссоздании костюма крохинской невесты!