Найти тему
Алексей Кондратенко

Гениальная стратегия Marvel и при чем тут книги

Оглавление
Гениальная стратегия Марвел и при чем тут книги
Гениальная стратегия Марвел и при чем тут книги

Сегодняшняя статья не про супергероев, а про повествовательную "связанность" как инструмент продвижения в цикле проектов, в том числе и литературных. И речь пойдет не о маркетинговом продвижении, а про фишку в построении самой истории: грамотном использовании глобальной задумки цикла произведений. Начнем с очевидного, а придем к неочевидному: к книгам!

Плюсы стратегии

У фильмов Марвел после 4-й фазы много проблем с качеством и сюжетом, но их продолжают смотреть. И вот почему: с самого начала КВМ предлагала зрителю больше, чем один фильм за раз. Вместе с фильмом они продают вам ожидание. К тому моменту когда фильм выходит, вы получаете понимание, что вас ждет дальше. Они уже работают над следующими проектами, у них есть куски сцен, куча любопытного материала, который филигранно вплетают в основную канву. И Марвел рекламирует продолжения уже внутри самого фильма, и не всегда грубыми сценами после титров, порой вплетая сюжетные элементы, которые будут работать в следующих частях.

Кевин Файги впервые настолько масштабно применил такую концепцию в кино. Начиная где-то со второй фазы связь углубилась, сюжеты переплелись плотнее, достигнув околосериальной связности. При этом КВМ далеки от гениального нарратива, не даром это киношный фаст-фуд. Так что мы тут не молимся на Марвел. Это даже не личный инсайт Файги. Он взял эту связность из самих комиксов Марвел, адаптировали под кино и пришел к маркетинговым плюсам данной стратегии. Без этой
рекламы фильма внутри фильма их расходы были бы намного выше, а количество фильмов было бы заметно меньше.

Но для зрителя тоже есть плюсы!

Давая зрителям возможность оценить направление развития следующих фильмов заранее, Марвел, как ни странно, дает зрителям выбор, смотреть или не смотреть, оставаться в этом художественном мире или не оставаться.

Недостатки стратегии

Слишком плотная связь тоже плохо. Ошибиться и сделать грубо означает — размыть границы произведения, превратить обособленные сюжеты в единый сплошной сериал. А у сериала есть явный отрицательный фактор: его невозможно смотреть с середины.

Серединой истории никого не завлечь. Продюсеры Марвел худо-бедно стараются делать фильмы, доступные для новой аудитории, и это правильно. Но КВМ скатывается в сериал, и одновременно с этим множится количество их неудачных фильмов. Там и других минусов много, но потеря самостоятельной ценности каждой отдельной истории играет важную роль в неудачах цикла. Потому что самостоятельное произведение в цикле всегда лучше "серии" в сериале. Ведь "серия" интересна только тем, кто уже знаком с циклом. А самостоятельное произведение может быть интересно всем в рамках целевой аудитории.

А при чем тут книги

А при том, что особенно ситуация становится ясна, когда мы переносим это в литературный формат. В книгах плюсы обособленных романов над книжным сериалом в том, что они обладают ярко выраженной завязкой и развязкой, началом и финалом, которые понятны новым читателям. В дробленном цикле каждая книга как небольшая отдельная эпоха, это сюжетная арка в глобальной арке. Это вызывает любопытство у тех кто уже читал другие части и у тех, кто только погружается.

В литературном сериале, наоборот, совсем уж невозможно читать со второй или третьей книги. Максиму что продвигают следующие книги это именно первую часть. Любопытство с каждой книгой постепенно тает, потому что линейные продолжения создают чувство предсказуемости. Да и точка входа аудитории в сериал это только первая книга. А значит, шансы, что аудитория задержится тоже сужаются, слишком много всё зависит от одной книги.

Думаете, прозаики из боллитры почему обычно не пишут даже стандартные продолжения? Вооот. Вот поэтому

Где сериал, а где не сериал

Расставим координаты: например, Гарри Поттер это не литературный сериал, там произведения максимально обособлены, с четкой завязкой и финалом каждый раз, хоть структурой событий книги между собой и похожи. А вот Властелин Колец, из-за того что нехорошие редакторы разделили его на три части, это очень даже литературный сериал. Понятно, что Толкин задумывал и писал его как целую книгу, но долгое время и по сей день выходят раздельные издания. А уж "Путешествия Кибермага 1, 2, 3, 4..." где в конце одной книги герой уходит на охоту за кибердемонами, а в начале другой на охоту за кибердемонами он приходит — так это вообще эталон лит.сериала!

"Не понял, при чем здесь Марвел?"

Марвел со своим КВМ даёт нам пример того, как связывать, но не создать сериал. Как делать связь более плотную, чем типичный сиквелл-триквелл. Особенно хороши в этом первые фазы КВМ. Марвел закладывает четкие предпосылки на продолжения в предыдущие части, но по всем параметрам делает завершения обособленных историй. Такая связность это и есть то, что я называю в статье грамотным использованием глобальной задумки.

Итоги

Связность это не вывалить все тайны мира в одной книге, это дать читателю увидеть, что у тебя есть глобальная задумка, тизернуть что будет дальше не роялем в кустах, а органично вписанной в события затравочкой.

Связность это показать, что у героев еще масса дел в рамках художественного мира и что этот мир ещё не полностью изведан. Но тут, в конкретной книге Форма Произведения (специально с большой буквы, потому что в искусстве форма — это наше всё) обрисована четко, у книги есть свое начало, свой финал, это отдельная завершенная история в большом караване других историй.

Хобби
3,2 млн интересуются