Предлагаем продолжить знакомство с письмами адмирала А.Серверы, написанные адмиралом накануне сражений испано-американской войны 1898 года. Эти документы достаточно красноречиво свидетельствуют об критической обстановке, которая сложилась в испанском флоте, так и о позиции адмирала, на которого взвалили ответственность за подготовку эскадры и поставили задачу "выиграть" войну. Интересно, что если в предыдущих письмах Сервера рассуждал по общим вопросам, то следующих двух он пытается решить конкретные практические вопросы, в частности ситуацию с артиллерией крейсера "Кристобаль Колон".
В переписке, которую вел накануне сражений за Кубу и Филиппины, адмирал П.Сервера, была небольшая (недели на три) пауза, после которой он продолжил высказывать свое мнение. И очередное письмо уже датируется 25 мартом.
Судя по всему, к этому моменту контр-адмирал П.Сервера уже был назначен командующим эскадрой, которая должна была идти на Кубу, как ее называли - "Практическая эскадра". И в своем анализе и выводах он уже менее оптимистичен, и более критичен, чем в пятом письме, где он уже оценивал соотношение сил.
П.Сервера: «При обсуждении состояния наших морских сил на основании уже известных мне данных, а также по новейшим сведениям и наблюдениям, я не только убедился в непреложности сказанного мною раньше, но даже нашел, что все находится в гораздо еще худшем положении. Я был на броненосце «Витория», на который я до сих пор рассчитывал, но теперь убедился, что он нам не будет пригоден для настоящей войны. По имеющимся у меня сведениям, я также не могу рассчитывать и на броненосцы «Пелайо», «Карлос V» и «Нумансия». Так это мнение основано не на моих личных наблюдениях, то я прилагаю здесь об этих судах точные сведения на основании положительных данных. Какой бы ни был исход наших политических затруднений - война ли, непосредственные переговоры или решение вопроса третейским судом, но чем дальше будет откладываться вопрос, тем он хуже окончится для нас если дело дойдет до войны, то чем позже она начнется, тем больше мы будем истощена. Если пойдут переговоры, то чем дольше они протянутся, тем больше будут требования, предъявляемые Соединенными Штатами, и мы поневоле будем делать уступки в тщетной надежде исправить свое военное положение. В виду того, что нам уже не поправить нашего положения, посмотрим, чего мы можем при таких условиях ждать от войны".
Видимо по этим словам Сервера ознакомился с состоянием дел на трех перечисленных броненосцах, и понял, что быстро ввести их в строй будет нельзя. Например, крейсер (или все же "броненосец") "Император Карлос V" до сентября 1897 года проходил ходовые испытания, исправлял полученные на них повреждения, затем генерал-капитан Кадисского округа подписал приемный акт и крейсер был отправлен в Гавр для монтажа орудий главного калибра. Странно, корабль вроде принят, но без вооружения, которые должны были поставить на иностранной верфи. Но как бы то ни было, когда Сервера писал свое девятое письмо "Карлос V" все еще находился во Франции.
Интересно, что испанский адмирал не только рассматривает непосредственно первые боевые столкновения, но и представляет "перспективу", в которой для Испании тоже мало "хорошего", в первую очередь по причине несоответствия ресурсов и мощностей в сравнении с промышленными США.
"Было бы глупо отрицать, что мы можем ожидать только поражения, которое может, пожалуй, оказаться и славным, но все-таки поражением и в худшем случае - с потерею острова. Предполагая даже невероятное, то есть, что мы победим, то от этого окончательный успех кампании нисколько бы не изменился. Неприятель не признал бы себя побежденным, и с нашей стороны было бы глупо стремиться превзойти Соединенные Штаты в богатстве и производительности. Они бы легко оправились, а мы, несмотря на победу, погибли бы от истощения, и окончательный результат все-таки был бы несчастьем для нас. Только в таком случае можем мы рассчитывать на удовлетворительный исход, если у нас будет какой-нибудь могущественный союзник.
Но уже не говоря о том, что пришлось бы дорого заплатить такому союзнику, мы бы только отсрочили на несколько лет разрешение нынешних затруднений, и тогда дело было бы гораздо серьезнее, чем оно теперь, подобно тому, как и нынешнее восстание оказалось более серьезным сравнительно с предыдущим".
Здесь мы видим интересное упоминание "союзника", который мог бы помочь в тяжелую минуту, и судя по всему, такой "союзник" был, однако его притязания пугали испанцев не меньше чем американские. Как показали дальнейшие события, можно предположить, что качестве этого союзника выступала Германия, которая прилагала силы для получения колоний по всему свету.
Любопытно, что Сервера достаточно определенно высказывался о том, не пора ли вообще отказаться от Кубы, если этот остров угрожает метрополии. Но как и следовало ожидать - его предположение было слишком категоричным, чтобы к этому прийти потребовалась война и тысячи жертв.
П.Сервера: "Если допустить даже возможность сохранить нам за собой Кубу, то этот остров будет нам стоить чрезмерных жертв, так как придется постоянно быть во всеоружии. Вот тут-то и вырастает перед нами кем-то предложенная задача: стоит ли этот остров гибели всей Испании? Я тут уже не говорю о каперстве, потому что мне думается, что никто, сколько-нибудь знакомый с историей, не станет придавать какую-нибудь цену приключениям приватиров, которые теперь уже немыслимы, вследствие особенных свойств новейших судов.
В итоге для подтверждения своих слов П.Сервера вновь анализирует силы противников, и здесь ему приходится не просто - дело в том, что силы Испании разбросаны: два броненосных крейсера типа "Инфанта Мария Тереза" находятся в Гаване, флагман Серверы - "Инфанта Мария Тереза" - в метрополии, "Кристобаль Колон", как мы выяснили прошлый раз - продолжает "делать попытки" в получении артиллерии главного калибра. Что касается крейсера "Альфонсо XIII" - то этот корабль - призрак так и останется "кораблем -прикзраком", )) Исходя из этого Сервера предполагает, что силы могут быть представлены тремя группами.
"Здесь вначале перечислены суда, находящиеся там на станции и притом не только бронированные, но и небронированные, обладающие скоростью хода свыше 15 узлов"
К этим кораблям Сервера относит броненосные крейсера "Бискайю", "Адмирала Окэндо" и бронепалубный крейсер "Маркус де ла Энсенада" (типа "Исла де Лусон"), общим водоизмещением 15064 т.
В тоже время в состав их противников Сервера, в первую очередь, из "всего разнообразия" ВМС США включает броненосцы "Индиана", "Массачусеттс", "Техас", "Айова", крейсера "Нь-Йорк", "Бруклин", "Монтгомери", "Марблхэб", "Детройт", монитор "Террор", также крейсер "Цинциннати" (из южной Атлантики), 11 боевых кораблей общим водоизмещением 68839 т. Сравнение сразу скажем не в пользу испанцев. Даже если использовать обобщенные (нормальное водоизмещение) данные для диаграммы - два любых американских броненосца превосходили весь испанский отряд.
В тоже время Сервера рассчитывал усилить испанские силы тремя крейсерами "Инфанта Мария Тереза", "Кристобаль Колон" и "Альфонсо XIII" (общее водоизмещение 18666 т), в тоже время вполне допуская, что и американцы к своим силам тоже найдут подкрепление, в часности, по мнению Серверы, это могли быть крейсера "Миннеаполис" и "Колумбия", общим водоизмещением 14750 т.
Были по мнению Серверы и еще одна группа, которую он назвал "сомнительные прибавления". И к этой группе он относил два испанских корабля (водоизмещением 19177 т): "Пелайо" и "Карлос V", "сомнительность которых определялась их практической неготовностью на предполагаемый срок кризиса, а также - американские крейсера "Атланта", "Чарльстон", "Чикаго", "Нью-Арк", "Филадельфия", авизо "Долфин", канонерская лодка "Йорктаун" (общим водоизмещением - 22840 т).
Интересно, что как видно на диаграмме, именно третья группа кораблей выглядела для испанцев наиболее "привлекательно", и по отдельным единицам, и по совокупности боевых возможностей. Но это все были предположения, которые не могли сбыться, и не сбылись.
Сервера добавлял: "Все прочие суда наши почти не имеют боевого значения, за исключением миноносцев и истребителей, здесь не упомянутых, - наравне с американскими кораблями «Катадин» и «Везувиус».
На основе проведенного анализа Сервера делает не утешительный прогноз, причем обращает внимание, что в этом случае США не "напрягают" все свои силы, оставляя свои эскадры и на Тихом океане.
"Приложенные здесь сведения указывают на то, что наши силы на Атлантическом океане составляют приблизительно только половину американских сил как по водоизмещению судов, так и по их боевому вооружению. Я никогда не думал об эскадрах, которые Соединенные Штаты содержат в Тихом океане и в азиатских водах в связи с развитием осложнений в Вест-Индии, но я всегда считал эти силы весьма опасными для Филиппин, которые не обладают даже тенью для сопротивления им. Что касается берегов Америки в Тихом океане, то Соединенным Штатам о них не приходится беспокоиться".
Казалось бы то что предлагает П.Сервера вполне понятно и объяснимо, но судя по действиям испанского правительства там не совсем ясно представляли ситуацию. Ярким примером служит хотя бы тот факт, как испанцы распоряжались имевшимися в их распоряжении кораблями. Например, крейсер "Бискайя" еще осенью 1897 года был отправлен на Кубу в качестве стационера, кстати, он успел побывать и в Нью-Йорке с "дружественным" визитом в ответ на прибытие "Мэна" в Гавану. В к началу апреля этот крейсер оказался уже в Кабо-Верде (о. Зеленого Мыса), где ему "компанию составил "Адмирал Окэндо". Все бы хорошо, однако девять месяцев в Карибском море не остались бесследными для неплохого броненосного крейсера, который по словам все того же Серверы представлял собой "...без окраски подводной части плавучий буй". Печально! Как и печально то, что любое усиление не было способно изменить ситуацию.
П.Сервера писал: "Я думаю, что вы ошибаетесь, что наше положение может измениться в течение апреля. Как я уже сказал выше, я уверен, что ни «Карлос V», ни «Пелайо», ни «Виториа» или «Нумансия» не будут готовы, и никто не может сказать, как мы сделаемся с зарядами 5,5-дюймовых орудий. Крейсер «Кристобаль Колон» по всей вероятности не получит своих 10-дюймовых орудий ранее конца апреля. Если бы я даже ошибался, то и тогда всё наши морские силы в Вест-Индии составляли бы только 49 % американских сил по водоизмещению и 47 % по боевому вооружению.
Наше единственное перед ними превосходство заключается в наших миноносцах и истребителях, если только они дойдут до места назначения в надлежащем порядке. Я не вполне знаком с воззрениями народа касательно Кубы, но склонен думать, что огромное большинство испанцев прежде всего желает мира. Однако, те, которые так настроены, страдают и плачут внутри своих домов и не говорят вообще так громко, как меньшинство, которое пользуется выгодами существующего положения. Впрочем, это вопрос, который меня не касается.
Действительно, проблемы у испанцев не ограничивались "количество" боеспособных кораблей, катастрофической была ситуация и с состоянием тех кораблей, которые имелись. Все тот же Сервера еще до войны (то есть в рассматриваемый нами период) прочил деньги на уголь и снаряды (50000 т угля, 10 000 снарядов), грозя новым Трафальгаром, но услышан не был. И как мы увидим, не получил в срок даже трубки для котлов.
Сервера: "...Недостатки наших средств таковы, что несколько дней назад три матроса упали за борт вследствие лопнувшего ветхого тентового леера, за который они держались, когда убирали снасти по борту, готовя судно к салюту. О новом тентовом леере подавали требование 50 дней назад, но он не был переменен. В старину бриг «Фернан Кортес» вышел в море через 43 дня после своей закладки. Теперь же, пошли уже 51 сутки с того времени, как я просил о замене нескольких трубок в паровом котле баркаса с крейсера «Инфанта Мария Тереза» и еще не могу сказать, когда это будет исполнено. Таково, вероятно, будет и отношение между нами и Соединенными Штатами по части исправления повреждений во время войны, несмотря на то, что мы в Гаване имеем док, который в этом случае очень важен, но это еще далеко не все.
Да и разве можно удивляться всему этому, если вспомнить известный факт пренебрежения испанского правительства к собственному флоту, приведенный в книге А.Белова. По словам Александра Анатольевича, генерал Беранже (последний морской министр Испании того времени) считал, что и без стрельб с маневрами все хорошо. В интервью газете "Геральд" на тему о вероятной войне с США этот деятель заявил, что как только будет открыт огонь, команды на американских кораблях обратятся в бегство, так как все знают что они состоят из людей всевозможных наций. Поэтому , как вспоминал один испанский капитан 1 ранга уже после войны, корабли стреляли один раз в год и то скромно, чтобы не истратить лишних снарядов и зарядов. Разве можно после этому ожидать что то иное чем произошло?
По оценки экспертов и историков в отношении подготовки экипажей в испанском флоте дело обстояло также явно хуже, чем в американском. И это замечал не только Сервера в меру своей ответственности. Испанская пресса отмечала: "...американцы начали готовиться к войне за год, и в течение трех месяцев не было ни дня, чтобы они не тренировались в стрельбе. У нас же стрельбы были только раз, да и то больше года назад. Возможно, они были ограничены количеством снарядов. Половине наших кораблей больше года не проводилась очистка днища, и все они простояла на якоре в кубинских водах в течение двух месяцев. Американцы постоянно совершали походы по всем морям на своих судах, тем самым поддерживая экипажи в состоянии боеготовности. Мы же испытываем ужасную нехватку инженеров и кочегаров". Вот и выходит - переживали все, кроме тех кто должен за это отвечать.
П.Сервера: "...Что касается личного состава судов, то я его вовсе не знаю, но скажу только, что команды, принесшие поражение при Трафальгаре нашим предкам, набирались для службы тем же способом, что и теперь. Все здесь изложенное есть мое искреннее убеждение, и я высказываю его ради пользы отечества. Если найдут необходимым выслушать меня лично, то я готов явиться для этого по первому требованию. Совершив все это и сняв таким образом, тяжесть с моей совести, я совершенно готов выполнить уже сравнительно более легкую часть моего долга и повести наши силы туда, куда будет приказано; при этом я уверен, что все исполнят свой долг».
После знакомства с этими данными и таким отношением испанских властей к состоянию флота стоило ли удивляться тому, что вскоре разразилась катастрофа, сначала в Кавите, затем у Сантьяго. Что касается П.Серверы, то он продолжил писать письма в надежде на изменения, и если все еще интересно, то мы здесь почитаем и другие письма, и конечно обсудим.
P.S.При подготовке статьи использованы материалы Н.В.Митюкова, Н.Н.Печукониса, А.А.Белова