Тарифы на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП) для автомобилей такси будут самыми высокими по сравнению с остальными видами транспорта. Соответствующий проект указания разработал Центробанк. Эксперты считают, что таксисты просто не будут оформлять такие полисы, так же, как это сейчас происходит с ОСАГО. А общественные организации, представляющие интересы таксомоторных компаний, уже обратились с просьбой к властям о переносе даты введения этой обязательной страховки. Подробности — в материале «Известий».
Выше некуда
Центробанк подготовил проект указания, устанавливающего тарифы на ОСГОП для автомобилей такси. Документ опубликован на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. По закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров» для такси наличие такой страховки становится обязательным с 1 сентября 2024 года.
Согласно документу, для такси минимальный тариф по риску причинения вреда здоровью пассажира составит 0,0471023338% от страховой суммы по этому виду страхования (2 млн рублей) на одно транспортное средство. В пересчете это составляет примерно 940 рублей. Верхняя планка по этому риску определена на уровне 0,1884093353% от страховой суммы (примерно 3770 рублей). Для сравнения: аналогичный тариф при авиаперевозке составляет чуть больше 1 рубля в расчете на одного пассажира (0,0000512257% от 2 млн рублей) при перевозке самолетом, и около 7 рублей при перевозке вертолетом (0,0003392636% от 2 млн рублей). Страховка при поездке на автобусах обходится перевозчикам еще дешевле: 13 копеек на одного пассажира в пригородных перевозках (0,0000067343%) и 10 копеек — при поездках городским транспортом (0,0000052306%). Аналогичная картина наблюдается и в отношении рисков гибели пассажира, а также причинения вреда его имуществу.
В общей сложности, минимальная стоимость полиса ОСГОП для автомобиля такси составит 1300 рублей в год, а максимальная — 5400 рублей, говоритсяв сообщении Центробанка.
— Страховщики в пределах установленного Банком России коридора будут определять базовый тариф для расчета стоимости полиса ОСГОП для каждого конкретного страхователя в зависимости от его индивидуального риск-профиля. Введение для такси такого обязательного вида страхования повышает финансовую защищенность пассажиров: выплата за причинение вреда здоровью при перевозке будет начисляться в пределах лимита в 2 млн рублей, — подчеркнули в пресс-службе регулятора.
Не всё так страшно
Предложенные Центробанком тарифы ОСГОП для такси только на первый взгляд выглядят высокими по сравнению с другими видами транспорта,считает член Общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто. Он отмечает, что стоимость страховки при полете на самолете, поездке на поезде или автобусе определяется из расчета на каждого пассажира, в то время как для такси она рассчитывается на каждый автомобиль с «шашечками».
— Если разделить указанные суммы на 365 дней, а также на 8–10 человек, которые ежедневно перевозит один автомобиль такси, то при расчете «на одного пассажира» стоимость страховки получится примерно такой же, — заявил он «Известиям».
Игорь Моржаретто также отметил, что, поскольку такси является одним из видов общественного транспорта, введение для него ОСГОП совершенно логично. Это дает пассажиру больший уровень страховой защиты в случае получения травм во время поездки, подчеркнул он.
В начале осени страховщики предварительно подсчитали, что введение обязательного ОСГОП для такси принесет им около 700 тыс. новых клиентов, а совокупный объем страховых премий по таким полисам может составить примерно 2 млрд рублей ежегодно.
Есть вопросы
Ситуация с определением тарифов на ОСГОП для такси аналогична той, что происходит с расчетом стоимости ОСАГО для этого вида транспорта, считает председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
— Страховщики оправдывают большие тарифы для такси высоким уровнем аварийности. Однако данные МВД свидетельствуют о том, что число ДТП с участим такси, а также тяжесть последствий снижается. Однако аварий с автобусами становится больше. При этом стоимость страховки для такси по-прежнему выше, чем для автобусов, — заявила она «Известиям».
Слова Ирины Зариповой о снижении уровня аварийности в такси подтверждаются статистикой. По данным научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, за девять месяцев этого года число аварий по вине водителей такси снизилось на 16,3% (1325 ДТП), в которых 44 человека погибли (-22,8%) и 1665 — получили травмы (-16,5%). Вместе с тем происшествий, которые произошли по вине водителей автобусов, стало больше на 5,9% (2609 происшествий). Жертвами таких аварий за девять месяцев стали 113 человек (-0,9%).
Опыт ОСАГО показывает, что в подавляющем большинстве случае страховые компании оформляют полис по максимальному тарифу, отмечает председатель общественного совета по развитию такси. В случае с ОСГОП ситуация будет точно такой же: несмотря на установленный «ценовой коридор», страховщики будут продавать такие полисы по верхней планке, полагает она. Ирина Зарипова также рассказала «Известиям», что общественный совет по развитию такси уже обратился в Совет Федерации с просьбой перенести введение обязательного ОСГОП для такси с 1 сентября 2024 года на более поздний срок.
Крыть нечем
ОСГОП — это мнимая забота страховщиков о пассажирах, считает вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин. Компенсация в размере до 2 млн рублей, положенная по этому виду страхования, касается только ущерба здоровью, который не может быть покрыт по обязательному медицинском страхованию (ОМС).
— С места ДТП скорая помощьотвозит пострадавших не в частные платные клиники, а в городские или районные больницы, где необходимая помощь им оказывается в рамках ОМС. Если потерпевший всё же нуждается в каких-то процедурах, которые не покрываются ОМС, что, как показывает практика, бывает крайне редко, то на эти случаи есть ОСАГО с лимитом компенсации по ущербу жизни и здоровью в 500 тыс. рублей. И только если и ОСАГО не хватит, в дело вступает ОСГОП, — рассказал он «Известиям».
С учетом высокой стоимости ОСАГО для такси и серьезных проблем с оформлением полисов значительная доля водителей машин с «шашечками» вообще не покупают эту страховку, либо оформляют ее как на обычный автомобиль, отмечает вице-президент НАС. Полисы ОСГОП для такси ждет такая судьба: таксисты просто не будут их оформлять, полагает Антон Шапарин.
Что делать частникам?
Действующее законодательство позволяет оказывать услуги такси не только юридическим лицам, но и самозанятым или индивидуальным предпринимателям, получившим соответствующее разрешение, напоминает руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус. Многие из них обычно берут автомобиль в аренду и нередко в течение года меняют несколько машин, отмечает он. При этом, поскольку в качестве перевозчика выступают ИП или самозанятый, именно они и обязаны оформить страховку ОСГОП.
— На фоне стоимости ОСАГО для такси тариф в 5400 рублей не выглядит чем-то сверхъестественным. Однако каждый раз арендуя новый автомобиль, ИП или самозанятому придется оформлять новый полис ОСГОП. На данный момент речь идет только о годовых тарифах, при этом не прописан механизм досрочного расторжения полиса и получения части уплаченной за него суммы, — заявил «Известиям» Станислав Швагерус.
По его мнению, такси не особо вписывается в нынешнюю концепцию ОСГОП, в том числе и потому, что для всех других видов транспорта тарифы определяются в расчете на одного пассажира, в то время как в таксомоторных перевозках расчеты исходят из числа транспортных средств. Станислав Швагерус считает логичной просьбу о переносе сроков введения этого обязательного вида страхования для такси — это даст время для решения ряда спорных вопросов.
Агрегаторы такси, которым «Известия» направили запросы, не смогли оперативно прокомментировать предложенные Центробанком тарифы на ОСГОП.