Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я разбираю еще один декабрьский пробник :
Пробник достаточно интересный, в какой-то степени - "прорывной". По ряду вопросов (они указаны в разборе) хотелось бы услышать мнения читателей.
Итак, задание 1:
Примечание: типовой вопрос.
Примечание: типовой вопрос. Увеличение кислотности высших гидроксидов в периоде коррелирует с увеличением неметаллических свойств соответствующих элементов. В плане углубления этого вопроса интересно было бы задание по расположению в порядке увеличения кислотности гидроксидов одного элемента, но в разных степенях окисления.
Примечание: типовой вопрос. Степень окисления +5 могут иметь в солях элементы 5 группы и последующих групп (предпочтительно, нечетных).
Примечание: типовой, но достаточно редко встречающийся в формате ЕГЭ в последние годы вопрос о кратности связей.
Примечание: типовой вопрос, требующий знания тривиальных названий.
Примечание: интересный вопрос, требующий знания гидролиза и свойств кислых солей (сильных кислот)
Примечание: очень типовой вопрос
Примечание: типовой вопрос по химии железа и его соединений
Примечание: типовой вопрос с использованием реакции окисления алюминия нитратом в щелочной среде.
Примечание: типовой вопрос по производным бензола
Примечание: согласно классическому определению, "ичность" атома С зависит от того, со сколькими атомами С он связан. И тогда: по одному третичному атому есть в ввах 1 и 4, четыре третичных атома - в тетрафенилметане. Ответ авторов - 14. Интересно мнение читателей на этот счет.
Примечание: типовое задание
Примечание: типовое задание. Не гидролизуются моносахарид дезоксирибоза и аминокислота фенилаланин.
Примечание: интересное задание. Давно не было вопросов, связанных со знанием механизмов реакций. В качестве развития этого вопроса можно ожидать примеров по нуклеофильному замещению в реакции гидрогалогенирования спиртов. Эта реакция частенько фигурирует в пробниках в качестве примера замещения в органике.
Примечание: На мой взгляд, задание выходит за рамки кодификатора. Возможно я ошибаюсь, но в кодификаторе нет способа получения кислот гидролизом амидов (реакция А) и галоформной реакции кетонов (реакция Г)
Примечание: интересное задание. Формально кислоту можно получить и из ангидрида и из бутина -2. Акценты расставляет использование Р2О5 во второй реакции.
Примечание: довольно простое задание, если не считать ответ 3. Бром, пусть и плохо, но растворяется в воде (3,2 г/100 г воды). Я изначально выбрала ответы 1 и 2, но потом сделала скидку на плохую растворимость брома. Интересно было бы узнать мнение читателей по этому вопросу.
Примечание: одно из самых "заумных" заданий этого пробника. Авторы соединили в одном задании правило Вант-Гоффа и закон действующих масс. Мне не понравилось.
Примечание: типовое задание.
Примечание: типовое задание.
Примечание: типовое задание.
Примечание: типовое задание.
Примечание: типовое задание.
Примечание: интересное задание. Не видела еще в формате ЕГЭ использования иодкрахмальной бумажки (индикатор на озон и хлор, бром).
Примечание: задание довольно простое, но также вижу его в формате ЕГЭ первый раз.
Примечание: первый раз встречается задача на пересчет массовой доли в молярность.
Примечание: простая задача на термохимию усложнена расчетом на смеси.
Примечание: типовая задача на примеси. Хотелось бы почаще видеть задачи на выход реакции. Их доля в пробниках меньше, чем на примеси.
Примечание: типовое задание. Смутил только осадок серы в продуктах, не заявленный в условии.
Примечание: очень типовое задание.
Примечание: интересное задание, особенно первая реакция.
Примечание: типовое задание, кроме, м.б., последней реакции. Обычно в "школьной" химии кетоны восстанавливают до спиртов, здесь же - до УВ. Использовала для превращения восстановление по Клемменсену (амальгама цинка с соляной кислотой).
Решение.
1. Найдем молекулярную формулу вва Х: СхHyNzOk
а) n(C)=n(CO2)=2,24/22,4=0,1 моль
n(Н)=2n(Н2О)=2*3,6/18=0,4 моль
n(N)=2n(N2)=2*1,12/22,4=0,1 моль
m(O)=4,6-(12*0,1+1*0,4+14*0,1) =1,6 г
n(О)=1,6/16=0,1 моль
б) Молекулярная формула: С0,1H0,4N0,1О0,1 или : СН4NО или С2Н8N2O2, это - глицинат аммония.
2. Уравнение прокаливания глицината аммония со щелочью:
Примечание: задача показалась мне провокационно легкой.
Решение.
1. Химизм процессов:
а) гидратация пропена:
б)Окисление полученных спиртов:
2.Найдем количественный состав смеси спиртов.
а) пусть n1 (пропанола -2)=х моль, n2 (пропанола -1)=у моль,
тогда n3 (ацетона)=х моль, n4 (пропионовой кты)=у моль.
б) выразим массы упоминаемых вв:
m исх спиртов= 60*(х+у) (5), где 60- М С3Н8О
m прод.окисления= 58х+74у (6)
Согласно условию m исх спиртов =m прод.окисления, т.е:
60*(х+у)=58х+74 у, или х=7 у (7)
в) Выразим массы кислорода в продуктах окисления:
m (О) в спиртах=16(х+у)
m (О) в продуктах окисления=16 х+32у
Согласно условию: 16 х+32у-16(х+у)=0,8,
откуда у=0,05 моль, тогда х=7у=0,35 моль
3. Расчет выхода каждого спирта в реакции гидратации:
а) n исх C3H6=0,5 моль, (поступило в реактор)
б) На образование пропанола-2 по реакции 1 затрачено 0,35 моль пропена
На образование пропанола-1 по реакции 2 затрачено 0,05 моль пропена
в)Выход каждого спирта равен соотношению между числом моль пропена, пошедшего на образование данного спирта, к числу моль пропена, поступившему в реактор:
выход пропанола -2= 100*0,35/0,5=70%
выход пропанола -1= 100*0,05/0,5=10%
Примечание: интересная задача.
В целом рассмотренный пробник поинтереснее разобранных ранее.
Заранее благодарна за конструктивные замечания и дополнения.
Всего доброго!