Свыше 40 лет я проработал на разных должностях в управлении капитального строительства. Особенно памятны 1970–1987 годы, когда заместителем генерального директора был Иван Терликов. Коллектив УКСа вместе с проектировщиками, строителями и заводскими службами успешно справился с задачами комплексного развития мощностей предприятия. В это время УВЗ осваивал серийный выпуск цельнометаллических полувагонов на подшипниках качения, новых танков Т-72 и инженерных машин.
29 октября 1981 года приказом генерального директора завода Вениамина Сотникова я был назначен начальником проектно-конструкторского управления (ПКУ). Это был период бурного строительства и технического перевооружения. Численность проектировщиков ПКУ в это время доходила до 80 человек. В большей или меньшей степени они принимали участие практически во всех стройках, но есть объекты, воспоминания о проектировании и строительстве которых особенно дороги. Это Дворец ледового спорта, профилакторий «Пихтовые горы» первая очередь МЖК, административно-бытовые корпуса цехов 100, 250, 510, 561, 562, магазины «Заказы», «Птица», «Металлург», пять детских садов, столовая «Юбилейная» для цеха 160, жилые дома в квартале 20Б, ряд объектов складского, транспортного, инструментального, энергетического и других хозяйств. Для подсобного хозяйства по проектам ПКУ возрождена деревня Новая, построен коровник на 200 голов, овощехранилище, теплица, гостиницы, жилые дома в Волчанске.
В должности начальника ПКУ я проработал 27 лет. Часто Сотников ставил передо мной задачи напрямую, минуя своего заместителя. Одно из первых его поручений касалось проблемы размораживания вагонов с формовочными песками, поступающими на завод в зимнее время. Составы с песком загонялись в один из цехов, где их вручную рыхлили, понижая температуру в цехе. Труд был тяжелый и малоэффективный. Решение проблемы подсказал инженер отдела главного металлурга Никитин. Он предложил в качестве теплоносителя для разогрева вагонов использовать отходящие дымовые газы мартеновских печей. Было много скептиков, боялись, что это скажется на режиме работы печей. Попытки решения этой проблемы вибраторами и инфракрасными излучателями оказались неудачными. ПКУ предложило проект тепляка на 14 вагонов, расположенного параллельно мартену, с перехватом отходящих дымовых газов из боровов перед выбросом их в дымовые трубы. Теплотехнический расчет выполняла конструктор ПКУ Решетилова. Специалисты РЖД согласовали проект. Топляк был рассчитан на работу в автоматическом режиме с управлением от одного оператора. Проект автоматизации выполнил Соколов. В короткие сроки тепляк был построен и сразу показал прекрасные результаты: за восемь–десять часов без нарушения санитарных норм состав с сухим песком подавался на земледелку. Это было наше ноу-хау.
Другой пример. Поздно вечером Сотников звонит мне домой:
– Володя, у меня в кабинете заместитель министра Осекин, он обещает нам два сверхплановых дома. Найди на Вагонке свободную площадку и разработай документацию на строительство.
Я попросил на это два месяца, получил один. Специалисты согласятся, как это непросто… Переговоры с архитектурой и генеральным проектировщиком города, согласование технических условий на подключение к инженерным сетям, приобретение типовых проектов и их привязка. Помогли хорошие отношения со службами при согласовании и опыт проектировщика. В течение месяца были выданы рабочие чертежи и сметы на строительство двух домов на 140 квартир в квартале 20Б (улица Молодежная). Сверхплановые дома были построены в этом же году.
Подобных поручений было много. Особое место занимает его поручение по корректировке рабочих чертежей и смет на строительство Дворца ледового спорта. Документацию на него разработал Союзспортпроект в 1975 году, а в феврале 1983-го было получено разрешение Совета Министров СССР: «Согласиться в виде исключения со сроком завершения строительства не позже 1986 года». Сотников вытащил меня на очном рапорте на трибуну с докладом по корректировке проекта. Я начал говорить, он прервал меня: «Я тебя про Испанию спрашиваю, а ты мне про Португалию рассказываешь. Когда чертежи на фундаменты будут выданы?» Я прикинул, говорю, что через две недели. «Через одну, – уточнил он, – и чтобы без дураков!» С запасом я как раз угадал, но всем пришлось попотеть. ПКУ разработал ряд принципиально новых решений, которые позволили ускорить строительство, обеспечить большую надежность сооружения при хорошем качестве. В этом году Дворцу ледового спорта исполнилось 37 лет.
Текст: Владимир Семухин, ветеран УКСа
Фото: Людмила Иванова