Найти в Дзене
Взрослый английский

Learning Kitchen: английский для взрослых. Построение среды эффективного обучения. Публикация 4

Если попытаться вспомнить собственных учителей в школе (например, я это делаю периодически в цикле "Хроники Акаши"), то сложно восстановить в памяти отдельные уроки, но вот отношение учителя к классу - вполне возможно. То самое отношение преподавателя к обучающимся и, соответственно, то, как учащиеся относились друг к другу, отличалось от класса к классу. То же самое могу сказать и о своём периоде обучения во вполне взрослом возрасте. Например, когда проходил сертификацию по методике преподавания английского для взрослых (CELTA), у нас было два потока. И один из них вёл преподаватель, настроенный дружелюбно, внимательный к нам, а вот атмосфера на занятиях другого была очень воинственной. Это скорее была борьба, чем командная работа. При этом, программа и материалы обучения, даже обучающиеся у обеих групп были одни и те же. Раппорт на занятиях английским для взрослых Что создаёт отличительную атмосферу в классе каждого преподавателя? Что привносит отличие между атмосферой защиты и возбу
Оглавление
Раппорт и положительная атмосфера обучения
Раппорт и положительная атмосфера обучения

Если попытаться вспомнить собственных учителей в школе (например, я это делаю периодически в цикле "Хроники Акаши"), то сложно восстановить в памяти отдельные уроки, но вот отношение учителя к классу - вполне возможно. То самое отношение преподавателя к обучающимся и, соответственно, то, как учащиеся относились друг к другу, отличалось от класса к классу. То же самое могу сказать и о своём периоде обучения во вполне взрослом возрасте. Например, когда проходил сертификацию по методике преподавания английского для взрослых (CELTA), у нас было два потока. И один из них вёл преподаватель, настроенный дружелюбно, внимательный к нам, а вот атмосфера на занятиях другого была очень воинственной. Это скорее была борьба, чем командная работа. При этом, программа и материалы обучения, даже обучающиеся у обеих групп были одни и те же.

Раппорт на занятиях английским для взрослых

Что создаёт отличительную атмосферу в классе каждого преподавателя? Что привносит отличие между атмосферой защиты и возбуждения и средой, где люди способны быть честными с собой и окружающими. принимать на себя риски? Многие теоретики и практики преподавания говорят о важности "раппорта" между преподавателем и обучаемыми. Сложность в том, что важность пресловутого раппорта несомненна, однако его крайне сложно определить и количественно измерить. Некоторые преподаватели сравнивают его с состоянием "дружелюбности к обучаемым".

Из практики: Если посмотреть на практику коллег по технологиям обучения, только из области Прикладного Анализа Поведения, то в рамках практического функционального анализа и тренинга с опорой на навыки (сокращённо PFA/SBT), разработавший этот подход доктор Грегори Хенли (Dr. G. Hanley) настоятельно рекомендует достигать у обучаемого состояния HRE. Эта аббревиатура расшифровывается как Happy-Relaxed-Engaged (то есть, "доволен-расслаблен-увлечён). И этого состояния обучаемого нужно достичь ДО начала процедур вмешательства в поведение. К сожалению, концепции доктора Хенли для своего изучения требуют хотя бы полного курса обучения в Прикладном анализе Поведения, а потому я не привожу ссылки. ПАП - слишком концептуально сложная область, чтобы в двух словах выразить хотя бы что-то без риска нанести вред своими даже словами, не то что действиями. Скажу только, что трудами сообщества профессионалов в РФ доступно обучение как ПАП, так и подходу PFA/SBT в разрезе формирования социально значимых навыков у детей с аутизмом.

Итак, концепция раппорта как аспекта важного аспекта взаимодействия между преподавателем и обучаемым сложна и требует уточнения. Если значительная часть восприятия процесса обучения сводится к формированию отношений между участниками процесса изучения английского взрослыми, не значит ли это, что успешными преподавателями можно только родиться? Или если раппорт в аудитории не естественный на 100%, то можно ли что-то сделать, чтобы его улучшить?

К сожалению, не всему можно научиться и не всё можно улучшить. Некоторые явления требуют для этого гораздо больших усилий. Можно шутить, непринуждённо разговаривать или легко идти на контакт, однако это поведение не всегда означает хорошее преподавание. Вы можете вспомнить, как некоторые классы с такой атмосферой совершенно выветрились из памяти, а вот другие - более спокойные - остались с нами навсегда. Подобное поведение может быть одним из строительных элементов, но точно не самым важным.

Уважение, эмпатия и искренность на занятиях английским для взрослых

Графическое представление уважения, эмпатии и искренности, созданное роботами :-)
Графическое представление уважения, эмпатии и искренности, созданное роботами :-)

Карл Роджерс, американский психолог предположил, что преподаватель должен обладать тремя ключевыми характеристиками для построения эффективной учебной среды:

  1. уважение (положительное и безоценочное отношение к другому человеку);
  2. эмпатия (способность посмотреть глазами другого человека);
  3. искренность (быть собой, не прячась за должности, роли или маски).

Если преподаватель обладает этими тремя качествами, то отношения в аудитории скорее всего будут крепче и глубже, а коммуникация между участниками учебного процессса - честной и открытой. Сама атмосфера обучения становится позитивной и поддерживающей. В результате, обучающиеся могут совершать целевые действия с меньшим страхом потенциального риска при разрешении сложностей. При этом, Роджерс и Фрелберг считали, что искренность является важнейшей. Они рекомендовали быть собой. Не играть роль преподавателя (это к обучаемым тоже относится - не играть роль, а быть собой). Всем участникам процесса стоит быть человечными, честными и (как следствие) - чувствительными.

Существуют техники, с помощью которых можно улучшить качество своего общения с другими, однако реальный раппорт - больше, чем техника, которую можно повторить. Это не то, что вы делаете с другими людьми. Это вы и ваше ежесекундное отношение к людям при взаимодействии с ними. Так же как и "уважение" и "эмпаия" - не могут быть одеждой, которую можно надеть при входе в аудиторию, но постоянная характеристика в ходе учебного процесса. Напротив, эти категории произрастают из ваших истинных намерений.

Для улучшения качества взаимодействия в аудитории не нужно изучать новые техники. Нужно всего лишь взглянуть на то, чего мы действительно хотим и что мы по отношению к этому ощущаем. При этоом, я спциально пишу так, чтобы это воспринималось не только как обращение к преподавателям, но чтобы обучающиеся тоже задумались об этом.

Из практики: я тоже начинал с обучения несовершеннолетних, однако преподавание английского взрослым имеет свои отличия. Помимо аспектов возрастной психологии, на атмосферу занятия влияет и предшествующий опыт обучения, и социальные роли обучаемого, и эмпатичность обучаемого. В случае с несовершеннолетними, барьеры, обусловленные этими факторами, слабее. И чем меньше возраст, тем бысрее и проще они преодолеваются (буквально несколько занятий). В случае со взрослыми, этот период длится дольше, порой больше десятка аудиторных занятий, в ходе которых крайне важно построить атмосферу сотрудничества и доверия. тем не менее, искренность видна всем возрастам сразу. Взрослым - в силу их жизненного опыта. Дети же сразу чувствуют фальшивое поведение. Отдельно стоит рассмотреть подростков: они ещё не имеют обширного жизненного опыта и предшествующего опыта обучения, однако каким-то образом тоже всегда чувствуют фальшь, только ещё не научились приемлемо выражать своё несогласие сотрудничать в такой атмосфере. Плюс, присущий возрасту нигилизм может доставить неприятностей. Что точно не стоит делать в аудитории - это играть роль. Разве что вы организовали ролевую игру. Справедливость я бы тоже отнёс к искренности. Отсутствие справдливости-искренности приведёт к появлению "любимчиков" и в дальнейшем к ситуациям как на олимпиаде в 1998 году, о которой я писал в другом цикле.

В следующей публикации мы рассмотрим детальнее три типа учителей: объясняющий, вовлекающий и задействующий. Я немного касался этой типологии в другом цикле, в публикации о формировании ожиданий от курса и преподавателя.