Дробовик отца стал орудием преступления школьницы в Брянске, где случилась стрельба в гимназии. Это первая девочка-стрелок, взявшая на себя роль вершительницы судеб по подобию американской истории. Но виноват ли родитель в бойне, которую учинила его дочка? Или же в школе была плохо организована охрана? А может, всему виной учителя, не заметившие буллинга в классе? Эти вопросы для обсуждения на государственном уровне предлагает поднять член родительского комитета, многодетный отец Андрей Генерозов:
«Когда я слышу, что это халатность со стороны взрослого человека, в частности отца, то я не исключаю, что какой-то процент можно на него возложить, потому что огнестрельное оружие должно находиться вне доступа несовершеннолетних или даже совершеннолетних, но не имеющих права пользоваться. Это все понятно. Но здесь важно не путать приоритеты. Главная вина все-таки лежит не на отце, как я считаю.
Главная вина лежит на общественном устройстве нашего российского мира. Ведь этот случай и сам сценарий случившегося вписывается в прежние трагические случаи, когда дети, находясь в некоем кризисе, в поисках некой юношеской справедливости, начинают самоутверждаться совершенно деструктивным образом. Важно, что такие вещи не на пустом месте возникают, а на фоне агрессивного климата, который у нас присутствует в средствах массовой информации. Мы, родительские комитеты и другие общественные организации, не только в Тюмени, но и по всей России, давно говорим о том, что интернет-контент изобилует насилием. И не только насилием, но и развратом, и потребительством, совершенно неоправданным.
Все эти вещи, касающиеся массового сознания, должны фильтроваться государственными органами. Когда говоришь такое, тебя начинают обвинять, что ты призываешь к цензуре. Но цензура цензуре рознь. Те вещи, которые вредят самой душе человеческой, которые призывают ее к насилию, к разврату и безмозглости – эти вещи в нормальном обществе должны фильтроваться. Это не называется насилием над личностью – это некие охранительные фильтры, которые действуют как нормальная правоохранительная система. Так же должна контролироваться и информационная система, которая всех нас окружает.
Этот сценарий уже из года в год повторяется, в первую очередь он связан именно с нашей информационной средой. Возьмем даже засилье электронных игрушек, я имею в виду электронные игры: огромное количество подростков и даже взрослых людей играют в так называемые стрелялки. Конечно, взрослый человек со сложившимся мировоззрением понимает, что стрелялки стрелялками, но сам он никогда стрелять не будет. А есть люди, находящиеся в сложной жизненной ситуации, которые не очень четко понимают, что запасной жизни нет. И если ты убьешь себя или другого – новая жизнь не наступит.
Компьютерная реальность настолько плотно вошла в нашу жизнь, что стала как бы дополненной реальностью, что кажется, что на самом деле можно будет начать жизнь заново. Вот ты самоутвердился, все на тебя внимание обратили, все тебе посочувствовали, а после этого ты живешь набело. На самом деле такого не бывает. Эти молодые люди, к сожалению, такого не чувствуют. И здесь надо обращать внимание на корень проблемы. То есть опасность высока со стороны медиасреды. А уже во вторую очередь надо обращать внимание на доступ к оружию, на то, что вовремя семья либо педагоги не обратили внимания, либо на проблемы внутри детского коллектива.
Как и в предыдущих случаях, когда молодежь самоутверждается за счет агрессии, этому предшествует долгое нахождение в интернете, просмотр своеобразных роликов, электронные игрушки. Помнится, ролик одного из рэперов российских изъяли, потому что он был создан на основе истории о колумбайнерах*. (Имеет в виду заблокированный Роскомнадзором клип «Последний звонок» рэпера Оксимирона** – Прим. ред.) К сожалению, вписывается в тот сценарий, который из раза раз повторяется. Сколько можно смотреть это уже?
Власти надо делать серьезные выводы. Мы наступаем на одни и те же грабли! А выводов никто не хочет делать. Надо фильтровать нашу медиасреду и для взрослых, и для детей. Однозначно, если мы будем фильтровать триггеры, запускающие безнравственное агрессивное поведение, то и таких случаев будет меньше, а может, и вовсе не будет.
Обратите внимание, что не юноша, а здесь уже и девушка взяла оружие. Это не вписывается в женскую природу. Получается, что для девушек это тоже стало характерным. Это уже тревожный дополнительный звонок».
* ВНЕСЕН В ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ
** ПРИЗНАН ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ – ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева, Ольга Юшкова