Еще до походов Петра I к Азову стоявшая там крепость на несколько лет фактически выходила из-под управления Османской империи и оставалась в руках захвативших ее донских и запорожских казаков. Благодаря их силе воле и доблести с 1637 по 1642 происходило так называемое Азовское сидение, когда турки не могли выбить казачьи силы с этой территории. И хоть сама крепость была разрушена в середине 18 века, память о ней и о героизме, с ней связанном, хранится и по сей день.
Для начала стоит, пожалуй, понять, почему на эту крепость довольно долго было обращено столь пристальное внимание. Все дело в удачном географическом положении. Она находилась на высоком холме и удобно закрывала выход к Азовскому морю. Размещенный там гарнизон мог отслеживать все перемещения, происходившие на воде, и держать их под контролем. К тому же оттуда удобно было налаживать торговые связи. Первыми это поняли греки, еще в 3 веке до н.э. основавшие там город Танаис. Позже он входил в состав Тмутараканского княжества, затем был захвачен половцами, потом перешел к Золотой Орде, а следом принадлежал итальянцам.
И вот мы постепенно добрались до 1471 года, когда город был захвачен турками. Они основали на его месте мощную крепость с 11 башнями по кругу. Туда также был отправлен сильный гарнизон, который должен был брать на контроль все близлежащие земли. Но это не мешало казакам совершать время от времени на нее набеги.
Думаю, дальше мы не будем сильно погружаться в подробную историю Азовской крепости, иначе это может занять продолжительное время. Главное, что стоит понимать, - к 17 веку крепость представляла из себя большую силу и была хорошим подспорьем для Османской империи. Для Российского государства и казачьих поселений она представляла немалую угрозу и закрывала выход в Азовское море (для этого турки даже перетянули поперек реки железную цепь с сигнальными колоколами). Возле крепости всегда плавали дежурные галеры, вооруженные пушками. В трех словах: почти неприступное место. Когда турецкое государство решили напасть на Иран, оно не посчитало, что Российское государство, ослабленное Смоленской войной, может как-то в этом помешать.
Вернемся к казачьим забегам. Они происходили часто и довольно продуктивно: казаки собирали дань, разоряли предместья крепости, увозили продукты и промысловые предметы и даже брали пленных. В 1625 году казакам даже удалось ворваться в крепость и разрушить одну из башен, пока их не вытеснили. Обходить всю турецкую защиту у них получалось при помощи хитрости. Например, они пускали по воде большие бревна, отвлекая на них внимание охраны, а сами тем временем штурмовали стены.
Но эта история была обоюдной - турки тоже могли зайти в казачьи станицы и нанести большой ущерб. И в тот момент, когда Османская империя вступила в войну с Ираном, казаки решили воспользоваться моментом ослабления турецких сил на Азове. Стоит отметить, что комендант крепости знал о готовящемся нападении - о нем ему донес бывавший в то время в казачьих землях турецкий посол грек Фома Кантакузен (которого потом казаки изрубили на части). Там что находящиеся в Азове турки были готовы, но, возможно, их подвела собственная уверенность.
В 1634 году донские и запорожские казаки объединились, чтобы совершить совместное нападение на крепость. Они смогли взять одну из башен, но во время штурма стены обвалились и засыпали вход в город. Им пришлось отступить. Но новые наступления уже готовились.
К весне 1637 года в донские поселения стали прибывать воины. Всего их насчитывалось около 4,5 тысяч человек. На самом деле, не все из них были казаки: находились и торговцы, задержавшиеся в этих местах, и судовые работники, желавших принять участие в походе и, что уж скрывать, дележе награбленного. Атаманом был выбран Михаил Татаринов, о биографии которого ни до, ни после этого мероприятия почти ничего не известно. Подготовившись к выступлению, казаки отправили в Москву к царю Михаилу Федоровичу послание: «Пошли мы, холопи твои, переговоря меж собой, под Азов, потому… что они, азовские люди, на нас… умышляли, крымскому царю написали для рати, чтобы нас… с Дону перевесть, а Дон реку очистить». Одной из главных причин такого решительного шага они называли работорговлю, которая получила большое распространение в том числе в Азовской крепости.
Разделившись на две части (одни передвигались по воде на судах, другие - по суше на конях), казаки подошли к крепости 21 апреля 1637 года. Тогда и началась осада. Возле Азова ими были воздвигнуты укрепления и стали из них забрасывать турок пушечным огнем, несмотря на постоянные вылазки осажденных. Казакам удалось повредить стены, но разрушить до конца имевшееся у них оружие не позволяло. Тогда прибыл царский гонец, доставивший караван судов и «государево жалованье» (порох, по 50 пушечных ядер к 84 пищалям, сукна, 2 тыс. рублей).
Около месяца казаки рыли подкоп к крепости, но поначалу ошиблись с местом и сделали его мимо стены. Только вторая попытка оказалась удачной, и взрывом им удалось сделать пролом в крепостной стене. Тогда казаки пробрались внутрь сооружения и вступили в схватку с остававшимися внутри солдатами. Устье реки в тот же момент они перекрыли кораблями, чтобы враг не получил поддержку. Выбивать турок из крепости пришлось долго - кровавые бои шли неделями. В результате этого казаки потеряли около 1000 человек, которых с честью похоронили. Тела турок же в течение недели сбрасывали в реку. Женщин и детей взяли в плен. Казаки освободились около 2000 находившихся в крепости невольников, основная масса которых была христианами. А всю награбленную добычу они разделили между всеми участниками штурма, даже мертвыми.
Все тот же посланник (его имя сохранилось - Степан Чириков) отправился назад в Москву с донесением о взятии Азова. При этом Михаил Федорович уверял османского султана, что не причастен к походу, а казаков называл ворами. В то же время он послал захватчикам 100 пудов пороха, 150 пудов свинца и царское знамя. Одним словом, политика.
Казаки тем временем восстанавливали разрушенные ими же укрепления, расставили пушки, накопили продовольствие и были готовы держать осаду. Собранная конная стража постоянно выезжала за пределы крепости на разведывание обстановки. Силы их пополнялись, так как со всех окрестностей в Азов приходили люди и оставались там. Постепенно был освящен православны храм, подписан мирный договор с ногайцами, развилась торговля, в том числе и с иностранными купцами (даже турецкими). Но прибывших торговцев не пускали внутрь крепости, так как боялись проникновения лазутчиков,- все вопросы решались снаружи.
Что же в это время делал султан? Пока его основные силы были заняты на других фронтах, он обратился к крымскому хану, но тот, хоть и подошел к Азову, на штурм не решился. Он предложил казакам уйти за вознаграждение, но те отказались, и хан ушел. Тогда султан Ибрагим I, только занявший престол, стал формировать собственные силы. К крепости были отправлены янычары, собранные со всех подвластных Османской империи земель, мастера по разрушению крепостей и подошли почти три сотни судов. Точное число турецкого войска не установлено: кто-то называет цифру в 120 тысяч человек, кто-то - аж в 240 тысяч. Они считали, что смогут взять крепость за несколько дней, а дальше, чтобы совсем истребить казаков, двинутся в сторону России.
В крепости же тогда постоянно проживали около 1000 казаков. Понимая, что в покое их не оставят, на совете было решено собрать как можно больше сил. Тогда появился приказ о прибытии в крепость всем казакам, а если кто-то решил уклониться, тех следовало «грабить и побивать до смерти и в воду метать». Так в Азове собралось уже порядка 5000 человек. Прибыли и женщины (около 800), которые тоже принимали участие в обороне. Так как казачьи формирования были не однородны, между ними тоже случались стычки. Например, когда запорожцы посчитали себя более привилегированными, донские казаки убили их атамана. В управлении крепости были поставлены Осип Петров и Наум Васильев, оба из донских.
К июню 1641 года турки со всех сторон обложили Азов. С моря подходили корабли, а на суше были вырыты траншеи, войска в которых оказались недосягаемыми для казачьей артиллерии. Поставленные пушки привязали цепями, чтоб казаки не смогли забрать их себе. В ход шли и угрозы, и обещания крупного вознаграждения в случае сдачи, и шантаж. Например, османы говорили, что казакам нечего надеяться на помощь российского царя, на что те ответили: «Ведаем, какие мы в Московском государстве на Руси люди дорогие, ни к чему мы там не надобны… А государство Московское многолюдно, велико и пространно… А нас на Руси не почитают и за пса смердящего. Отбегаем мы ис того государства Московского из работы вечныя, ис холопства невольного, от бояр и от дворян государевых… Кому об нас там потужить?.. А се мы взяли Азов город своею волею, а не государским повелением».
К казакам прибывал посол враждебного тогда Османской империи государства - Персии. Он предлагал союзничество и был готов прислать 20 000 воинов. Но казаки почему-то отказались. В причинах такого необдуманного поступка разбираться сейчас уже бессмысленно.
Тайно казакам удалось прорыть подземные проходы, через которые они время от времени совершали вылазки и нападали на малые части турецкого войска. Также они смогли сделать несколько ям-ловушек. Османы дважды шли в атаку, но несли лишь большие потери и отступали. Они начали вести непрерывный огонь и разрушили почти все имевшиеся башни, да и оставшиеся тоже сильно пострадали. Казаки ушли жить в подготовленные землянки. Постепенно им пришлось уходить все дальше вглубь крепости, так как османы, давя численным преимуществом, постоянно наступали.
Казаки и турки рыли подземные переходы навстречу друг другу и часто их взрывали. Велась так называемая подземная война. И казаки из нее вышли победителями. Турецкий военачальник обратился к султану с просьбой о пополнении сил и одновременно вновь предложил казакам провести переговоры. Те опять отказались от сулившихся им вознаграждений. Но это время дало обеим сторонам необходимую передышку, к тому же в крепость стали потихоньку добираться новые казаки. Они плыли прямо по реке, лежа на спине под водой, держа во рту камыш, чтобы сохранять конспирацию, а оружие держали в кожаных мешках. Узнав об этом, крымский хан перегородил Дон сплошным частоколом.
Когда же турецкие войска наконец получили новые силы, было решено предпринять последнюю попытку штурма крепости. Они изматывали казаков, беспрерывно атакуя днем и ночью. Им было проще: пока одни находились в нападении, другие отдыхали. Казаков же было в разв меньше, так что времени на отдых они не имели. Но даже при таком раскладе турецкие солдаты не могли взять крепость. Все это сопровождалось колоссальными потерями.
Турки стали уставать. Их моральный дух был уже почти на нуле. Казаки же тем временем стали действовать с хитростью. Один из них, притворившись перебежчиком, сказал туркам о наличии трех заминированных траншей под их позициями. Но найти удалось только одну. Тогда османы решили отойти чуть назад, чтобы не оказаться в эпицентре возможного взрыва. Начались проблемы с поставками провианта. По итогу осада была снята. В дальнейшем вспоминалось, что османские офицеры никогда прежде не испытывали такого позора.
Но на этом все не закончилось. Турецкое правительство требовало начала новой осады, пока казаки были морально и физически истощены. Один из атаманов, Наум Васильев, отправился в Москву к царю, чтобы тот оказал помощь и взял крепость «под свою руку». Но Михаил Федорович еще опасался угрозы с запада и отправить войска на Азов не мог. Ведь это означало бы начало войны с Османской империей. При этом царю уже поступали донесения, что от крепости уже почти ничего не осталось. Да и турецкий посланник непрозрачно намекал, что если Россия не будет поддерживать казаков, то она может получить поддержку в случае конфликта с Речью Посполитой (что в дальнейшем не было выполнено). Так казакам было велено оставить Азов и «вернуться к своим куреням». Царский отказ стал решающим для казаков. Летом 1642 года они разрушили еще имевшиеся в крепости укрепления и покинули ее. Азовское сидение закончилось.
Семь месяцев ушло у турков, которые сразу же вошли внутрь, на строительство новой крепости. Но борьба за укрепление не закончилась. Те же казаки еще продолжали совершать набеги на крепость (в 1656 году, например, такой поход возглавил все тот же Наум Васильев). А Азовская крепость еще не раз будет появляться на страницах российской истории.
Фактически казаки одерживали победу, несмотря на значительный перевес в силе противника. Но из-за недостатка поддержки им пришлось отступить. Однако нельзя сказать, что все потери были зря. Благодаря этим событиям Россия выиграла время, необходимое для укрепления границ, потрепанных в предыдущие годы.