Экспансия платных дорог набирает обороты! Если ещё совсем недавно платными были исключительно междугородние трассы или их отдельные участки, то теперь "платники" стали захватывать города. В Москве открылся Московский скоростной диаметр (МСД), в Новосибирске строят платный мост, а власти Нижнего Новгорода заключили концессию на строительство целой новой дороги в городской черте с мостом через Оку.
Что известно о дороге?
Правительство Нижегородской области и ООО «Концессионная строительная компания № 11», являющаяся «дочкой» строительного гиганта АО «ДСК «Автобан» @holding_avtoban заключили концессионное соглашение на строительство дублера проспекта Гагарина в Нижнем Новгороде. Об этом пресс-службы Правительства и Автобана сообщили 5 декабря 2023 г.
Протяженность новой трассы составит 12,8 км, включая километровый мост через реку Оку.
Дорога будет платной.
В соответствии с пресс-релизом, в составе новой дороги будет построено 3 транспортные развязки.
Данное заявление вызывает недоумение, так как всего, согласно схеме, новая дорога будет пересекаться с 5 другими дорогами:
- улица Дорожная;
- федерльная трасса Р-158 "Нижний Новгород - Саратов";
- дорога "Ольгино - Большая Ельня";
- улица Ларина
- ;Анкудиновское шоссе / ул. Академика Сахарова.
А развязок обещают 3. При этом на представленных схемах их тоже 5. Вывод: либо кто-то ошибся в подсчёте, либо где-то будет реализовано пересечение в одном уровне, то есть простой светофорный перекрёсток. Первый вариант кажется нам реалистичнее, учитывая, что трасса будет платной и не в интересах концессионера устраивать заторы уже на въезде.
Строительство будет разделено на 5 очередей, последней из которых станет непосредственно мост через Оку.
Срок строительства
Концессионное соглашение заключено почти на 31 год. Из них 4,5 года планируют потратить на проектирование и строительство, а дальнейшая эксплуатация дороги на платной основе займёт 26 лет.
Таким образом, ориентировочный срок открытия дублёра: 2028 год.
Стоимость работ
Проект будущей дороги ещё не прошел согласование госэкспртизы и не утверждён правительством, но на основании имеющихся данных стоимость строительства оценивают в 64,4 млрд. руб. (по состоянию на конец 2023 года).
Стоимость проезда по дороге
Как уже было сказано, проезд по новой дороге будет платным.
Сбор платы будет обеспечен с использованием безбарьерной системы free-flow (она же свободный поток). Такая система уже успешно применяется на А-113 "ЦКАД", М-12 «Восток», МСД и будет применяться на Центральном мосту в Новосибирске.
Пока заявлены следующие базовые тарифы:
- легковой транспорт - 4 руб./км
- грузовой - 8 руб./км.
При этом власти утверждают, что для жителей Нижнего Новгорода и, предполагаемо, всей Нижегородской области, проезд по трассе будет бесплатным. Видимо за основу данного принципа будет положен столичный опыт с МСД, которая также не является платной для жителей Москвы и Подмосковья.
Эффект от строительства
Плюсы:
- Соединение Новинского сельсовета и Приокского района Нижнего Новгорода;
- улучшение транспортной доступности Автозаводского района и Ленинского района;
- повышение транспортной доступности международного Аэропорта Нижнего Новгорода для жителей правого берега Оки;
- разгрузка существующих переправ через Оку, снижение перепробега транспорта;
- разгрузка проспекта Гагарина;
- возможность создания ТПУ возле метро Парк Победы.
Минусы:
- дорога частично пройдет по территории существующих СНТ и населенных пунктов. Некоторые дома пойдут под снос;
- шумовое загрязнение и выхлопы для жителей близлежащих домов;
- целесообразность строительства условно-платной дороги в таком месте, т.к. транзитного трафика из других регионов там крайне мало, а для жителей НН дорога должна быть бесплатной
Итог
Это явно нетривиальный проект, но задающий вектор дальнейшего развития будущему дорожному строительству. Если в Нижнем появится платная дорога, то в скором данный опыт распространят на все города-миллионники. Нужно принять этот факт: государство уже не может (и не хочет) единолично финансировать создание комфортной городской среды, поэтому отдает решение этого вопроса концессионерам. При этом экономическая эффективность таких проектов часто весьма сомнительна. Что выйдет на этот раз - пока не ясно. Как только проект будет обрастать деталями, будет появляется больше конкретики.
А пока мы продолжим следить за данным строительством с большим интересом. И будем публиковать здесь и в нашем Телеграмм все самые свежие новости о нем.
***
Лайк - это лучшая благодарность и стимул для автора