Трасса М-12 "Восток" (она же "Москва - Казань" в девичестве) строится семимильными темпами. На строительство одного из главных федеральных проектов бросили все силы. Трасса будет платной, заказчиком работ выступает Государственная компания "Автодор", ответственная за другие платные федеральные трассы России (М-11 "Нева", М-4 "Дон", А-113 "ЦКАД" и др.). После смены руководства, приоритет государственно-частного партнерства в стенах ГК "Автодор" исчез, и строительство М-12 стало осуществляется через обычные госконтракты - за счет бюджетных средств.
Еще на стадии проектирования трасса была поделена на 8 этапов + обход Балашихи и Ногинска (так называемый "0 этап"), таким образом получилось 9 этапов строительства. Вся трасса, кроме 0 этапа, будет IБ технической категории, иметь 4 полосы для движения (по 2 в каждую сторону) общая протяженность трассы - 810,32 км.
Разумеется, "войти" на такой проект могут позволить себе далеко не все. Да и чиновники прекрасно понимают, что на такой проект абы-кого пускать нельзя, иначе распил строительство может сорваться. В итоге на проекте сложился весьма узкий круг генподрядчиков, названия которых большинству заинтересованных в дорожном строительстве хорошо знакомы.
0 этап (обход Балашихи и Ногинска) (Московская область)
Генподрядчик: ООО "Трансстроймеханизация"
Цена Контакта: 65,90 млрд. руб. (2 пусковых комплекса)
ООО "Трансстроймеханизация" - одна из крупнейших дорожно-строительных организаций России. Среди проектов компании строительство большей части М-11 "Нева", участков М-4 "Дон" в Воронежской области, реконструкция М-9 "Балтия" и М-5 "Урал" в Подмосковье. Сейчас компания также параллельно ведет строительство обхода Островцов и Октябрьского на трассе М-5 "Урал" в ближайшем Подмосковии, а также строит недостающий обход Твери в рамках трассы М-11 "Нева".
ООО "Трансстроймеханизация" на 100% принадлежит АО "Дороги и Мосты" (АО "ДиМ") - выделенной из состава ПАО "МОСТОТРЕСТ" для обхода западных санкций структуре (АО "Дороги и Мосты" передалось более 90% имущества и сотрудников ПАО "МОСТОТРЕСТ"). В свою очередь структуры АО "ДиМ"/ПАО "МОСТОТРЕСТ" на 51% принадлежат Аркадию Ротенбергу - близкому другу Президента РФ - В.В. Путина. Оставшиеся 49% были проданы через ВЭБ.РФ структурам РЖД.
Стоит отметить, что ООО "ТСМ" достался единственный участок трассы А1 категории с 6 полосами для движения, при этом разбитый на 2 лота по пусковым комплексам.
1 пусковой комплекс - участок от ЦКАД до 108 "Большое Московское кольцо" (21 км) - открыт в ноябре 2022 года.
2 пюсовой комплекс - участок от МСД (граница района Некрасовка г. Москвы и Московской области) до ЦКАД (44 км).
1 этап, км 0 - км 80 (Московская и Владимирская области)
Генподрядчик: АО "Стройтрансгаз"
Цена Контакта: 53,38 млрд. руб.
АО "Стройтрансгаз" - компания принадлежащая другому другу Владимира Путина - Геннадию Тимченко.
Основные проекты компании энергетические (связанные с газовой промышленности), однако и дорожное строительство компании не чуждо: АО "СТГ" было задействовано в реконструкции трассы А-104 "Москва - Дубна" (оно же Дмитровское шоссе), строило развязку Лыткаринского шоссе и трассы М-5 "Урал", а его "дочка" ООО "СТГ-Мост" была одним из подрядчиков по строительству Крымского моста.
2 этап, км 80 - км 116 (Владимирская область)
Генподрядчик: ООО "Региональная строительная компания" (ООО "РСК).
Цена Контракта: 21,206 млрд.руб.
Для многих подрядчик самого маленького участка трассы стал темной лошадкой, выбивающейся из общего списка.
ООО "РСК" входит в группу компаний АО "Трансстройинвест". Компания успела поучаствовать в нескольких крупных проектах, среди которых аэропорт Внуково, аэропорт Пулково, а также дороги "Рассказовка - Московский" и "Коммунарка - Бутово".
Сейчас ООО "РСК" с долью в 49% владеет и возглавляет Борис Владиславович Сакун - бывший генеральный директор ООО "Трансстроймеханизация" и бывший член совета директоров ПАО "МОСТОТРЕСТ", так что компания оказалась на стройке не случайно. Несмотря на то, что доставшийся им участок дороги самый маленький, но стоимость 1 км дороги составляет более 580 млн. руб., что существенно выше "средней" для данной категории дорог.
3 этап, км 116 – км 224 (Владимирская область)
Генподрядчик: АО "ВАД"
Цена Контракта: 59,55 млрд.руб.
АО "ВАД" (ВАД - Высококачественные автомобильные дороги), хорошо известная многим в стране дорожно-строительная компания из Вологды. Владельца АО "ВАД" Валерий Абрамов и Виктор Перевалов уже не раз попадали в перечень "королей госзаказа", а согласно данным на официально сайте компании, за 2021 года компания ввела в эксплуатацию 948,5 км дорог. Среди главных проектов компании: трасса Таврида в Крыму, реконструкция федеральной дороги Р-21 "Кола", строительство федеральной дороги А-121 "Сортавала", мост через реку Шексну в Череповце.
4 этап, км 224 - км 347 (Владимирская, Нижегородская области)
Генподрядчик: АО "ДСК Автобан"
Цена Контракта: 79,77 млрд.руб.
АО "ДСК Автобан" - крупнейший и один из старейших дорожно-строительных подрядчиков России. Список объектов компании велик, посмотреть его можно на официальном сайте компании, из ключевых объектов можно выделить строительство 3 и 4 пусковых комплексов ЦКАД, реконструкцию "головы" трасс М-7 "Волга" и М-8 "Холмогоры", строительство обхода Орехово-Зуево в рамках участка федеральной трассы А-108 "МБК", строительство участка трассы "Тюмень - Ханты-Мансийск". В отличии от своего ближайшего конкурента в лице Трансстроймеханизации, география основных работ Автобана обширнее, многие проекты компания реализует на Урале, и на то есть причины.
Возглавляет ДСК Автобан Алексей Андреев - заслуженный дорожник России, № 178 в списке богатейших Россиян по версии Fobes, член партии Единая Россия и депутат Ханты-Мансийского автономного округа. Именно с Ханты-Мансийска началась большая карьера Андреева, где он сначала в 1998 году возглавил «Ханты-Мансийскдорстрой», а затем уже в 1999 на базе данной организации создал ДСК "Автобан". Депутатом Андреев стал немногим позже в 2001 году и с тех пор многократно переизбирался.
5 этап, км 347- км 454 (Нижегородская область)
Генподрядчик: CRCC Rus (China Railway Construction Corporation)
Цена Контракта: 58,26 млрд.руб.
CRCC - вторая по величине крупнейшая строительная компания Китая. Несмотря на название, компания является инфраструктурной и реализует не проекты не только в сфере железных дорог, но также и в метро, автомобильных дорогах, коммерческой недвижимости и энергетике. Компания полностью принадлежит правительству КНР. В России компания уже успела поучаствовать в строительству ТПУ Мичуринский проспект, а также в строительстве 3-х станций Большой кольцевой ветки. Однако для российской "дочки" китайского гиганта строительство М-12 станет первым крупным дорожным проектом. По данным АО "ДСК Автобан", их компанию уже привлекли на строительство 5 этапа.
6 этап, км 454 - км 586 (Нижегородская область, Республика Чувашия)
Генподрядчик: АО "ДСК Автобан"
Цена Контракта: 69,21 млрд.руб.
Уступив китайцам 5 этап, Автобан забрал себе самый длинный участок строящейся платной трассы. Протяжённость 6 этапа - 132 км. Что примечательно, второй по длине участок - 4 этап - также у Автобана. Таким образом суммарная протяженность дороги, которая стариться их силами, составит 255 км. К слову, "Автобан" уже был объявлен победителем на строительство нового участка трассы М-12 от Казани до Екатеринбурга.
7 этап, км 586 - км 663 (Республика Чувашия, Республика Татарстан)
Генподрядчик: ООО "Строительная компании "Автодор"
Цена Контакта: млрд. 42,66 млрд. руб.*
Данный этап торговался в последнюю очередь. После того, как торги на данный этап были отменены, в ГК "Автодор" одобрили привлечение на строительство многострадального участка свою дочернюю компанию ООО "СК Автодор". Кроме как в абсолютно мутной истории с неразыгранным тендером, данная компания раньше нигде замечена не была.
Руководит ООО "СК Автодор" Рамиль Шайдуллин - бывший генеральный директор "КамГЭСэнергостроя" - крупнейшего строительного подрядчика из Набережных Челнов.
8 этап, км 663 - км 729 (Республика Татарстан)
Генподрядчик: ООО "Трансстроймеханизация"
Цена Контакта: 123,2 млрд. руб.
Самый дорогой участок дороги также забрала себе Трансстроймеханизация, замкнув будущую дорогу с двух сторон. Главный объект в рамках данного этапа - строительство моста через Волгу, именно за счет него стоимость тендера получилась такой заоблачной. Субподрядчиком по строительству моста стали "Дороги и Мосты" (которые, как вы помните, владеют Трансстроймеханизацией). ООО "ТСМ" также не остановилась на имеющихся участках М-12 "Восток" и вышла на строительство новых участков до Екатеринбурга.
В заключение
Для того, чтобы лучше понимать, кому достались самые жирные участки строительства, посмотрите на таблицу:
Напомню, что работы полностью обеспечиваются бюджетными средствами, то есть нашими с вами деньгами, которые мы отдаем государству в рамках многочисленных налогов. Если ЦКАД, М-11 "Нева" и обход Одинцово строили за счет привлечения средств инвесторов, которые потом возвращали вложенные деньги за счет сбора средств за проезд, то М-12 "Москва - Казань" - просто платная трасса, построенная на наши деньги, и за проезд по которой мы еще раз заплатим нашими же деньгами. Почему? Просто потому что могут. И никто ничего не скажет.
***
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и делайте репосты - это лучший способ мотивировать нас делать еще более интересные статьи и рассказывать об интересных вещах из мира дорог.
***
Читайте также:
- Проживём без дорог. Правительство урезает дорожное финансирование.