Информация обновлена по состоянию на май 2024 года.
Обходу Малых Вязем быть! О строительстве самого проблемного участка ЦКАД говорили давно. Место вечных заторов, самая неудобная и бессмысленная часть дороги вызывала раздражение у водителей и головную боль у чиновников. В самом начале обход просто не предусматривали и хотели сделать по принципу "и так сойдет", главное не брать деньги с пользователей, а пипл и так схавает. Но проблема оказалась куда глубже.
Разорванный ЦКАД
Разрыв между двумя участками ЦКАД составляет 1 км. Преодолеть данное расстояние можно только одним единственным способом - по Можайскому шоссе. А Можайка в данном месте выглядит вот так:
И это город. Скоростное ограничение 60 км/ч.
На участке есть 2 регулируемых перекрестка и 2 пешеходных перехода со светофорами, а также 1 ж/д переезд и по 2 автобусные остановки с каждой стороны движения.
А еще в этом месте ЦКАД пересекает Белорусское направление железнодорожных путей. Пересечение в одном уровне, а это значит, что весь транзитный трафик должен регулярно останавливаться для пропуска поездов и электричек. А их там много. И как результат - вечные заторы.
Потребность в строительстве обхода очевидна. Но где строить? Повсюду вокруг жилая застройка, а именно стесненные условия в свое время стали причиной, по которой 5 пусковой комплекс ЦКАД остался бесплатным - проектировщики и строители просто не смогли построить новую дорогу в жилых массивах и многочисленных СНТ, и частями она "поглотила" старую трассу А-107 "Московское малое кольцо" (в народе "первая бетонка"), то есть осталась без бесплатной альтернативы.
Но недовольство людей росло и требовало от властей решений. Сначала были типичные отговорки из разряда "денег нет", но в какой-то момент случилось чудо и деньги нашлись! Где-то сэкономили, где-то додали из бюджета, и вот уже заключен контракт на строительство.
Обход д. Малые Вяземы
Дорога начнется до пересечения с ж/д путями белорусского направления, уйдет в сторону СНТ "Строитель", пройдет по внутреннему ответвлению железнодорожной ветки (пути, очевидно, будут демонтированы), повернет на запад по Ямскому проезду, и затем "войдет" в состав основного хода ЦКАД в районе СНТ "Надежда".
Как вы уже догадались, два СНТ сильно пострадают от нового соседства, т.к. дорога пройдет в буквальном смысле там, где еще сейчас стоят дома.
Схема нового участка ЦКАД из проектной документации приведена ниже:
Основные технические характеристики дороги:
Категория: II
Количество полос для движения: 4 (по 2 в каждую сторону
Ширина полосы: 3,5 метра
Ширина осевой разделительной полосы: 2,65 метра
Расчетная скорость: 80 км/ч (!)
Тип покрытия: асфальтобетон ЩМА-20.
Определения подрядчика проходило через торги. В итоге торги признались несостоявшимися по причине подачи только 1 заявки. С организацией, которая подала заявку, и был заключен договор.
Подрядчик: ООО «ИФСК «АРКС»
АРКС хорошо знаком жителям Москвы. В "Лужковский" период Москвы компания бала подконтрольна семейству Лавленцевых, а Александр Лавленцов до 2010 года был одним из заместителей руководителя тендрного комитета Москвы. В первой декаде 00-х компания строила много инфраструктурных объектов в Москве, но после отставки Лужкова в 2010 году начала терять свои многочисленные заказы. В 2011 году АРКС приобрел «Стройтрансгаз» принадлежащий старому другу В.В. Путина Геннадию Тимченко, но в 2015 году после попадания под западные санкции, Тимченко (официально) вышел из участия в АРКС.
Однако это не помешало компании выиграть множество крупных контрактов, в том числе на строительство пятого пускового комплекса ЦКАД (ЦКАД ПК 5). Так что АРКС займется "достройкой" своей же дороги.
Цена контракта: 9 405 829 330,00 руб., в т.ч.:
- 4 585 829 330,00 руб. (1-й пусковой комплекс);
- 4 820 000 000,00 руб. (2-й пусковой комплекс)
Согласно карточке закупки линейная протяженность объекта составляет 4,16 км, соответственно цена за 1 км составляет 2,26 млрд.руб. В стоимость входит строительство всех путепроводов, развязок и другой инфраструктуры.
Платный проезд
С учетом того, как долго власти искали деньги на проезд, было бы удивительно, если дорогу не попытались сделать платной. И сделают!
По имеющимся данным из проектной документации, на дороге будет установлена система «Свободный поток» (free-flow), которая действует и на остальных участках ЦКАД (впихнуть обычный пункт оплаты тут не смогли бы при всем желании). Оплата будет либо списываться с транспондера, либо производится потом (по факту проезда) через сайт или мобильное приложение.
Информации о стоимости проезда пока нет, но вряд ли она будет большой с учетом малой протяжённости участка.
Другой вопрос, почему за это вообще нужно платить, если аналогичные участки ЦКАД в районе Хлюпино-Введенское и Звенигорода остаются бесплатными? Или стоит ждать скорого появления платы за проезд и на этих участках?
Сроки реализации
В соответствии с данными из закаченных контрактов, дата открытия движения по новому участку – 31 марта 2024 года;
Дата окончания выполнения работ – 31 декабря 2024 год.
Да, дорогу сначала откроют для движения, а потом будут доделывать. В теории мы должны получить нормальную дорогу к началу апреля 2024 года, а строители будут продолжать работы в полосе отвода и на обочине (проводить коммуникации, налаживать оборудование, сдавать документацию). Но на практике, как мы уже привыкли, наверняка придется иметь дело с торжественно открытым недостроем, доделывать который будут уже при потоке пущенных машин.
UPD 12.05.2024 г.
На дворе уже май 2024 года, но никаким открытием движения по участку и не пахнет. При этом, судя по темпам работ, открытие дороги даже в конце 2024 года вызывает сомнения. К сожалению, ГК не обновляет данные о контрактах, поэтому в свободном доступе нет информации о сроках открытия объекта.
Однако представители ГК "Автодор" утверждают, что дорогу откроют в конце 2024 года.
Ожидания
Дорога, безусловно, сыграет решающую роль в ликвидации ранее допущенных ошибок и нормализует транспортную ситуацию в данном районе.
Но из негативных сторон стоит выделить:
1) Строительство на месте частных домов (под снос попадут части СНТ)
2) Отсутствие оптимизации транспортного движения в Больших и Малых Вяземах. Через поселки пройдет транзитная трасса, но проблема "въезда-выезда" в саму мини-агломерацию останется нерешенной.
3) Сжатые сроки на фоне кризиса, как следствие - высоковероятное снижение качества работ.
Что же мы получим в итоге - узнаем в 2024 году.
***
Данный пост написан на основании просьбы нашего подписчика.
О каких новых дорогах и проектах вы хотели бы узнать дальше?
Пишите ваши предложения и пожелания в комментариях.
А также:
- ставьте лайк 👍
- подписывайтесь на канал ☝️
Ссылка на карту: https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3Afdb0a0a1acf495eb6fb06abc8e310086ed16bcead3d92ce53e5c9c71d7893990&source=constructorLink
Читайте также на канале:
- Московский скоростной диаметр (МСД): открытие нового участка и сроки открытия оставшихся