Правомерно ли назвать этот роман романом-трагедией?
История матроса Мартина, потерявшего любовь всей своей жизни и убившего в конце концов себя, как и Ромео, вправе претендовать на звание «трагедии»? Или же это социальная драма?
Чем Мартин не Ромео?
Чем Руфь не Джульетта?..
«Мартин Иден», печальная история любви и смерти, — это трагедия или всё-таки драма?
#новыйгод #викторина #подарки #LiterMort #БугаёваНН #МартинИден #poisongirl #ДжекЛондон #РомеоИДжульетта
У лондоновского романа «Мартин Иден» есть масса параллелей с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта». Джульетта принимает в себя яд-сонное зелье и засыпает, и её сон подобен смерти, — и Руфь принимает в себя яд буржуазного общества, её дух погружён в сон, Руфь не мыслит и не чувствует, а живёт как марионетка. Это смерть души, хотя физически Руфь ещё жива — чёткая параллель с Джульеттой.
Джульетта просыпается и перед смертью осознаёт своё вдовство и гибель будущего с Ромео, — а Руфь, прежде чем потерять Мартина навсегда, делает попытку пробудиться и приходит к нему в гости. Истинное ли это пробуждение? Увы, нет. Брат Руфи стережет её приход. Руфь заявляет Мартину, что готова принадлежать ему прямо здесь и сейчас. Интересно, что если бы Мартин согласился, то Руфь «свистнула» бы брату, тот заявился и засвидетельствовал факт нападения Мартина на Руфь. Далее хитрецы заставили бы «нувориша» Мартина жениться на Руфи и пользовались бы его деньгами долго и счастливо.
И это уже не трагедия, а спланированная драма.
В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ ТРАГЕДИИ ОТ ДРАМЫ?
Трагедию нельзя спланировать. Трагедия — это насмешка небес над человеком. Например, человек должен дойти до работы целым и невредимым. Он выходит из дома — и на голову ему падает кирпич. Боги смеются и дают ему второй шанс. Человек идёт другим путём — и проваливается в разверзнувшуюся под ногами яму. Новый шанс — на человека падает метеорит. Ещё шанс — его случайно переезжает потерявшим тормоза автобусом. И так до бесконечности. Человек из последних сил пытается выполнить план-минимум: дойти до работы, но ему не суждено.
Смех богов — это трагедия. Монах скачет изо всех сил, чтобы предупредить Ромео, но — умирает, так и не предупредив. Джульетта с Лоренцо и няней так хорошо всё придумала, но — всё равно провал. Ромео так быстро доскакал, не умер от рук Париса, припал к гробу Джульетты — вот бы ей проснуться на 5 минут раньше и предупредить Ромео! Но нет, 5 минут решают всё, и Ромео умирает. В этом опоздании на 5 минут — вся суть трагедии. А счастье было так возможно.
То есть трагедия Ромео и Джульетты не в том, что они оба убивают себя, а в трагическом разладе во времени. Не успел, опоздал, не узнал, ошибся… — в этом суть трагического. Смерть нужна лишь затем, чтобы отсечь у героев возможность что-то исправить. Белинский сказал: «Суть трагического не в кровавой развязке». В «Скупом рыцаре» Пушкина, якобы копирующем английскую комедию (хотя это мистификация, такой комедии нет), рыцарь умирает сам, по случайности, убийства нет, сын жив. Но в этом суть трагического — сын никогда не сможет объясниться с отцом, последним словом отца навсегда останется «ключи», а не «сынок», последний спор с отцом навсегда останется без примирения. В этом трагедия, а не в смерти.
Что же до Мартина Идена? Иден, фамилия Мартина, говорящая: «еden» значит «рай». Мартин создан для счастья и нравственно полностью заслуживает рая. Это насмешка автора и судьбы, что человек с такой фамилией глубоко несчастен и убивает себя.
Ромео думал, что Джульетта мертва, а она на самом деле была жива.
Мартин думал, что Руфь духовно жива для любви, а она на самом деле была мертва.
«Так храм пустующий — всё храм,
Кумир поверженный — всё бог.»
М. Лермонтов
Выясняется, что нежная Руфь всегда была пуста внутри, никогда не имела ни мозгов, ни души, а Мартин ведь уже полюбил её. Истинную любовь нельзя повернуть вспять, не разрушив всё. Грудь любящего — это храм, а предмет любви — это кумир, бог в этом храме. Вообразите себе, что человек стал монахом из любви к богу, ушёл в монастырь, долгие годы служил богу. И тут выясняется, что бога нет. И рая нет, и ада нет, и бога нет. Такая вот истина пустоты.
А человек ведь любит бога — если любовь объективна, от неё нельзя отказаться вмиг только потому, что так будет комфортнее. Истинная любовь не знает ни комфорта, ни приспособленчества. Любовь не знает расчётов. Расчет не есть любовь. Расчет — это математика, математика стремится к истине, но эта истина никак не приблизит любовь. И это трагедия. Тьмы истин нам всего дороже… — так сказал Пушкин.
Тьма истины, что любимого кумира нет, — это та «бездна», в которую в финале ныряет Мартин. Истина — это пустота, а обман — это идеализированная Руфь. Истина разрушает реальность Мартина, но отказаться от истины, лишь бы спасти свою эфирную реальность, нельзя. Увидев, нельзя развидеть.
Следовательно, гибель надежд, любви и реальности Мартина — это истинная трагедия. Но тип поведения Руфи, её попытка обманом купить брак с разбогатевшим Мартином — это чистейшая драма. Руфь строит козни — а в трагедии козни строят небеса.
Будь «Мартин Иден» полностью трагедией, финал был бы иным. Каким?
Например, Руфь с братом не смогли заполучить Мартина ей в мужья, его денежки для них потеряны. Но тут Руфи находят нового богатейшего жениха, на завтра назначена свадьба. И ночью Руфь осознаёт, что ей не нужны деньги нового жениха — она хочет лишь Мартина! Осознание ошарашивает Руфь, она очищается духовно. Собрав свои украшения, она бежит из дома, но узнаёт, что Мартин уже на пароходе «Марипоза». Собрав все силы, Руфь припускает к пароходу, но у неё нет билета, а украшения она не успела выменять на деньги. Что делать?
Она отдаёт контролёру на пароходе все ценности, и тот обещает проводить её к Мартину. Но хитрый контролер обманывает Руфь — он заводит её в тёмную каюту и велит ждать Мартина, а спустя время сам заявляется к Руфи в темноте и проводит с ней ночь, назвавшись Мартином.
Утром Руфь узнаёт всё. Она в отчаянии, её жизнь разрушена, Мартин для неё потерян. Она решает покончить с собой. В это время Мартин, не знающий, что Руфь на корабле, тоже подумывает о том же. Вдруг он видит Руфь: она стоит на перилах и вот-вот прыгнет. Руфь, не делай этого! Она оборачивается: Мартин, всё потеряно, со мной провёл ночь контролёр! Но я всегда любила только тебя, я отказалась от богатого жениха и отдала все свои украшения, чтобы быть с тобой. Но подлый контролёр разрушил все надежды… Прощай, Мартин! Руфь, не прыгай, я прощаю тебя! Я хочу тебя, Руфь, ночь с контролёром ничего не значит для меня, я выше всех этих буржуазных условностей! Твоя девственность ничто, ты — всё, Руфь!
Руфь не верит своим ушам и делает шаг навстречу Мартину, распростёршему объятья, но — её ножка скользит, и она падает в пучину вод. Поток подхватывает её, и она тонет.
Мартин бросается в бушующие за «Марипозой» пенные волны, но Руфь уже ушла ко дну. Обезумев от отчаянья, Мартин тоже погибает.
Вот это уже однозначная трагедия.
Или, например, в разгар ночи с контролёром в каюту врывается Мартин — он видит Руфь в объятьях хитрого контролёра. Ах, Руфь, так вот какова твоя буржуазная душонка? Даже контролёр большого судна тебе милее бывшего матроса Мартина! И с этими словами Мартин прыгает за борт и топится.
Руфь оглушена отчаяньем, потерей чести по вине обманувшего её контролёра и сценой с Мартином. Её мечты разбиты. Она прыгает вслед за Мартином и тоже погибает.
А можно сделать трагедию похуже!
Контролёр удерживает Руфь, потому что он сильный и безжалостный. Неправда, — возражает контролёр, — я сильный и нежный. Он удерживает Руфь: — Не надо убивать себя, крошка. Ты пришлась мне по вкусу, буржуазная малышка. Будем всегда вдвоем?
И контролёр делает Руфь своей невестой, а капитан венчает их. Во время венчания Руфь смотрит на белую пену волн, поглотивших Мартина. На её голове белые цветы. Нет, — думает она, — та белая пена венчает меня, а не эти белые цветы. Мартин — мой истинный жених, и белая пена над его мёртвым телом — вот моя венчальная фата. Тут контролёр целует Руфь: они стали мужем и женой. Руфь думает о губах Мартина, целуя контролёра. Я супруга мертвеца, — думает она. Впоследствии Руфь рожает контролёру 10 ребятишек, и они все живут в одной комнате, пока она не умирает от чахотки. Над её могилкой вырастают белые цветы — похожие на белую пену, сомкнувшуюся над Мартином.
Но это вновь острая социальная драма с чертами трагедии, не правда ли?
Какой сюжет больше по вкусу вам, уважаемые читатели?