Валерий Яковлевич Брюсов — русский мастер сонета.
А откуда вообще явилась такая форма, как сонет?
Что значит сонет? Почему в нём 14 строк?
Почему катрены и терцеты? Почему особые рифмы?
Почему нельзя повторять слова? Почему?..
#сонет
#ВалерийБрюсов
#СеребряныйВек
#РусскаяПоэзия
#СонетыБрюсова
#СтихиоЖенщине
#СтихиоЛюбви
#БугаёваНН
#LiterMort
Сонет — такой велосипед, который изобрели уже 800 лет назад. Его подробное описание приводится в статье Ивана Рукавишникова в «Литературной энциклопедии: Словаре литературных терминов» 1925-го года издания.
Суммируем наблюдения «Литературной энциклопедии»:
• Суть сонета в том, чтобы создавать поэзию, при этом преодолевая ещё и трудность задания. Причём первое выступает первым и по значимости.
• Поэзия откликнулась сонетом на победу готики в архитектуре.
• Сонет — это ода готической архитектуре.
• Сонет (название от sonnare — звучать) определился как твердая форма в XIII в., в Италии.
• В основе сонета — готическая схема прямоугольного фасада (четверостишия-катрены) с равнобедренными треугольниками шпилей — крыш (трёхстишия-терцеты).
• Сонет растёт от основания к башенкам терцетов, как растут дерево и трава. И как строятся здания. Но у сонета основание вверху листа, а верх — внизу.
• Сонет — это стиль. В сонете сотни лет назад стало ясно, что стильно и изящно, а что простовато и безвкусно. Самая красивая и изящная форма для катренов — «опоясанные» рифмы: abba. Иные варианты менее изящны. Наименее стильны — четверостишия с четырьмя рифмами.
• Сонет — это совершенство. Рифма должна быть совершенной. Цезуры-паузы должны быть совершенны.
• Повторять рифмы или слова — некрасиво.
• Форма сонетов из 14 строк — это та же архитектура, и поэт должен воспринимать её как архитектуру. Она бывает строгой и холодной или менее строгой, и поэт должен это чувствовать.
• В холодной «облицовке» сонета может чувствоваться внутренний уют содержания.
• Например, сонеты Шекспира, несколько пугая холодом одноликой архитектуры, успокаивают внутренним жизненным уютом.
• Сонет был жив, пока была жива готика.
• Одинаково чужды русскому духу как архитектурная готика, так и сонет.
• Без исторически осмысленной народной подосновы нет стиля. Нет и сонета. Есть 14 строк.
Таковы выводы «Литературной энциклопедии».
Рассмотрим лирическую миниатюру великого русского сонетиста Валерия Брюсова и сделаем выводы. (Стихотворение приведено ниже.)
Сонет-послание «Женщине» был написан 26-летним Брюсовым по следующей схеме:
abba baab cdc dee
Это не идеально-классическая сонетная схема, а вольная.
Следовательно, уже с точки зрения формы Брюсов вводит тему вольности, свободы в выборе выражения. И тема эта, помещённая в фундамент формы, переплетается с темой любви в содержании. Опоясывающая рифма делает форму преизящной.
В основе содержания сонета лежит следующее:
• тезис в первом катрене
• антитезис во втором
• примирение позиций в финале
Тезис — это сравнение женщины с «книгой между книг», которую сперва надо найти, затем открыть и прочесть, чтобы познакомиться со скрытым в глубинах «безумием» и «избытком».
Антитезис — сравнение женщины с «ведьмовской напитком», полным огня. Огненную суть женщины во втором катрене Брюсов противопоставляет её «закрытости» в первом. Огненные мотивы Брюсов — крайне изящно — подаёт через разнообразную лексику, что чрезвычайно важно для красоты сонета: «жжёт», «огнём», «пламя».
Первые 2 катрена структурно связаны анафорой «Ты — женщина» и синтаксическим параллелизмом первых стихов, что делает строфы очень симметричными и, следовательно, по-сонетному безупречными. Первый катрен дополнительно подкреплен анафорами «Ты — <…>» и «В его <…>, придающими устойчивость фундаменту сонетной архитектуры.
Любовь женщины — пламя
Второй катрен вводит изящный парадокс в развёрнутой метафоре: любить женщину — значит пить ведьмовской напиток, пить пламя, которое разливается по телу огненной пыткой и терзаниями. Но мужчина наслаждается этой мукой и лишь благословляет свою прелестную мучительницу.
Наконец, архитектуру двух катренов Брюсов подкрепляет первым терцетом, также построенным на анафоре «Ты — <…>». Эта симметрия очень красива и архитектурна.
Мотив небесного и земного. Женщина — явление небесное, в «короне звездной». Образ звезды. Мужское — томится в «бездне», в которой женское освещает ему путь своим звёздным светом.
Более того, женщина — «образ божества». Убранная короной богиня. Кто же она? Конечно, женщина — это Мадонна.
Поэтому все земные труды, и по-сизифовски бесплодные и плодотворные, мужчина выполняет под покровительством своей Мадонны — женщины. Любить женщину — значит «молиться» на неё, видеть в ней небесное совершенство Мадонны и свет.
Последний стих последнего терцета у Брюсова особенно дробный, что противопоставляет его более тяжеловесной сути катренов и одновременно роднит с ними через тире. Подвешенное на древке тире «на тебя!» выступает флагом, реющим на башенке собора — собора, в котором молитвы возносятся звездной небесной покровительнице, Мадонне, женщине.
Отдельно отмечу, что в тезисе сравнение с книгой вводит образ Библии, а в антитезисе мотивы пламени и ведьмовства вводят противопоставленные божественным бесовские мотивы. В примирении же позиций Брюсов ловко сводит все мотивы воедино, воспевая в женщине её «вечную женственность» — суть Мадонны — и положительно трактуя женское «пламя» как источник света, необходимый в земной «бездне».
ЖЕНЩИНЕ
Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся - от века - на тебя!
11 августа 1899