Найти в Дзене
Рисую в 50

Любимый художник нации. Америка глазами Нормана Роквелла (часть 2)

Норман Роквелл никогда специально не интересовался политикой, а остросоциальные темы ему были чужды. Спокойная жизнь в маленьком провинциальном Арлингтоне способствовала такой отстранённости и максимальному уединению. Художник продолжал регулярно делать иллюстрации и обложки для «The Saturday Evening Post», создавал картины для ежегодных календарей и журнальной рекламы. Но его идеалистическому существованию настал конец, как только Америка вступила во Вторую мировую войну. От автора: первую часть большой статьи о самом знаменитом иллюстраторе Америки XX века можно прочесть здесь: «Клепальщица Рози» Помимо серии «Четыре свободы», которой Роквелл прославился в 1943-м как главный художник-патриот Америки, он в том же году написал «Клепальщицу Рози», которой суждено было стать культурной и пропагандистской иконой США времён Второй мировой войны. Художник хотел правдиво изобразить одну из тех женщин, которые заняли места на производстве взамен ушедших на фронт мужчин. Многие из них работали
Оглавление

Норман Роквелл никогда специально не интересовался политикой, а остросоциальные темы ему были чужды. Спокойная жизнь в маленьком провинциальном Арлингтоне способствовала такой отстранённости и максимальному уединению. Художник продолжал регулярно делать иллюстрации и обложки для «The Saturday Evening Post», создавал картины для ежегодных календарей и журнальной рекламы. Но его идеалистическому существованию настал конец, как только Америка вступила во Вторую мировую войну.

«День благодарения»
«День благодарения»

От автора: первую часть большой статьи о самом знаменитом иллюстраторе Америки XX века можно прочесть здесь:

«Клепальщица Рози»

Помимо серии «Четыре свободы», которой Роквелл прославился в 1943-м как главный художник-патриот Америки, он в том же году написал «Клепальщицу Рози», которой суждено было стать культурной и пропагандистской иконой США времён Второй мировой войны. Художник хотел правдиво изобразить одну из тех женщин, которые заняли места на производстве взамен ушедших на фронт мужчин. Многие из них работали в авиационной промышленности и занимались сборкой корпусов истребителей и бомбардировщиков.

В 1943 году журнал «The Saturday Evening Post» заказал Норману Роквеллу к национальному американскому празднику Дню поминовения, который отмечался 29 мая, сделать обложку с труженицей тыла. Таким образом редакция откликнулась на призыв Управления военной информации обеспечить агитационную кампанию в СМИ по привлечению работниц в оборонную промышленность.

Пропагандистских плакатов, листовок и иллюстраций в те годы выходило множество. И американки изображались на них красивыми, женственными и полными решимости внести свой вклад в общее дело. И хотя образ прекрасной труженицы, радостно кующей победу над гитлеровской Германией, был привычным, Норман Роквелл решил отойти от общепринятого стереотипа в пользу реалистичности. Он показал женщину, которая не просто красуется на обложке, а действительно занята ответственным и тяжёлым мужским делом, не боясь выглядеть непривлекательно в рабочей спецовке.

Роквелла вдохновила на создание «Клепальщицы Рози» одноимённая песня, написанная в 1942 году. В ней, в частности, есть такие строки:

«Весь день напролет,
В любую погоду,
Она стоит у конвейера.
Она делает историю,
Работает на победу,
Рози-клепальщица.
Сидя на фюзеляже,
Смотрит, чтобы не было саботажа,
Эта маленькая девчушка
Сделает больше, чем мужчина...»

Норман Роквелл умышленно скопировал композицию фрески Микеланджело из росписи Сикстинской капеллы. И вместо пророка Исайи изобразил в точно такой же позе крепкую, мускулистую молодую рыжеволосую женщину в комбинезоне, сделавшую короткий перерыв в работе, чтобы перекусить. Она сидела на фоне американского флага с пневматическим заклёпочным пистолетом на коленях. В одной руке она держала коробку для ланча, на которой было написано «Рози», а в другой – сэндвич с ветчиной. Её нога попирала «Майн кампф» Гитлера, что должно было символизировать личный вклад Рози в победу над нацистами. Конструкция из проволоки у неё над головой напоминала нимб.

-3

На груди у девушки было несколько значков: «Красный крест» означал, что Рози донор и сдаёт кровь для раненых, «Голубая звезда» свидетельствовала о её вкладе в кампанию по поддержке американских военных, а «V stands for Victory» говорил о том, что работница к тому же является участницей военного займа. Кроме того, Роквелл изобразил свою героиню с Президентским знаком, выдаваемым за безупречную работу, и двумя медалями за успехи в гражданской службе.

Как можно заметить, позы пророка Исайи на фреске Микеланджело и «Клепальщицы Рози» абсолютно идентичны. По мнению Роквелла, вклад женщин в победу был поистине свят.
Как можно заметить, позы пророка Исайи на фреске Микеланджело и «Клепальщицы Рози» абсолютно идентичны. По мнению Роквелла, вклад женщин в победу был поистине свят.

Моделью для картины послужила 19-летняя Мэри Луиза Дойл, работавшая телефонисткой в Арлингтоне. На первый сеанс она пришла красиво одетой и в туфлях на каблуках, но Роквелл сказал, что так не годится. И в следующий раз девушку облачили в рубашку и рабочий комбинезон из джинсовой ткани.

Когда миниатюрная и грациозная ирландка впервые взглянула на готовую картину, она едва не расплакалась от разочарования и обиды. Она рассчитывала, что будет выглядеть вдохновляющей воинов красоткой – такой, как другие художники изображали девушек на агитационных плакатах, а вместо этого увидела своё лицо и чужое тело с горой крепких мускулов, более подходящих борцу или боксёру. По выражению Мэри, она была похожа на «бегемотиху, вынырнувшую из чёрных глубин воображения художника».

Роквелл позвонил натурщице и извинился: он был уверен, что она подаст на него в суд. Ведь художник умышленно сделал фигуру Мэри гораздо более мускулистой, чем в оригинале, и к тому же намного крупнее: он хотел, чтобы изображение передавало не только внутреннюю, но и физическую силу девушки.

Картина в кратчайший срок прославилась на всю Америку. Она показывала новый образ женщин – самостоятельных, не боящихся трудностей, готовых на жертвы ради родной страны и способных заменить на заводах мужчин, пока те сражаются на фронте. И если советским солдатам сердце согревала Катюша из одноимённой песни, которая ждала бойца дома и берегла любовь, то у американских военных эту роль выполняла Рози.

78-летняя Мэри Дойл у картины, для которой позировала.
78-летняя Мэри Дойл у картины, для которой позировала.

Популярность «Клепальщицы Рози» была такой ошеломительной, что министерство финансов США до конца войны арендовало её у журнала «The Saturday Evening Post» для передвижной выставки. Во время поездок по стране картину демонстрировали вместе с циклом Роквелла «Четыре свободы», агитируя население приобретать облигации военного займа.

«Я гордилась тем, что моё изображение помогло собрать столько денег на войну», — впоследствии говорила Мэри Дойл. Она простила Роквеллу пририсованные ей мускулы, поскольку вместо одной из многих красавиц с пропагандистских плакатов превратилась ни много ни мало в символ нации. По выражению американского драматурга Дэвида Мэмета, лауреата Пулитцеровской премии 1984 года, «Клепальщица Рози» победила Гитлера».

1943 год принёс Норману Роквеллу не только выдающиеся успехи, но и большие проблемы: его мастерская была уничтожена пожаром, в огне сгорела часть картин и обширная коллекция исторических костюмов и реквизита.

-6

Оправившись от этого удара, Норман Роквелл снова вернулся к творчеству. До конца войны он писал портреты солдат и тружеников тыла, сознавая свою причастность к тому, что происходило в стране и понимая, что силой искусства и своего имени он способен поднимать дух нации.

Первые послевоенные годы

Как и другие американцы, Роквелл радовался освобождению от тягот войны. И делал всё от себя зависящее, чтобы вселить в сограждан уверенность, что уж теперь-то в стране всё будет хорошо, её ждут благополучие и процветание. Он по-прежнему с добрым юмором изображал сцены из повседневной жизни.

Норман Роквелл был фанатично предан своему делу, а заказы сыпались на него как из рога изобилия. Он вставал рано, съедал на завтрак два яйца всмятку и тост, после чего отправлялся в мастерскую, где проводил весь день с перерывом на обед, который обычно состоял из банки консервированного томатного супа Campbell's и поджаренного цельнозернового сэндвича с арахисовым маслом и малиновым джемом.

«Болельщицы»
«Болельщицы»

И так изо дня в день. Он был трудоголиком, который изнурял себя ради дела и при этом - парадокс! - рисовал прелести неторопливой провинциальной жизни. Семье оставалось только смириться с его оторванностью от мира и с тем, что работу он всегда ставил на первое место.

Муж с женой разошлись во взглядах. Политических.
Муж с женой разошлись во взглядах. Политических.

«Произнесение молитв»

В 1951 году Норман Роквелл создал для обложки «The Saturday Evening Post» картину «Произнесение молитв», посвящённую Дню благодарения. На ней были изображены пожилая женщина и мальчик, которые на виду у посетителей переполненного ресторана возносили слова благодарности Богу перед тем, как приняться за еду. Этот сюжет художнику подсказала читательница журнала, которая написала в редакцию о том, как однажды увидела в ресторане истово молившуюся семью меннонитов.

Норман Роквелл специально обошёл несколько популярных мест общепита Нью-Йорка, чтобы воссоздать на картине типичную закусочную, при виде которой любой сказал бы, что бывал именно в такой. В одном из популярных мест на Таймс-сквер он одолжил несколько стульев и стол. Роквелл пригласил поучаствовать для фотосессии друзей, соседей и своего сына Джарвиса в качестве модели. Он сделал несколько сотен снимков, затем, основываясь на референсе, создал много предварительных набросков, прежде чем приступить к работе маслом.

-11

Журнал заплатил Роквеллу за эту картину 3500 долларов (с поправкой на инфляцию эта сумма эквивалентна 39 460 долларам в 2022 году). Подавляющее большинство читателей «The Saturday Evening Post» в ходе устроенного журналом в 1955 году голосования назвали обложку с «Произнесением молитв» своей самой любимой. Забегая вперед, скажем, что в декабре 2013-го данная картина была продана на аукционе Sotheby's за 46 миллионов долларов.

«Гений с детским сердцем»

«Разрывая семейные узы». На этой картине отец провожает своего сына. Автобус вот-вот подъедет к станции, и мальчик отправится в город, где будет учиться в колледже. Эта сцена расставания, когда нужно отпускать во взрослую жизнь подросшего ребёнка, знакома любому родителю.
«Разрывая семейные узы». На этой картине отец провожает своего сына. Автобус вот-вот подъедет к станции, и мальчик отправится в город, где будет учиться в колледже. Эта сцена расставания, когда нужно отпускать во взрослую жизнь подросшего ребёнка, знакома любому родителю.

В 1953 году Роквелл со своей семьёй переехал из Арлингтона в Стокбридж (штат Массачусетс). Его соседи были очень удивлены, увидев, как просто держит себя с ними художник, которого знали в каждой американской семье. Один из них потом признался журналистам: «Он не просто вёл себя скромно. Он был скромным. И всем нравился, потому что был непритязательным и никогда никому не навязывался».

Автопортрет 1953 года
Автопортрет 1953 года

В 1954 году он создал картину «Девочка перед зеркалом», которая стала ещё одной вехой в его творчестве. Изображённая на ней девочка, находящаяся на пороге женственности, внимательно изучает собственное отражение. На полу у ее босых ног лежат брошенная кукла, открытый тюбик губной помады и расческа, а на коленях - снимок голливудской звезды Джейн Рассел. Искусствоведы считают, что своим произведением Роквелл хотел показать естественный страх подростка перед взрослением.

Для этой картины художнику позировала его любимая модель Мэри Уэлен-Леонард, с которой он писал знаменитую хулиганку с синяком под глазом и «Один день из жизни девочки».

«Один день из жизни девочки»
«Один день из жизни девочки»
«Он гений с детским сердцем, человек, который оставляет неизгладимый отпечаток как на людях, так и на холсте», - так отозвалась Мэри Уэлен-Леонард о Нормане Роквелле в интервью «The Saturday Evening Post» в 1976 году.
-16
Работу с Роквеллом Мэри называла счастливейшими моментами детства.
Работу с Роквеллом Мэри называла счастливейшими моментами детства.

Автобиография и конец сотрудничества с «The Saturday Evening Post»

В 1959 году Мэри, жена Нормана Роквелла, страдавшая от ишемической болезни сердца, внезапно скончалась. Чтобы оправиться от её смерти, художник с помощью сына закончил автобиографию «Мои приключения в качестве иллюстратора», которая была опубликована в 1960 году.

«Он начал с того, что говорил в диктофон в одиночку на кухне после ужина, - вспоминал его сын Том. - Нельзя было допустить, чтобы даже книга о его жизни и творчестве мешала работе. Но ему такая недоговоренность тоже не нравилась. Поэтому в конце концов мы отказались от диктофона, и я просто делал заметки во время его речи. Когда я думал, что мы накопили достаточно материала, я систематизировал и записывал его, а затем мы читали и исправляли написанное, часто добавляя предложения или вспоминая другие вещи, которые можно было бы вставить. Многие из своих воспоминаний он уже организовал в истории, часто забавные, так как ему нравилось развлекаться и подшучивать над собой».

В 1961 году Роквелл сочетался браком с Молли Пандерсон, учительницей на пенсии, про которую местные жители злословили, что она старая дева, никогда не имевшая романов с мужчинами. Тем не менее это был крепкий дружеский союз двух привязанных друг к другу немолодых людей. Третья жена подарила художнику необходимую поддержку. Он признавался, что она вселяла в него уверенность - то качество, которого всегда катастрофически не хватало очень скромному от природы Роквеллу.

Утомлённая продавщица магазина игрушек в конце рабочего дня.
Утомлённая продавщица магазина игрушек в конце рабочего дня.

В июне 1962 года журнал «The Saturday Evening Post» перешёл к другому владельцу. Русская поговорка про новую метлу оказалась справедлива и для американских реалий. Руководство уволило прежнего художественного редактора и отказалось от обложек Роквелла, мотивируя своё решение тем, что публике теперь гораздо интереснее портреты кинозвёзд и известных политиков.

«Акцент с простого человека, который был центральным для самоощущения американцев до середины XX века, в 1960-х годах, ориентированных на телевидение, сместился на поклонение знаменитостям, чьи жизненные истории и семейные кризисы заменили истории о пресловутом соседе в качестве предметов интереса и сплетен», - писала «Нью-Йорк таймс».
«Сплетники»
«Сплетники»

Для Роквелла новая политика «The Saturday Evening Post» оказалась неприемлемой. И всё же его очень пугал разрыв с журналом, которому он отдал 46 лет жизни.

«Все это — унижение, депрессия, неудовлетворенность, - написал он в порыве отчаяния в одну из майских ночей 1963 года. - Разве это не ответ — умереть, если необходимо, но сделать что-то стоящее? Достойный конец, а не унизительный страх и унижение. Хватит ли мне смелости преодолеть это? Разрезать этот узел самому, чтобы не умереть униженным...»

Четыре месяца спустя он написал последнему арт-директору журнала и сообщил, что пришёл к убеждению в нецелесообразности дальнейшего сотрудничества, поскольку работа, которой он хочет заниматься, больше не вписывается в политику «The Saturday Evening Post».

-21

Его «Знаток» стал последней работой, которую он сделал для обложки журнала. На ней был изображён седовласый респектабельный мужчина в музее, стоящий перед картиной Джексона Поллока. Критики отмечали, что Роквеллу удалось создать очень правдоподобную имитацию произведения знаменитого художника. В своей студии, положив холст на пол, он капал на него краски разных цветов, добиваясь «раскрепощенной спонтанности», присущей абстрактному экспрессионизму.

Окончание следует...

#НорманРоквелл #NormanRockwell #иллюстратор #иллюстрация #Америка #искусство #художник #рисунки #картины