Норман Роквелл никогда специально не интересовался политикой, а остросоциальные темы ему были чужды. Спокойная жизнь в маленьком провинциальном Арлингтоне способствовала такой отстранённости и максимальному уединению. Художник продолжал регулярно делать иллюстрации и обложки для «The Saturday Evening Post», создавал картины для ежегодных календарей и журнальной рекламы. Но его идеалистическому существованию настал конец, как только Америка вступила во Вторую мировую войну.
От автора: первую часть большой статьи о самом знаменитом иллюстраторе Америки XX века можно прочесть здесь:
«Клепальщица Рози»
Помимо серии «Четыре свободы», которой Роквелл прославился в 1943-м как главный художник-патриот Америки, он в том же году написал «Клепальщицу Рози», которой суждено было стать культурной и пропагандистской иконой США времён Второй мировой войны. Художник хотел правдиво изобразить одну из тех женщин, которые заняли места на производстве взамен ушедших на фронт мужчин. Многие из них работали в авиационной промышленности и занимались сборкой корпусов истребителей и бомбардировщиков.
В 1943 году журнал «The Saturday Evening Post» заказал Норману Роквеллу к национальному американскому празднику Дню поминовения, который отмечался 29 мая, сделать обложку с труженицей тыла. Таким образом редакция откликнулась на призыв Управления военной информации обеспечить агитационную кампанию в СМИ по привлечению работниц в оборонную промышленность.
Пропагандистских плакатов, листовок и иллюстраций в те годы выходило множество. И американки изображались на них красивыми, женственными и полными решимости внести свой вклад в общее дело. И хотя образ прекрасной труженицы, радостно кующей победу над гитлеровской Германией, был привычным, Норман Роквелл решил отойти от общепринятого стереотипа в пользу реалистичности. Он показал женщину, которая не просто красуется на обложке, а действительно занята ответственным и тяжёлым мужским делом, не боясь выглядеть непривлекательно в рабочей спецовке.
Роквелла вдохновила на создание «Клепальщицы Рози» одноимённая песня, написанная в 1942 году. В ней, в частности, есть такие строки:
«Весь день напролет,
В любую погоду,
Она стоит у конвейера.
Она делает историю,
Работает на победу,
Рози-клепальщица.
Сидя на фюзеляже,
Смотрит, чтобы не было саботажа,
Эта маленькая девчушка
Сделает больше, чем мужчина...»
Норман Роквелл умышленно скопировал композицию фрески Микеланджело из росписи Сикстинской капеллы. И вместо пророка Исайи изобразил в точно такой же позе крепкую, мускулистую молодую рыжеволосую женщину в комбинезоне, сделавшую короткий перерыв в работе, чтобы перекусить. Она сидела на фоне американского флага с пневматическим заклёпочным пистолетом на коленях. В одной руке она держала коробку для ланча, на которой было написано «Рози», а в другой – сэндвич с ветчиной. Её нога попирала «Майн кампф» Гитлера, что должно было символизировать личный вклад Рози в победу над нацистами. Конструкция из проволоки у неё над головой напоминала нимб.
На груди у девушки было несколько значков: «Красный крест» означал, что Рози донор и сдаёт кровь для раненых, «Голубая звезда» свидетельствовала о её вкладе в кампанию по поддержке американских военных, а «V stands for Victory» говорил о том, что работница к тому же является участницей военного займа. Кроме того, Роквелл изобразил свою героиню с Президентским знаком, выдаваемым за безупречную работу, и двумя медалями за успехи в гражданской службе.
Моделью для картины послужила 19-летняя Мэри Луиза Дойл, работавшая телефонисткой в Арлингтоне. На первый сеанс она пришла красиво одетой и в туфлях на каблуках, но Роквелл сказал, что так не годится. И в следующий раз девушку облачили в рубашку и рабочий комбинезон из джинсовой ткани.
Когда миниатюрная и грациозная ирландка впервые взглянула на готовую картину, она едва не расплакалась от разочарования и обиды. Она рассчитывала, что будет выглядеть вдохновляющей воинов красоткой – такой, как другие художники изображали девушек на агитационных плакатах, а вместо этого увидела своё лицо и чужое тело с горой крепких мускулов, более подходящих борцу или боксёру. По выражению Мэри, она была похожа на «бегемотиху, вынырнувшую из чёрных глубин воображения художника».
Роквелл позвонил натурщице и извинился: он был уверен, что она подаст на него в суд. Ведь художник умышленно сделал фигуру Мэри гораздо более мускулистой, чем в оригинале, и к тому же намного крупнее: он хотел, чтобы изображение передавало не только внутреннюю, но и физическую силу девушки.
Картина в кратчайший срок прославилась на всю Америку. Она показывала новый образ женщин – самостоятельных, не боящихся трудностей, готовых на жертвы ради родной страны и способных заменить на заводах мужчин, пока те сражаются на фронте. И если советским солдатам сердце согревала Катюша из одноимённой песни, которая ждала бойца дома и берегла любовь, то у американских военных эту роль выполняла Рози.
Популярность «Клепальщицы Рози» была такой ошеломительной, что министерство финансов США до конца войны арендовало её у журнала «The Saturday Evening Post» для передвижной выставки. Во время поездок по стране картину демонстрировали вместе с циклом Роквелла «Четыре свободы», агитируя население приобретать облигации военного займа.
«Я гордилась тем, что моё изображение помогло собрать столько денег на войну», — впоследствии говорила Мэри Дойл. Она простила Роквеллу пририсованные ей мускулы, поскольку вместо одной из многих красавиц с пропагандистских плакатов превратилась ни много ни мало в символ нации. По выражению американского драматурга Дэвида Мэмета, лауреата Пулитцеровской премии 1984 года, «Клепальщица Рози» победила Гитлера».
1943 год принёс Норману Роквеллу не только выдающиеся успехи, но и большие проблемы: его мастерская была уничтожена пожаром, в огне сгорела часть картин и обширная коллекция исторических костюмов и реквизита.
Оправившись от этого удара, Норман Роквелл снова вернулся к творчеству. До конца войны он писал портреты солдат и тружеников тыла, сознавая свою причастность к тому, что происходило в стране и понимая, что силой искусства и своего имени он способен поднимать дух нации.
Первые послевоенные годы
Как и другие американцы, Роквелл радовался освобождению от тягот войны. И делал всё от себя зависящее, чтобы вселить в сограждан уверенность, что уж теперь-то в стране всё будет хорошо, её ждут благополучие и процветание. Он по-прежнему с добрым юмором изображал сцены из повседневной жизни.
Норман Роквелл был фанатично предан своему делу, а заказы сыпались на него как из рога изобилия. Он вставал рано, съедал на завтрак два яйца всмятку и тост, после чего отправлялся в мастерскую, где проводил весь день с перерывом на обед, который обычно состоял из банки консервированного томатного супа Campbell's и поджаренного цельнозернового сэндвича с арахисовым маслом и малиновым джемом.
И так изо дня в день. Он был трудоголиком, который изнурял себя ради дела и при этом - парадокс! - рисовал прелести неторопливой провинциальной жизни. Семье оставалось только смириться с его оторванностью от мира и с тем, что работу он всегда ставил на первое место.
«Произнесение молитв»
В 1951 году Норман Роквелл создал для обложки «The Saturday Evening Post» картину «Произнесение молитв», посвящённую Дню благодарения. На ней были изображены пожилая женщина и мальчик, которые на виду у посетителей переполненного ресторана возносили слова благодарности Богу перед тем, как приняться за еду. Этот сюжет художнику подсказала читательница журнала, которая написала в редакцию о том, как однажды увидела в ресторане истово молившуюся семью меннонитов.
Норман Роквелл специально обошёл несколько популярных мест общепита Нью-Йорка, чтобы воссоздать на картине типичную закусочную, при виде которой любой сказал бы, что бывал именно в такой. В одном из популярных мест на Таймс-сквер он одолжил несколько стульев и стол. Роквелл пригласил поучаствовать для фотосессии друзей, соседей и своего сына Джарвиса в качестве модели. Он сделал несколько сотен снимков, затем, основываясь на референсе, создал много предварительных набросков, прежде чем приступить к работе маслом.
Журнал заплатил Роквеллу за эту картину 3500 долларов (с поправкой на инфляцию эта сумма эквивалентна 39 460 долларам в 2022 году). Подавляющее большинство читателей «The Saturday Evening Post» в ходе устроенного журналом в 1955 году голосования назвали обложку с «Произнесением молитв» своей самой любимой. Забегая вперед, скажем, что в декабре 2013-го данная картина была продана на аукционе Sotheby's за 46 миллионов долларов.
«Гений с детским сердцем»
В 1953 году Роквелл со своей семьёй переехал из Арлингтона в Стокбридж (штат Массачусетс). Его соседи были очень удивлены, увидев, как просто держит себя с ними художник, которого знали в каждой американской семье. Один из них потом признался журналистам: «Он не просто вёл себя скромно. Он был скромным. И всем нравился, потому что был непритязательным и никогда никому не навязывался».
В 1954 году он создал картину «Девочка перед зеркалом», которая стала ещё одной вехой в его творчестве. Изображённая на ней девочка, находящаяся на пороге женственности, внимательно изучает собственное отражение. На полу у ее босых ног лежат брошенная кукла, открытый тюбик губной помады и расческа, а на коленях - снимок голливудской звезды Джейн Рассел. Искусствоведы считают, что своим произведением Роквелл хотел показать естественный страх подростка перед взрослением.
Для этой картины художнику позировала его любимая модель Мэри Уэлен-Леонард, с которой он писал знаменитую хулиганку с синяком под глазом и «Один день из жизни девочки».
«Он гений с детским сердцем, человек, который оставляет неизгладимый отпечаток как на людях, так и на холсте», - так отозвалась Мэри Уэлен-Леонард о Нормане Роквелле в интервью «The Saturday Evening Post» в 1976 году.
Автобиография и конец сотрудничества с «The Saturday Evening Post»
В 1959 году Мэри, жена Нормана Роквелла, страдавшая от ишемической болезни сердца, внезапно скончалась. Чтобы оправиться от её смерти, художник с помощью сына закончил автобиографию «Мои приключения в качестве иллюстратора», которая была опубликована в 1960 году.
«Он начал с того, что говорил в диктофон в одиночку на кухне после ужина, - вспоминал его сын Том. - Нельзя было допустить, чтобы даже книга о его жизни и творчестве мешала работе. Но ему такая недоговоренность тоже не нравилась. Поэтому в конце концов мы отказались от диктофона, и я просто делал заметки во время его речи. Когда я думал, что мы накопили достаточно материала, я систематизировал и записывал его, а затем мы читали и исправляли написанное, часто добавляя предложения или вспоминая другие вещи, которые можно было бы вставить. Многие из своих воспоминаний он уже организовал в истории, часто забавные, так как ему нравилось развлекаться и подшучивать над собой».
В 1961 году Роквелл сочетался браком с Молли Пандерсон, учительницей на пенсии, про которую местные жители злословили, что она старая дева, никогда не имевшая романов с мужчинами. Тем не менее это был крепкий дружеский союз двух привязанных друг к другу немолодых людей. Третья жена подарила художнику необходимую поддержку. Он признавался, что она вселяла в него уверенность - то качество, которого всегда катастрофически не хватало очень скромному от природы Роквеллу.
В июне 1962 года журнал «The Saturday Evening Post» перешёл к другому владельцу. Русская поговорка про новую метлу оказалась справедлива и для американских реалий. Руководство уволило прежнего художественного редактора и отказалось от обложек Роквелла, мотивируя своё решение тем, что публике теперь гораздо интереснее портреты кинозвёзд и известных политиков.
«Акцент с простого человека, который был центральным для самоощущения американцев до середины XX века, в 1960-х годах, ориентированных на телевидение, сместился на поклонение знаменитостям, чьи жизненные истории и семейные кризисы заменили истории о пресловутом соседе в качестве предметов интереса и сплетен», - писала «Нью-Йорк таймс».
Для Роквелла новая политика «The Saturday Evening Post» оказалась неприемлемой. И всё же его очень пугал разрыв с журналом, которому он отдал 46 лет жизни.
«Все это — унижение, депрессия, неудовлетворенность, - написал он в порыве отчаяния в одну из майских ночей 1963 года. - Разве это не ответ — умереть, если необходимо, но сделать что-то стоящее? Достойный конец, а не унизительный страх и унижение. Хватит ли мне смелости преодолеть это? Разрезать этот узел самому, чтобы не умереть униженным...»
Четыре месяца спустя он написал последнему арт-директору журнала и сообщил, что пришёл к убеждению в нецелесообразности дальнейшего сотрудничества, поскольку работа, которой он хочет заниматься, больше не вписывается в политику «The Saturday Evening Post».
Его «Знаток» стал последней работой, которую он сделал для обложки журнала. На ней был изображён седовласый респектабельный мужчина в музее, стоящий перед картиной Джексона Поллока. Критики отмечали, что Роквеллу удалось создать очень правдоподобную имитацию произведения знаменитого художника. В своей студии, положив холст на пол, он капал на него краски разных цветов, добиваясь «раскрепощенной спонтанности», присущей абстрактному экспрессионизму.
Окончание следует...
#НорманРоквелл #NormanRockwell #иллюстратор #иллюстрация #Америка #искусство #художник #рисунки #картины