Найти в Дзене
Рисую в 50

«Русский Дега» Валерий Косоруков

Балет – центральная тема в творчестве выдающегося советского художника Валерия Косорукова, и за это на Западе его окрестили «русским Дега», сравнивая с великим французским импрессионистом. Его визитной карточкой стал великолепный портрет знаменитой советской балерины Натальи Бессмертновой, которую он запечатлел в образе Жизели.

Валерий Косоруков родился 15 февраля 1937 года в Москве. Его творческий путь начался в кружке ИЗО при районном доме творчества на Красной Пресне. Выбранная дорога привела одарённого юношу в художественную школу при институте имени Сурикова, куда он позже поступил на факультет живописи и с блеском его закончил. Затем была аспирантура в этом же вузе.

-2

Ещё в студенчестве он страстно увлёкся балетом. Тогда Валерий не подозревал, что в течение трёх последующих десятилетий создаст своеобразную летопись Большого театра, запечатлев в своих работах Майю Плисецкую, Александра Годунова, Наталью Бессмертнову, Екатерину Максимову, Владимира Васильева и других.

Майя Плисецкая в балете «Дон Кихот».
Майя Плисецкая в балете «Дон Кихот».

Его картины стали появляться на выставках с 1958 года, а широкое признание пришло к нему в середине 70-х годов. Профессионалы отмечали необычайный изобразительный талант художника и его самобытность, утверждая, что в своих работах Валерий Косоруков сумел передать самую суть танца, отточенность и красоту движений, а также всепоглощающее вдохновение служителей Терпсихоры. Именно за эту безупречность, выразительность и визуальное наслаждение так любят и ценят во всём мире богатый традициями русский балет.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Молоды и очень талантливы.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Молоды и очень талантливы.

Он был вхож за кулисы Большого Театра и дружил со многими знаменитыми танцовщиками, которые охотно соглашались ему позировать. Даже отличавшийся суровым характером и бескомпромиссностью великий хореограф и балетмейстер Юрий Григорович, которого в труппе за глаза называли тираном, не возражал против того, чтобы художник присутствовал на репетициях его постановок и делал зарисовки с натуры. Работы Косорукова долгие годы были настоящим украшением Белого фойе Большого театра.

Майя Плисецкая и Александр Годунов в «Гибели розы»
Майя Плисецкая и Александр Годунов в «Гибели розы»

С 1964-го по 1990 год Валерий Косоруков преподавал живопись и рисунок в МГХАИ имени Сурикова. Монография художника «Балет» была представлена на Всемирной выставке ЭКСПО-1967 в Монреале и на Лейпцигской международной книжной ярмарке 1967-68 годах. На 10-й биеннале в Сан-Паулу она получила первую премию. В 1988 году в издательстве «Изобразительное искусство» была выпущена книга «Образы балета», посвящённая его творчеству. В неё вошли репродукции 130 картин мастера.

После распада Советского Союза живописец переехал жить в США. Там он долгое время сотрудничал с Фернанду Бухонесом, который признан одним из лучших танцовщиков XX века. За рубежом Валерий Косоруков создал декорации для многих спектаклей, в числе которых были «Жизель», «Спартак», «Дон Кихот», «Баядерка» и «Щелкунчик».

Также Валерий Косоруков писал пейзажи, портреты, обнажённую натуру и, конечно же, балет. Эта тема была и остаётся по сей день его любимейшей. И он, без преувеличения, служит балету всю жизнь – пусть не на сцене, но в качестве признанного мастера, способного запечатлеть и сохранить драгоценные моменты русского искусства для истории.

В 2022 году, поздравляя Валерия Стефановича Косорукова с 85-летием, президент Российской академии художеств Зураб Церетели отметил, что творчество юбиляра «отличает высочайшая культура рисунка, приверженность традициям русской классической школы графики и живописи, выдающееся мастерство композиционного решения, утончённость и лиричность звучания произведений».

Валерий Косоруков является членом Союза художников России, почётным гражданином Нового Орлеана. Сегодня произведения живописца находятся во многих музеях России и США, а также в частных коллекциях по всему миру. Во время проведения Международного конкурса артистов балета в Москве сцену, на которой соревнуются лучшие из лучших, украшает созданная Валерием Косоруковым эмблема.