Найти в Дзене
Одна из...

Изостудия по средам: 18 век в Венеции. Глава 2

Как только мы слышим слово "Венеция", тут же возникает ассоциативный образ карнавала.

Современный венецианский карнавал имеет мало общего с той идеей из средних веков. Разве что, маски. Так ведь и исконные венецианские маски были всего две: моретта и баута.

Самыми правдивыми источниками информации по истории венецианских карнавалов служат живописные полотна. Вашему вниманию предлагаю те, что нам демонстрировала Екатерина и те, что дополнительно нашла самостоятельно.

Самая романтичная и в то же время простенькая, без лишних украшательств - моретта (или смуглянка). Она же "servetta muta" ("молчаливая служанка"). В народе эту маску называли "отрада мужей". Выполнена она из чёрного бархата. Никаких ленточек или других ухищрений для крепления на лице - лишь небольшой шпынёк с внутренней стороны, который зажимался зубами. И всё! Никаких слов, пока маска на лице!

Чёрный цвет прекрасно выделял матовую белизну кожи и красноватый оттенок волос венецианок. А молчание женщины создавало ореол загадочности и невысказанных обещаний)))

Розальба Каррьера - венецианская художница, по праву заслужившая звания "Королевы пастели". В те времена, когда пастельные палочки из цветных пигментов и белой основы использовались только для набросков, она превратила их в главный инструмент бесподобных портретов в стиле рококо.

Художница оставила после себя огромное количество женских и мужских портретов. Прожила долгую жизнь - 84 года, но последние годы ослепла. Видимо сказалось большое напряжение для зрения - она в юности помогала своей матери плести кружева, да и портретное искусство в технике пастели тоже требовало кропотливости и тщательной прорисовки деталей. А в начале своего творчества Розальба Каррьера создавала миниатюрные портреты на слоновой кости. Иногда их носили как украшения или вставляли в табакерки.

Розальба Каррьера "Портрет Феличиты Сартори в турецком платье" 1728г.    Источник https://artchive.ru/publications/4547~Rozal'ba_Karr'era_Vydajuschajasja_istorija_uspekha_Korolevy_pasteli?ysclid=lq88b1geag791865511
Розальба Каррьера "Портрет Феличиты Сартори в турецком платье" 1728г. Источник https://artchive.ru/publications/4547~Rozal'ba_Karr'era_Vydajuschajasja_istorija_uspekha_Korolevy_pasteli?ysclid=lq88b1geag791865511

Розальба Каррьера "Портрет женщины с маской" Бумага, пастель, 1730г. Источник https://artchive.ru/artists/984~Rozal'ba_Karr'era_Karrera/works/475154~Portret_zhenschiny_s_maskoj
Розальба Каррьера "Портрет женщины с маской" Бумага, пастель, 1730г. Источник https://artchive.ru/artists/984~Rozal'ba_Karr'era_Karrera/works/475154~Portret_zhenschiny_s_maskoj
Феличе Бооскаратти (1721 - 1807гг) "Женщина в маске" Источник http://edouardvuillard.org/artist-Felice%20Boscarati-01.htm
Феличе Бооскаратти (1721 - 1807гг) "Женщина в маске" Источник http://edouardvuillard.org/artist-Felice%20Boscarati-01.htm

Антуан Ватто - признанный мастер стиля рококо - тоже не обошёл тему масок стороной. Моретту держит в руке актриса справа.

Антуан Ватто "Актёры театра Комеди Франсез" 1712г. Дерево, масло. 20х25 см. Из собрания Эрмитажа. Источник https://www.kulturamira.ru/txt/33vatto.shtml
Антуан Ватто "Актёры театра Комеди Франсез" 1712г. Дерево, масло. 20х25 см. Из собрания Эрмитажа. Источник https://www.kulturamira.ru/txt/33vatto.shtml

Тема Венецианского карнавала продолжится в следующих публикациях...