Чем дольше и чем больше я пишу о красоте старинных зданий и о гениальности великих зодчих прошлого, тем чаще слышу от некоторых читателей недобрые отзывы о современной архитектуре. Мол, и строить не умеют, и продают задорого, и жить негде. А если и есть где, то невозможно жить.
И особняки-де восемнадцатого и доходники девятнадцатого все разобрали под офисы и посольства. А что сегодня строят – то уродливо и недолговечно. Вот то ли дело тогда. И на века, и красиво, не то что…
Но знаете, при всей моей нежной и беззаветной любви к истории Москвы и к старинной архитектуре, согласиться целиком и полностью я все равно не могу. Уж совершенно точно не могу и не вправе идеализировать одно, унижая другое. Да и обидно, если честно, за современных мастеров.
А главное, я очень часто читаю о том, что признанные сегодня шедевры архитектуры, построенные столетие или более назад, также нередко получали жесткую, а иногда и жестокую критику современников. Моего любимого Федора Осиповича Шехтеля кто только ни ругал. И Корней Чуковский с Максимом Горьким нелестно отзывались об особняке Рябушинского,
и дом на Пятницкой одни называли «Изумрудом Шехтеля», другие «уродливым ящиком».
Еще я рассказывал в одной из статей о трагической истории зодчего Николая Поздеева, который выстроил для купца Игумнова расписной сказочный терем на Большой Якиманке.
А знаменитую историю о доме Арсения Морозова на Воздвиженке «раньше я одна знала, что ты дурак» и вовсе знают все.
Даже когда Матвей Казаков выстроил Царицынский дворец, который не позволили достроить Баженову, знатные москвичи раскритиковали и его творение, говоря: «Это огромное здание, как гроб великана, есть произведение зодчего, едва ли бывшего художником. Казаков выстроил дворец, который теперь стоит как мавзолей над гением Баженова».
Да что уж там говорить! Многие до сих пор соотносят слово «эклектика» со словом «безвкусица».
Но, простите, я кажется увлекся. Но я правда не люблю идеализировать одно в противовес другому. И как пример того, что (опять же, на мой скромный, любительский вкус) и сегодня умеют строить великолепные здания, покажу один…
…Современный дом в Большом Козихинском переулке
Если ввести в поисковик адрес «Большой Козихинский, 15», то мы узнаем, что по этому адресу в 29-30-м годах двадцатого века был построен жилой дом общества «Оргметалл» в модном тогда стиле конструктивизма – как раз и задуманном в противовес «мещанским излишествам» прошлого.
Его возвел архитектор Каменецкий, а одним из его жильцов был писатель и директор Всесоюзного НИИ кинематографии Алесь Адамович.
К сожалению, я так и не понял, построили новый дом на месте того, старого, или дом Оргметалла так и стоит где-то рядом. Но кажется, старую постройку все-таки снесли. И мне очень захотелось вам показать именно этот, новый дом, построенный в 2020 году (5 фото).
Скорее всего, через сотню лет он не станет памятником архитектуры и объектом культурного наследия. Не то отношение и не та эпоха. Но знаете, он правда мне понравился (8 фото).
Это – элитный клубный дом «Бакст». И он на полном основании может именоваться домом, построенным в стиле «последнего» русского модерна. В нем всего 18 квартир, 7 из которых – двухсветные, имеющие два уровня (4 фото).
Его фасады отделаны юрским мрамором и керамикой, а верхний этаж украшен мозаичными панно с изображением картин художника девятнадцатого – начала двадцатого века Льва Самойловича Бакста (Лейб-Хаима Израилевича Розенберга) (4 фото).
Собственно, по имени живописца дом и получил свое название (7 фото).
И если даже этот дом построили «нынешние строители без вкуса», то я не знаю, что сказать ненавистникам и хейтерам.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!