Сегодняшняя история об одном из самых красивых и одновременно одном из наиболее необычных и загадочных особняков Москвы. Каждый раз, когда бываю на Никитских, останавливаюсь перед ним, но отчего-то ни разу нигде о нем не писал. И эту оплошность совершенно необходимо исправить.
Он стоит на пересечении Спиридоновки и Малой Никитской, летом частично спрятанный от глаз зеленой листвой, однако всегда привлекает внимание.
Его знает каждый. И почти каждый наслышан, что эта жемчужина московского модерна, сотворенная Федором Осиповичем Шехтелем, ужасно не понравилась известному писателю Николаю Корнейчукову, которого каждый взрослый ребенок моих лет знает и любит под именем Корнея Ивановича Чуковского:
«Особняк так безобразен и нелеп, что даже честные сугробы и глыбы снега, которыми он окружен и засыпан, не смягчают его отвратительности»
(Запись из дневника Корнея Чуковского от 11 марта 1932 года)
Или вот еще:
«Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бесстыжее»
(Запись из дневника Корнея Чуковского от 16 августа 1932 года)
И все это, конечно, про…
…Особняк Степана Павловича Рябушинского
Это был известный в высших московских кругах банкир и фабрикант, старообрядец, большой знаток изящных искусств, меценат и самозабвенный коллекционер старинных икон (часть его огромной коллекции сегодня хранится в Третьяковке). Более того – близкий друг Федора Осиповича. Конечно, других вариантов в выборе исполнителя работ по планированию семейного гнезда Рябушинских быть не могло.
Строительство началось летом 1900 года и закончилось в 1903-м.
По задумке хозяина, это должна была быть обширная городская усадьба с главным домом в глубине роскошного сада, прачечной, дворницкой и конюшней.
Однако Шехтель сделал ход конем. Хозяйственные и вспомогательные постройки ушли вглубь двора, а на красную линию Малой Никитской улицы вышло живописное парадное крыльцо, благодаря чему между стенами дома и оградой получилось устроить желаемое свободное пространство. И дом на виду, и фасады со стороны обеих примыкающих к усадебному участку улиц оттенены кронами.
И уж фасады эти... Ух!
Мы часто читаем о старинных особняках: «каждое его помещение неповторимо и выполнено в собственном, индивидуальном стиле». Здесь свой собственный и уникальный облик имеет каждая стена дома!
Неповторимы и не похожи одно на другое и окна – каждое своего размера и собственной формы (7 фото).
Удивительно то, что этот трехэтажный, облицованный глазурованным кирпичом особняк, с одной стороны, словно выстроен из разнокалиберных кубиков, а с другой – в его внешнем виде и правда не так много прямых углов. Он весь текучий, воздушный, живой.
А еще это тот поразительный случай, когда я не знаю, что назвать главным украшением дома: упомянутое выше замысловатое крыльцо, великолепные майоликовые орхидеи фриза, древесно-растительно-волнистые орнаменты решеток или…
Или сам, целиком и неделимо, общий облик особняка, который каким-то магическим образом вызывает ассоциацию с цветочным бутоном, что родился из крохотного ростка и, распустившись, превратился в один из самых необыкновенных московских особняков. Причем, каждый его лепесток неповторим, является единым целым со всеми остальными и непохож ни на один из других (9 фото).
Впрочем, в этом и заключена тайна, сила и особенность стиля модерн – произрастать изнутри наружу.
И конечно…
…Интерьеры дома под стать его внешности
Центром всего объема стала удивительной красоты лестница-волна, лестница-водопад, лестница-стебель живого растения-дома. Да простят меня стилисты, литературные редакторы и привередливые читатели за то, что в тексте так много раз повторяются слова «удивительный», «уникальный» и их синонимы. Но здесь все именно так и есть. Все именно такое, что любого словарного запаса не хватит.
А в декоре – растительные узоры, волны и завихрения стихии, изображения животных наземных и морских – черепахи, медузы, морские коньки, саламандры, стрекозы и бабочки… К сожалению, многие интерьеры дома были заменены в советское время, а часть украшений утрачена (12 фото).
И это неудивительно, ведь Шехтель, планируя особняк, закладывал в его оформление две идеи: единение человека с природой и устремление к Божественному. Немудрено, что не всем это приходилось по вкусу.
Фото внутри особняка делались в январе 2022 года. С тех пор я не раз хотел снова попасть в этот дом и снова всем насладиться, но экскурсии в нем подвержены какому-то очень странному расписанию, и я постоянно натыкался на закрытые двери.
Что же еще известно об этом доме? Любопытно, что…
…Об этом доме известно довольно много
Въехав вместе с семьей в свежевыстроенную усадьбу, Семен Рябушинский отвел несколько комнат под коллекцию икон. Здесь же он открыл реставрационную мастерскую, в которой трудились известные в те годы московские художники-реставраторы Алексей Васильевич Тюлин и его сын Александр Алексеевич, оба старообрядцы (12 фото).
Позднее несколько десятков уникальных старообрядческих икон из собрания Рябушинского, как я упомянул выше, достались Третьяковской галерее. Но это случилось уже после революции и после того как…
…Семейство Рябушинских эмигрировало в Италию
Вначале в знаменитом особняке открылся отдел виз и паспортов Наркомата иностранных дел, а чуть позднее – кабинет Госиздата. Еще позднее – Русское психоаналитическое общество. И даже Детский дом-лаборатория «Международная солидарность».
«Я стал — в возрасте двадцати одного года — ученым секретарем Русского психоаналитического общества, председателем которого был профессор Ермаков... Нам дали прекрасный дом — особняк Рябушинского. Я получил великолепный кабинет, оклеенный шелковыми обоями, и страшно торжественно заседал в нем, устраивая раз в две недели заседания психоаналитиков. На первом этаже особняка помещалось наше психоаналитическое общество, а на втором — психоаналитический детский сад. Большого воспитательного эффекта работа наша не дала, но возможность заниматься интереснейшими проблемами науки в идеальных условиях мы на какое-то время получили»
(Из воспоминаний доктора психологии Александра Романовича Лурия, одного из сотрудников психоаналитического общества)
Чему и как учили детей в этом «детском саду» я рассказывать не буду. Желающие могут почитать об этом в других многочисленных источниках. Скажу лишь, что если бы опыты его руководительницы Веры Шмидт увенчались успехом, то советские люди того времени могли бы очень напоминать жителей современной Европы.
«Никаких стеснений и никаких обязательств!» – таким был один из главных девизов советского педагога и партработницы Веры Шмидт.
А в 1931 году усадьбу Рябушинских с подачи едва ли не лично самого товарища Сталина…
…Поселился вернувшийся из эмиграции Алексей Максимович Горький
Кстати, как и Корней Чуковский, Максим Горький также отзывался об усадьбе нелестно. Еще будучи заграницей, он называл творение Шехтеля нелепым. Когда же вернулся – повторил: «нелепый дом, но работать можно».
Правда, высказал он и другую мысль по этому поводу, весьма благородную:
«Но я совершенно точно знаю, что моё поселение во дворце или храме произведёт справедливо отвратительное впечатление на людей, которые, адски работая, обитают в сараях»
Впрочем, вопрос был решен, и новая квартира ждала своего талантливого и знаменитого жильца.
Здесь Горького посещали многие известные лица: Шолохов, Маршак, Пришвин и все тот же Корней Иванович Чуковский. Бывали не только известные, но и чрезвычайно влиятельные посетители:
«Встречался я со Сталиным, встречался… не раз… Картина есть у художника Яр-Кравченко, она сохранилась в литературном музее: в Рябушинском особняке, у Горького, Политбюро со Сталиным, и мы, писатели, человек пятнадцать. Там Горький и Сталин за столом, и Маленков, Молотов, Андреев, все сидят, а на первом месте кресло, а в кресле я сижу, молодой, приятный. Было дело… Это были страшные времена. И Ягода тоже был с нами, главный шеф Леопольда Авербаха, председателя РАППа… страшный человек был, такой бледный, маленького роста...»
(Петр Алешкин, «Моя тропинка. О писателях, о литературе, о кино, о молодежи, о мифах и о себе»)
Неудивительно, что за новым квартирантом здесь было устроено пристальное наблюдение, которого, собственно говоря, никто даже не собирался скрывать. Комендант, поселившийся на первом этаже, вел тщательные записи всех посетителей и всех разговоров.
Конечно, Горький внес свои изменения в интерьер. По всему дому были установлены книжные шкафы, гостиную – самое большое помещение всего дома – переоборудовали под библиотеку. Демонтировали камин в столовой (12 фото).
Во время Великой Отечественной войны в служебных постройках во дворе усадьбы устроили коммунальные квартиры, а в самом доме осталась жить Надежда Пешкова – вдова сына писателя.
А в 1965 году дом Рябушинских...
...Превратили в музей-квартиру Горького
В музее удалось сохранить подлинную обстановку времен Алексея Максимовича. Личные вещи и хранящаяся здесь библиотека (около двенадцати тысяч томов!) – подлинные. А еще – коллекция настоящих японских нэцке, которые Горький собирал всю жизнь (17 фото).
Ох… не думал, что статья выйдет такой длинной. Большое спасибо тем, кому хватило терпения дочитать до конца. И уж уверенно скажу в заключении: если вы еще не бывали в особняке – обязательно побывайте! В интернете легко найти всю информацию о посещении, о рабочих днях и о часах работы музея.
Равнодушными вы не останетесь. Или мы вернем вам деньги (что, конечно, шутка).
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших оценках и комментариях, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям. А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!